Цели урока:
- Образовательные:
актуализация знаний, приобретенных при изучении темы “Глагол”;
научить применять на практике правила, изученные в данном разделе. - Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
развивать логическое мышление. - Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся;
воспитывать внимательное отношение к слову, его использованию в устной и письменной речи.
Оборудование: карточки с опорными схемами; карточки с разно – уровневыми заданиями для самостоятельной работы; мультимедийный проектор для демонстрации слайдов.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Начинается урок,
Он пойдет вам, дети, впрок.
Постарайтесь все понять.
Будем знанья обобщать.
– Какой раздел мы изучали на последних уроках русского языка?
– Какие знания нам предстоит обобщить сегодня на уроке?
Тема нашего урока – обобщение знаний о глаголе как части речи. (Презентация. Слайд 1)
Все ли справились с домашним заданием?
II. Чистописание.
Л | Л | |
ТЬ | ТИ | ЧЬ |
– Что интересного в этих буквах и буквосочетаниях? На какие признаки глаголов они указывают?
III. Актуализация знаний.
– Что мы знаем о глаголе? (Определение глагола как части речи, постоянные и непостоянные признаки, орфограммы, определяющие правописание глаголов.)
IV. Орфографическая разминка.
Демонстрация учащимися опорной схемы.
Формулирование правила, подтверждение примерами.
V. Словарная работа.
Работа со словами-глаголами из словаря:
1) образование формы 2 лица, ед. ч.;
2) обозначение орфограммы:
3)подбор антонимов к словам: гладишь – мнешь, строишь – ломаешь (устно).
VI. Работа по учебнику.
Упражнение 277.
- Самодиктант: запись глаголов с указанными орфограммами.
- Взаимопроверка
VII. Физминутка.
Мы стирали, мы стирали,
Полоскали, полоскали,
Выжимали, выжимали,
Встряхивали, встряхивали,
Вывешивали, вывешивали.
Ох, устали, ох устали.
Сели – отдохнули.
– Что интересного заметили?
VIII. Самостоятельная работа.
Работа по индивидуальным карточкам с дифференцированными заданиями.
1-й уровень: определить спряжение глаголов по ударным окончаниям.
2-й уровень: поставить глаголы в неопределенную форму и определить спряжение.
3-й уровень: вставить безударную гласную в личных окончаниях глаголов.
IX. Итог урока.
Демонстрация слайдов с обобщающими выводами о глаголе как части речи на мультимедийном проекторе, их сопоставление с выводами, сформулированными в ходе уроке.
X. Домашние задание.
Работа над развитием устной научной речи. Подготовить устный рассказ на тему “Что нового я узнал о глаголе в этом году”.