Письмо ветерану

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

– 1 уч-ся читает стихотворение наизусть.

Когда от ран солдаты погибали,
И грудью припадали к ковылю,
Сухими воспалёнными губами
Сквозь стон шептали: «Я тебя люблю».
«Люблю», «люблю», «люблю».
Я в песнях слышу.
«Люблю», как клятву,
Я шепчу во сне.
И в этом слове всю Отчизну вижу,
И песня пробуждается во мне.
(«Люблю» В. Харитонов)

– Ребята, сегодня на уроке письма мы вспомним традиции эпистолярного жанра, т.е. жанра, имеющего «форму письма». Познакомимся с письмами, свидетельствами истории, а также напишем свои письма.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Вы прослушали стихотворение В.Харитонова, о чём и оком оно?

– О солдате, который пишет с войны. О его любви к Родине.

– Верно, близится праздник 65-тилетие Дня Победы. И сегодня мы будем учиться писать письма и почитаем письма военных лет, которые сохранились до наших дней: письма солдата, защитника России, и другие.

– Что же такое письмо? Письмо (послание) – это слово происходит от греческого эпистоле (epistole). Написание письма поэтому и относится к так называемому эпистолярному жанру. А если заглянуть в «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, то получим следующее определение: «Письмо – это особый жанр, «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь».

– К сожалению, этим жанром сейчас стали пользоваться гораздо реже, его вытесняют телефонная связь и интернет-связь.

2 уч-ся: Письма имеют важное значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии , сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. Научившись писать буквы дети устанавливают переписку со своими сверстниками. К письмам часто прикладывают рисунки, и даже поделки. С возрастом круг адресатов расширяется, иногда появляется необходимость написать в газету или в журнал.

3 уч-ся: Письма маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте.

– Значит, письмам нужны билеты?

– Да. И этот билет – почтовая марка.

4 уч-ся:

Марки невкусные, намазаны клеем,
Мы с дочуркой об этом жалеем.
Красивую марку дочурка лизнёт,
Скорчится, сморщится и – заревёт!
Скорее придумайте марку отличную,
Которую клеит варенье клубничное!
Ура троекратное маркам почтовым,
Намазаны сладким сиропом фруктовым!
(отрывок из стихотворения Д. Родари)

2. Демонстрация писем.

5 уч-ся: В жизни людей письма играют важную роль. А Льву Кассилю письма помогли даже стать писателем. Приехав в Москву учиться, он бродил по столице, знакомился с достопримечательностями и свои впечатления выражал в письмах к брату. Письма были столь содержательными и эмоциональными, что брат отнёс их в редакцию, и они были напечатаны. Это окрылило Льва Кассиля, и он всерьёз занялся литературным творчеством.

Учитель: Некоторые письма являются свидетельствами истории. Перед вами письмо лучшего снайпера Красной Армии Середняк Лидии Прокофьевны, жившей в нашей станице Казанской. Оно было отправлено с фронта 2 сентября 1942 года.

«Письмо дорогим папане, мамане и сёстрам от верного бойца и дочери Лидии. Спешу сообщить вам своим письмом, что жива и здорова, чего и вам желаю. У меня всё идёт хорошо, бьём врага. Нахожусь в Сталинградской области, выполняю боевое задание с товарищами, некоторых уже нет с нами рядом, а другие в госпитале. Здесь холодно, дуют ветры. А у вас теперь тепло. Как собрали урожай? Какой была Кубань? Так хочется вдохнуть свежий запах сена, земли, цветов… На том заканчиваю своё письмо. Адрес мой такой:
Действующая армия, 13-я гвардейская стрелковая дивизия.»

Учитель:

68 лет прошло с момента написания этого письма. Но благодаря людям, сохранившим письма мы можем много узнать о жизни людей того времени, о событиях.

– А теперь послушайте следующее письмо. Его написал А.М. Горький, обращаясь к ученикам одной из школ.

«Получил ваши письма, ребята, спасибо вам!
Очень хочется мне поглядеть на вас, какие вы люди на земле и как озорничаете? А также хочется поболтать с вами, послушать: что вы знаете, чему научились? Охотно ли учитесь?
Я, ребятишки, не учитель, учить вас не собираюсь. Но всё-таки хочется сказать вам, что на свете нет силы сильнее науки, которая творила бы такие чудеса, как наука.
Я, вот старик. Мне 61 год, а я всё учусь и нахожу в этом большую радость для себя. Да и людям, думаю это полезно, могу сказать им хорошее слово. Вам, ребятишки, нужно учиться особенно усердно, потому что, когда вы станете большими, вам придётся государством управлять, государством, которое завоевали для вас ваши отцы и в котором вы будете хозяевами.
Послал вам книг, пошлю ещё. Может быть, вы сами скажете мне, какие книги хотелось бы вам почитать? Посоветуйтесь с Ильёй Васильевичем, и пусть он мне пришлёт список книг. Жюль Верна – читали? Вот хороший писатель. Ну, до свидания, ребята! Весной, пожалуй, увидимся».
4 марта 1929-го.

Учитель: Письмо было написано 81 год назад. А как актуально. Прослушайте ещё одно письмо.

6 уч-ся:

Дедуля, здравствуй! Не грусти.
Конфеты кончились, прости.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня тебе письмо пишу.
А у меня большое горе –
Пропали кеды на заборе.
Здесь скучно. Я в кино ходил.
Кончаю. Всё. Твой внук Егор.

Учитель: Скажите, надолго ли останется в памяти людей письмо этого мальчика? (Нет.)

– Вам кажется, что написать письмо так просто. Но не всё то, что вы пишите родителям или друзьям, можно назвать письмом. Существуют некоторые правила написания письма.

7 уч-ся: Содержание письма – дело воспитанности и необходимости, тон должен быть выдержанным, мысли хорошо продуманы и логически выстроены. Помните, ведь что написано пером, то не вырубишь топором.

8 уч-ся: Почерк должен быть разборчивым, аккуратным. Обратите внимание на бумагу. Желательно, чтобы лист бумаги был белый и ровный..

Учитель: Письмо состоит из зачина, информационной части и концовки. Каждая часть письма пишется с красной строки.

9 уч-ся: Письмо начинается с обращения: «Дорогой дедуля», «Милая мамочка», «Здравствуйте, тётя Маша».

10 уч-ся: Завершается письмо добрыми пожеланиями и выражением своего отношения к адресату, подписью. Например: «Желаю вам всего доброго. С уважением Наташа», или «Целую, ваш Виктор».

Учитель: А есть письма-поздравления, как поздравительные открытки. Во времена Великой Отечественной войны солдаты писали письма своим родным в форме треугольника (показ писем-треугольников).

3. Демонстрация и изучение писем.

а) Просмотр и чтение писем солдата срочной службы Кулинич Ильи, жителя станицы Казанская.

Учитель: Солдатам в армии даётся время для того, чтобы они могли написать письмо домой, друзьям, близким и знакомым. Солдату грустно, он находится далеко от близких ему людей, но он гордится тем, что охраняет Родину. Любовь к своим близким и родным солдат излагает в письме и в стихах, сложившихся в его мыслях.

Вот прошло 65 лет со Дня Победы 1945 года, как много прошло лет, но мы не должны забывать этот день и тех воинов, которые ценой своей жизни добыли нам жизнь под мирным небом. Так мало осталось в живых солдатов – ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов. И мы с вами напишем письмо поздравление ветерану в форме разноцветного треугольника.

IV. Итог урока.

Проведение игры. По классу под музыку передаётся коробочка, в которой находятся вопросы, ответы на которые подведут итог урока. Как только прекращается музыка, тот, в чьих руках оказалась коробочка, достаёт из неё вопрос. Зачитывает его и отвечает.

Вопросы:

  1. Место жительства; надпись на конверте или посылке, указывающая их место назначения? (Адрес)
  2. Текст, посылаемый для сообщения чего-либо кому-либо? (Письмо)
  3. Учреждение для пересылки писем, периодических изданий, посылок, денег? (Почта)
  4. Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен? (Марка)
  5. Человек, который разносит письма, газеты? (Почтальон)
  6. Специальный пакет из бумаги для вкладывания письма? (Конверт)

V. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, я объявляю конкурс на лучшее письмо. (Детям раздаются памятки «План письма») Тема «Письмо ветерану».

Приложение.