Повышение мотивации изучения английского языка в слабых группах

Разделы: Иностранные языки


В своей работе я хочу познакомить вас с моим практическим опытом повышения мотивации изучения английского языка среди слабых учащихся среднего школьного возраста. Эксперимент начался в 2008 г. и до сих пор проводится в одной из школ г. Москвы.

В методике обучения иностранным языкам описано достаточно много способов и приемов, предназначенных для формирования у учащихся мотивации к изучению предмета. По словам И.А. Зимней, «мотивация – это запускной механизмом, который вызывает целенаправленную активность физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека»[1]. Трудность заключается не столько в том, чтобы запустить эту активность, сколько в том, чтобы постоянно ее поддерживать. Ведь изучение иностранного языка – это длительный процесс, и результаты обучения появляются не сразу. Часто мотивы, которыми руководствуются учащиеся, постепенно угасают, интерес к учебному предмету падает, стимулы, побуждающие умственную активность, исчезают. Поэтому приемы, с помощью которых преподаватель поддерживает интерес детей к предмету, должны быть разнообразными. Их постоянно следует варьировать, учитывая возраст учащихся, меняющийся круг их интересов, учебный материал. Что же еще, кроме приемов и методов? И.А.Зимняя пишет, что «если попробовать разобраться в механизмах мотивации, то питает и поддерживает ее осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности» [1].  Именно на успех я и решила сделать главный акцент.

Когда я пришла работать в ГОУ СОШ № 2009, мне пришлось работать со слабыми учащимися. В нашей школе 2 класса одной параллели объединяются и все учащиеся  делятся по уровням A, B, C, D. Уровень «A» – это способные, мотивированные дети;  соответственно, уровень «D» – дети немотивированные, иногда не совсем адекватные, несобранные, с беспокойным поведением. Мне досталась  одна из таких групп (параллель 5 классов). Что с ними делать? Грамматика на нуле, в пятом классе даже формы глагола to be не знают.  В начале обучения дети не могли прочитать простые слова, не говоря уже о тексте, причем плохо читали все (это же группа «D»), и предложения приходилось читать хором. Я поняла, что ребятам необходимо помочь добиваться успехов. И вот какие шаги были мною предприняты.

Пути повышения мотивации:

I.  Создание портфолио.

II. Графики достижений.

III. Проведение уроков-соревнований.

I. Первым шагом было создание портфолио. (см. Приложение 1). Моей целью было показать детям, что английский язык – это очень серьезный предмет.

В портфолио находился весь пройденный грамматический материал, изложенный в доступной для слабых учащихся форме (см. Приложение 2 – страница из портфолио). Дети всегда носили портфолио на урок, хотя я  говорила, что это необязательно. В результате во время урока дети стали работать активнее, так как могли пользовались справочным материалом.  К концу года портфолио стало довольно внушительным, но дети все равно продолжали носить его на урок.

II. Затем, я решила сконцентрировать внимание детей на достигнутом успехе (вспомните, что поддерживает мотивацию  «осязаемый, реальный, этапный и конечный успех»), и мы стали строить графики достижений.

После каждого теста (а по программе их 8) высчитывался результат ученика в процентах и на графике ставилась точка. Таким образом, дети могли оценить свой успех и сравнить свои результаты (элемент соревнования). Также, на графике четко было видно к чему нужно стремится (линия – 60% означала уровень, соответствующий «удовлетворительно», 75% – уровень, соответствующий  «хорошо», и 90% – уровень, соответствующий – «отлично»). Графики хранились в портфолио и собирались после каждого контрольного теста для продолжения линии достижения.  (см. Приложение 3, 4)

III. Проведение уроков-соревнований с карточной системой оценивания.

Как известно, одним из важнейших условий обучения  школьников иностранному языку является формирование у них положительного отношения к учебе. Поэтому я стала думать, как организовать урок так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечая усталости.

Первое, что пришло в голову, это применить игровые приемы.  Как известно, «игра – это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, снятие напряжения и развитие определенных навыков и умений». [2] Это замечательная форма усвоения лексического и грамматического материала, и я всегда раньше применяла их в смешанных (обычных классах).  

В слабых группах  я тоже начала использовать игры, но после периодического включения игр в учебный процесс в 5 классе, я поняла, что этого недостаточно. Тем более что игры должны проводиться систематически, а так как в системе эксперимента мы, группа «D», всегда отстаем и стремимся догнать другие группы, то я стала думать над тем как весь урок превратить в игру.

Я решила попробовать периодически включать в программу уроки – соревнования, которые бы позволили опереться на стремление детей быть первыми, желание выиграть.

Основной принцип моей системы – «дорогу осилит идущий».

Основные стратегии:

  1. Преодоление сложного (для слабых детей сложно все и преодоление сложного вызывает положительный эффект)
  2. Создание ситуации успеха, маленьких побед даже у самых слабоуспевающих учеников.
  3. Снятие негативного эффекта: только положительные оценки, отсутствие «3» и «2», в связи с чем нет страха сделать ошибку.
  4. Карточная система оценивания работы на уроке.

Остановимся на практических моментах.

Работа на уроке-соревновании оценивается по карточкам (5 карточек – оценка «5», 4 – оценка «хорошо», 3 карточки – нет оценки за работу на уроке).  Причем, одна карточка (фиолетовая)  дается за выполнение домашнего задания.

В ходе урока, участвуя в разных видах речевой деятельности, дети набирают карточки: красную за абсолютно верный ответ, желтую за ответ с ошибкой. Две желтых карточки обмениваются на 1 красную и, при наличии фиолетовой, ребенок в конце урока получает отметку «отлично». Нет фиолетовой карточки – то оценка «хорошо» за работу на уроке.

Не надо бояться, что этих пятёрок будет слишком много, и  в конце четверти всем придется ставить оценку «отлично». Ведь всегда есть способы проверить реальный на данный момент уровень знаний ученика (тесты, диктанты, пересказы, проверка домашних заданий и т.п.) Речь идет о формировании мотивации, и периодическое включение уроков-соревнований в учебный процесс способствует сохранению интереса к предмету, формированию знаний и умений, которые в свою очередь, способствуют дальнейшему успеху и т.д.

Теперь хочется поподробнее остановиться на применении этой системы при обучении разным видам речевой деятельности:

1. Обучение чтению.

На уроках происходит обучение разным видам чтения (аналитическое, синтетическое, чтение вслух и чтение про себя)). Я хочу остановиться на чтении вслух.

Чтение вслух преследует следующие цели обучения: развитие техники чтения и формирование слухо-произносительных навыков. Именно в 5-6 классе чтение вслух особенно важно, тогда как в старших классах оно уходит на второй план.

Читаем вслух тексты мы по-разному:

Уровень 1. Читаем по предложению, сначала учитель (можно опустить, в зависимости от уровня группы), затем ученик, если он читает без ошибки, то получает красную карточку, а затем другой ученик читает следующее предложение. Таким образом,  текст дети читают достаточно быстро. Если ученик ошибается, то учитель исправляет ошибку, и ребенок читает это же предложение еще раз, но получает желтую карточку, если опять с ошибкой, то уже не получает карточки.

Уровень 2. Читаем до первой ошибки. Соревнование «Кто дальше». Один и тот же абзац текста читают подряд несколько учащихся и тот, кто прочитал больше всего предложений без  ошибок, получает красную карточку.

Уровень 3. Чтение отрывков в форме соревнования «Кто лучше». Дети читают отрывки текста и тот, кто прочитал без ошибок «the best reader» получает красную карточку. Остальные получают желтую карточку за участие.  При таком подходе  исчезает такой негативный эффект как монотонность, читаем один и тот же текст много раз, можно одновременно готовится к «лучшему» переводу.

Примерно также можно организовать соревнование «the best interpreter», на закрепление лексики.

С другими видами чтения (просмотровое, ознакомительное) по карточкам работать еще проще.

2. Аудирование, а именно аудирование с выборочным извлечением информации.

Здесь карточка дается за правильное вычленение в речевом потоке интересующей информации (таких упражнений, как правило,  достаточно в любом учебнике).

3. Говорение.

В области говорения рассматриваются два вида устной речи: диалогическая речь и монологическая речь.

В рамках развития диалогической речи можно использовать диалог-расспрос, который вовлекает больше всего участников. Задается тема диалога, например, «Давайте зададим, Денису вопросы как он ходил в поход». И дети задают вопросы, причем за каждый правильный вопрос дается красная карточка, с ошибкой – желтая. Тот, кто отвечает также получает карточки: за краткий ответ – желтую, за полный ответ –  красную и так далее.

В рамках развития монологической речи можно использовать монологи о себе, своем окружении, а также описание картинок, различных предметов и животных. Желающие выходят к доске и, делая сообщение, получают за каждое правильное предложение карточку. Приветствуется также участие класса, дети могут добавлять предложения, если пауза слишком затянулась, или по окончании сообщения. Такие задания  способствуют формированию навыка неподготовленной речи.

4. Письменная речь.

Специальные умения в области письма включают

1) обучение технике письма и 2) письму как продуктивному умению.

В 5 и 6 классе важно овладение орфографией, т.е. правильным графическим написанием слов, дат, цифр и т.п., что тоже возможно по карточкам: несколько человек выходят к доске, и получает карточку тот, кто напишет слово правильно. Также можно использовать карточки при выполнении заданий на порядок слов, когда из заданных слов надо составить предложения.

В заключение хочется отметить, что использование вышеуказанных стратегий (создание портфолио, графики достижений и уроки-соревнования) значительно способствовало повышению уровня мотивации изучения английского языка у слабых учащихся. Дети приходят на уроки с удовольствием, они стали активно работать и выполнять домашние задания. Можно отметить их успехи в чтении, а также диалогической и монологической речи. Поэтому, хотя эксперимент проводится только 3 год, я думаю уже можно говорить о формировании устойчивых мотивов, что в свою очередь ведет к увеличению сознательности процесса учения, большей концентрации внимания, улучшению работоспособности и, как следствие, возрастанию успешности учебной деятельности. На диаграмме (cм. Приложение 5. Групповой результат) явно прослеживается тенденция к улучшению успеваемости группы в целом.

Библиография:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология, уч. для ВУЗ(ов). 2-е изд. – М, Логос, 2004 г.
  2. Словарь по общественным наукам.