Говорят погибшие герои

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


"Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да - вы скажите,
Наверно!
Они кричат,
Пока еще стучат
Сердца живых.
И осязают нервы".
Егор Исаев

Поколение наших дедов не понаслышке знает о Великой Отечественной войне. Они защищали нашу Родину не жалея своих жизней. Многие и многие защитники Родины были обычными, простыми людьми, которые до войны учились, работали, отдыхали вместе с друзьями или занимались любимым делом. Но 22 июня 1941 года им пришлось оставить свои дома, своих матерей, братьев, чтобы было светлым наше будущее. Одним из таких людей был обычный парень из Владикавказа, окончивший 23 школу и работавший на вагонно-ремонтном заводе - Колесников Михаил. (приложение 1, рис.1)

Звучит стихотворение Я. Белинского

"Плечистые парни
Надели шинели,
Надвинули шлемы
И враз повзрослели.
У ртов, что привыкли
В ответах быть кратки,
Прорезались
Твердые
Мужества складки.

Звучит песня В. Агапкина "Прощание славянки".

1. Рассказ о жизни М. Колесникова

Колесников Михаил Дмитриевич родился в рабоче-крестьянской семье в 1920 году. Отец Миши Дмитрий Леонтьевич работал на заводе "Победит", а мама Пелагея Ильинична занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. В семье Колесниковых было 5 детей, Михаил был самым старшим из них. Детство и юность Миши пришлись на очень непростое время для нашей страны. Это было время гражданской войны, раскулачивания и коллективизации. В 1939 году Колесников Михаил Дмитриевич окончил среднюю школу №23 г. Владикавказа и поступил на работу на Владикавказский вагонно-ремонтный завод. Проработав, на заводе 2 года был призван в ряды Советской Армии в марте 1941 года. Вскоре пришло его первое письмо из армии. (прил.1, рис.2 )

"Добрый день мама, папа и все остальные члены семьи и близкие родственники!

Мама, я доехал до места службы благополучно, ехал 3-е суток. Спать было в вагонах негде. Меня одели в военную форму. Сейчас у нас карантин, ни где не пускают, кроме строем гоняют. Кормят ничего, надеюсь, но не совсем. Нахожусь в городе Сталинграде на Волге. Погода пасмурная. Я в настоящее время жив, здоров чего и вам желаю. С тем до свиданья жду ответа от вас. Привет всем знакомым и родственникам. Ваш сын Михаил.

Мой адрес: г. Сталинград 30, п/я 168 курсанту Колесникову М.Д., 21/1У - 1941 г."

Второе письмо Миши было написано за 3 дня до начала войны:

"Здравствуйте папа!

Разрешите передать вам горячий привет от меня. Папаша, я не писал вам потому, что переехали в другое место. Место это засекречено, больше пол месяца адреса не давали, и писать нельзя было, не разрешали. В дороге написал письмо, хотел, опустить в почтовый ящик, но ребят поймали возле ящика и они получили за это аресты, и я не решался опустить. Папаша, нахожусь на Украине, под Киевом, красиво - широкие просторы полей с пшеницей, урожаи замечательные, но плохо то, что обстановка плохая, вы наверное слушаете радио? Скоро я окончу курсантскую школу, тогда будет легче. Часто вспоминаю Кавказ, но от него я далеко. Здесь, наверное, будем до зимы, если ничего не будет с обстановкой.

Вот и все что я хотел сообщить. Привет лично вам, маме, сестрам и брату Илюше.

Мой адрес: Киевская обл .Белоцерковский р-н, п/о Трушки, п/я 56 Колесникову М., 19/У1 1941 г. (прил.1, рис.3 )

22 июня 1941 г. без объявления войны на нашу Родину напала фашистская Германия и Михаил Колесников из рядов Советской Армии был отправлен на фронт.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова "Священная война".

Следующее письмо Миша написал уже через 4 дня после начала войны:

"Добрый день мама, папа, Аня, Илюша, Шура!

За все время пишу вам письмо, долго не писал, потому что был переезд, но переезд очень плохой - почему вы сами знаете. 22/У1-41 года начался бой в 4-30 утра с Германией. И теперь не знаю, какая моя будет судьба дальше, останусь жив или нет. Нас пустили на стажировку - будут смотреть кого командиром, кого рядовым, ну конечно вы сами знаете, какой с нас командир, если мы пробыли в армии два с половиной месяца. Я пока жив, здоров, нахожусь недалеко от границы, во время налетов самолеты перелетают и через нас, Бои идут упорные, вы, наверное, по радио слышите. Но если б знали, как страшно идти на фронт, как вспомнишь и волос дыбом становиться. Остаются мои друзья, девушки, остается все!!!

Мне интересно какая обстановка у нас в городе. Папашу еще не забирают, но, наверное, придется, потому что враг силен. Пока с тем и до свиданья, остаюсь, жив, здоров, чего и вам желаю. Ваш сын Михаил Колесников. 26/У1-41 г. Обратного адреса нет".

Ах, война,
что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили и ушли,
за солдатом, солдат:

Звучит песня в исполнении И.Кобзона "Горячий снег".

Из-за ожесточенных боев следующее письмо пришло домой только через 2 месяца:

"Добрый день папа, мама!

Пишу вам письмо с действующей Красной Армии. Разрешите передать вам тепло-сердечный привет. Я в настоящее время жив, здоров чего и вам желаю. Особенного, существенного ничего нет. Живем, хлеб жуем, да завтрак немцу стальной подвозим, а он бежит, только пятки сверкают. Конечно, вы известия слушаете по радио, газеты мы тоже читаем, но конечно я сам участник и сам вижу. Нахожусь в действующей армии в артиллерийском полку, доставляем снаряды на огневые позиции, немцев вижу и их офицеров, и как они бегут. Но как все странно, никогда я не мечтал попасть в войну, но пришлось. Живу пока ничего, пока снарядов нет отдыхаем. Был в зажатии под Днепром. Через него переправлялись, кто как мог, в брод по шейку ну и мины хорошо подгоняли нас. Но вот и все что я хотел прописать вам, но вы, конечно, волнуетесь, ведь 2 месяца письма вам не писал, но теперь буду слать, почта, слава богу, работает, но и вы мне пишите, ведь я вашего слова два месяца не слышал.

На этом прощаюсь, ваш сын Миша Колесников. 24 августа 1941 г.

Мой адрес: Действующая армия, полевая почта № 515/126 кап. часть".

Еще одно письмо из семейного архива семьи Колесниковых из далекого 1941 года:

"Письмо пущено 2 октября 1941г

Добрый день мои родные Мама, Папа, сестренки Аня и Шура, братишка Илюша!

Разрешите передать сердечный красноармейский привет. Мама, папа, я пока в настоящее время жив, здоров чего и вам желаю. Чувствую себя бодрым, живым и как знаете, подвозим "гостинцы" гитлеровской бонде, а они от этих гостинцев бегут, только пятки подмазывают, а мы их в догонь. Успехи у нас хорошие, только немного становится холодновато, ну ничего скоро нас оденут в теплую одежду, но а Гитлер со своей свитой замерзнет.

С тем и до свидания, привет вам всем и всем родственникам лично от меня.

Ваш сын красноармеец Колесников. Адрес тот же".

Звучит песня на стихи М. Матусовского, музыка В. Баснера "На безымянной высоте".

После этого письма с фронта не при ходили долгих два с половиной года. Миша Колесников вместе со своей батареей был окружен немцами и попал в плен, два года он находился в концентрационном лагере.

С. Городецкий "Русскому народу":

1 чтец:

Не раз ты в горестные годы
Стоял пред недругом своим,
Терпел смертельные невзгоды,
Но был всегда непобедим.

2 чтец:

Свой лук натягивая туго
Москва, и Тула, и Рязань
С гостями с запада и юга
Всегда выдерживали брань.

3 чтец:

Не раз в столетьях быстрокрылых
В лицо врагам бросал Урал
Неисчерпаемые силы
Своих могучих гор искал.

4 чтец:

Не раз ты гордую Европу
Спасал от дерзких дикарей
И взнуздывая их грозный топот
Рукой своих богатырей.

1 чтец:

И вновь тебе достался жребий:
Создав возлюбленных сынов,
На суше, море и на небе
Бить человечества врагов.

2 чтец:

Они хотят все уничтожить,
Чем жизнь прекрасна и добра,
Всю радость мира подытожить
Бандитским взмахом топора.

3 чтец:

Они хотят все уничтожить
Убийц, смакующих погром,
И много стран четвертовали
Кровавой свастики крючком

1 чтец:

И бросился в наш край коварно
Поправший совесть лиходей -
Туда, где в доле лучезарной
Уж воплотились сны людей

1 чтец:
2 чтец:

Где уж лелеяли народы
Свой быт, свой гений, свой язык,
Где каждый азбуку свободы
С ребячьих лет читать привык.

2 чтец:
3 чтец:

Но встал грозой неотвратимой
На озверелый дикий сброд
Ты нашей Родиной любимой
Взращенный доблестный народ.

3 чтец:
4 чтец:

Все, что построил, все, что добыл
В суровых битвах и трудах,
Ты бросил в бой последний, чтобы
Был до конца разгромлен враг.

4 чтец:
1 чтец:

Народ родной, народ Российский,
Рассеет мрак твоя звезда.
Безумье войн и крови сгустки
С земли ты смоешь навсегда.

1 чтец:

Несокрушимою отвагой

2 чтец:

В огне не слышанных боев
Ты завоюешь жизни благо
Для всех народов и веков.

 В марте 1944 года Михаил Дмитриевич Колесников бежал из плена, добиравшись до передовой Советской армии 2 месяца. Затем еще 2 месяца он находился в госпитале. И снова на фронт, и снова письма домой:

"11 июля 1944 года. Письмо родным от сына. За сколько зим, за сколько лет пустил я первое письмо на Родину. Добрый день многоуважаемые родные братишка и сестрички, Папа и Мама. Разрешите передать вам теплый, сердечный привет с наилучшими пожеланиями. Долго не писал вам письма, потому что не было возможности, да вы и сами знаете почему. В настоящее время я жив, здоров, чего и вам всем желаю. Вот первое письмо мое короткое, прошу прописать об вас всех и жду с большим нетерпением ваши письма. Прошу чтобы вы не посчитали за труд и прислали маленькую фотокарточку я хоть посмотрю на вас за 3 года да и вспомню какие вы. С тем и до свидания. Ваш сын Михаил Колесников.

Мой адрес будет таков: полевая почтовая станция № 08672 т, Колесникову Михаилу.

Пишите адрес полностью. Нахожусь на фронте".

Через полтора месяца пришло следующее долгожданное письмо с фронта:

"Добрый день многоуважаемые родители, сестрицы и братишка.

Разрешите передать вам пламенный сердечный привет. Я покамест жив, здоров, чего и вам желаю. Нахожусь сейчас на передовой позиции у самой восточной Германской границы в Пруссии. Фрицы от нас бегут как от огня, не дали им пощады. Мы уже тут подсматриваем одним глазом, что они делают, скоро, жив буду, совсем вступим на их землю. Так хочется с вами повидаться, но нельзя, ну ничего повидаемся письмом. Напишите, кто из моих товарищей жив, я слышал, что фронт доходил и до вас.

Вот и все с тем и до свиданья. Жду ответа. Ваш сын Михаил Колесников. Адрес тот же".

Стихотворение А. Головкова:

Ах, это молодость моя,
Короче летней ночи.
Мне б слушать трели соловья,
А мать: "Прощай сыночек".
Бедой захлестнута страна
Пылит на марше рота.
Легла на плечи мне война
Стволом из миномета.
Шинелька - мой матрац и плед,
Она же - и подушка,
Под боком в восемнадцать лет -
Железная подружка.
Солдаты верстам счет вели,
Вздыхая в передышках
Кто помоложе, о любви,
Постарше - о детишках.
А я всем сердцем об одном -
О маме, да о маме,
Хотя считался стариком
Испытанным боями.

Больше всех писем от родного сына ждала мать. В семейном архиве сохранилось письмо, написанное маме:

"С фронта, родной маме.

Добрый день многоуважаемая мама! Разрешите во-первых строках моего письма передать вам чистосердечный фронтовой привет! Я пока жив, здоров чего и вам желаю. Мама, письма я получил, за что очень благодарю, что вы еще не забыли меня. Мама, долго вам не писал, потому что так нужно было, но теперь опять пишу. Мама вы душой не болейте, будьте хладнокровней, берегите здоровье. Сейчас у вас глубокий тыл, все спокойно. Кончится война, живы будем увидимся. Сейчас я отдыхаю, но вот скоро опять с автоматом пойду вперед. Вот, мама, коротенько прописал вам, с тем и до свидания. Целую, всех крепко.

Ваш сын Колесников Миша. Написано 23/1Х 1944 года". (прил.1, рис.4 )

Звучит серенада Шуберта "Аве-Мария".

А это письмо Михаила Колесникова написано за 17 дней до смерти

"Из действующей Армии.

Добрый день дорогие родители, сестренки Аня и Шура, братишка Илюша.

Во-первых строках моего письма разрешите передать вам горячий привет.

Мама и Папа письма ваши я получил, за что очень благодарю. Я писал вам, что нахожусь на отдыхе , опять на переднем крае . Тут у нас весело, пули свистят как пчелы, осколки пищат на разную музыку. Чувствую себя хорошо, правда после кантужения голова побаливает. О фронтовых действиях вам по радио говорят, что успехи хорошие. Мама, Папа сердцем не болейте, себя в глубокие мысли не давайте. Я тоже много пережил, если вы читали мае письмо, и то, на все это между ух. Из штрафной роты вышел, показания свои искупил. Ну вот и все, что я хотел прописать вам на скорую руку, пока с тем и до свидания. Передавайте родственникам фронтовой привет.

Ваш сын Михаил. Написано 10 ноября 1944 года.

Следующее письмо оказалось последним::..

"Привет с прусской земли!

Добрый день многоуважаемые дорогие родители Папа и Мама. Во первых строках моего письма разрешите передать вам горячий фронтовой привет. Письма от вас получаю за что очень благодарю, правда я пишу редко все время сейчас в наступлении. Очень мало времени. Ночь пройдет не то окапываться ни то письмо писать, ни то спать. Но помалу буду писать хотя и редко. Сейчас нахожусь на Германской территории, она горит пылающим огнем. Я пока в настоящее время жив, здоров чего и вам желаю. Живу, хлеб жую, пригнемся, где приляжешь там и спишь и т. д. Часто вспоминаю старое, так даже в дрожь кидает.

Скольких моих товарищей уже нет. А я еще поначалу и пороху не нюхал, а уж и в плену побывал. И опять на фронте, хочется приехать на побывку, но нельзя, ну ничего, пока будем так. Вот и все что я хотел коротенько вам прописать, с тем и до свиданья.

Ваш сын Михаил Колесников. Написано 21/Х 1944 года".

Звучит песня на стихи В. Агатова, музыка Н. Богословского "Тёмная ночь".

Больше письма от Миши домой не приходили. Долгих 6 месяцев его семья ждала от него весточку. И вот 6 мая 1945 года почтальон принес конверт - роковой конверт. В нем оказалось извещение о смерти и письмо от командира части, в которой воевал Михаил Дмитриевич:

"Уважаемая Пелагея Ильинична! Ваш сын, Колесников Михаил Дмитриевич, будучи бойцом моего подразделения, находясь непосредственно при мне начиная от границ Восточной Пруссии прошел со мной славный путь воина отдавшего свои силы и знания за дело освобождения Родины от ненавистного врага, путь жестоких боев, трудных переходов, оставаясь всегда уверенным в своих силах, бодрым, чутким товарищем. Настало время, когда мы должны были вторгнуться в пределы нашего врага "разбить его на его же земле. Эту трудную задачу мы выполнили с честью, покрыв себя славой героев. Ваш сын и наши боевые товарищи храбро дрались с заклятым врагом, проявляя чудеса геройства и отваги. 25 октября 1944 года при защите занимаемой деревни от пули врага пал смертью храбрых ваш сын, всеми уважаемый наш Колесников Михаил Дмитриевич. Светлый образ вашего сына всегда и всюду будет призывать нас на Новые Подвиги. Мы жестоко отомстили врагу за смерть вашего сына, нашего товарища.

Пелагея Ильинична пусть вас не убивает горе с потерей сына, мы вместе разделим это горе.

Ваш сын за храбрую смерть представлен к правительственной награде ордену Отечественной войны 1 степени посмертно. Колесников Михаил Дмитриевич похоронен в деревне Шарен в Восточной Пруссии.

С уважением к вам командир части Сухарев".

К письму прилагается маленький четырехугольный листик, на котором крупными буквами было написано:

И З В Е Щ Е Н И Е

Ваш сын, красноармеец Колесников Михаил Дмитриевич уроженец г. Дзауджикау СОАССР в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявивший геройство и мужество был убит 27 октября 1944 годаПохоронен на южной окраине деревни Шарен Восточная Пруссия:

Стихотворение Сергея Орлова:

"Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без знаний и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут.
Громы тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой:
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной
Как будто в мавзолей!!!

Звучит песня "Поклонимся великим тем годам".

Р. Рождественский "Реквием":

Помните!
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны
Памяти павших будьте достойны.
Вечно достойны!

В 1955 году у деревни Шарен, что в Восточной Пруссии был поставлен памятник русским воинам, погибшим во время войны с фашистами. На его открытие ездили и родители Михаила Дмитриевича Колесникова по приглашению немецкого правительства. А в 1975 году в честь 30-летия Победы на Владикавказском вагонно-ремонтном заводе открыли мемориал, посвященный воинам работавшим на заводе, ушедшим на фронт, и погибшим во время Великой Отечественной войны, там есть место и Миши Колесникова. (прил.1, рис.5 )

Песня на стихи Р. Гамзатова, музыка "Журавли".

Презентация.

 В заключение звучит стихотворение В.Высоцкого "Братские могилы":

На братских могилах не ставят кресты,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне - видишь вспыхнувший танк.
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов:
Но разве от этого легче?!"