Цели:
- Образовательная: сформировать понятие “ озеро”, образование озерных котловин. Рассказать о значение озер и их охране.
- Воспитывающая:
1) способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к природе, о правилах поведения;
2) значение для ленинградцев Ладожского озера в период героической обороны г.Ленинграда. - Развивающая: продолжить совершенствовать приемы определения географического положения “Озер”.
Оборудование: физическая карта России, и карта полушарий. Таблицы “Образование озерных котловин”, “Загрязнение озера”, атлас, учебник, карточки, проектор.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии: диалогово-коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Формы: индивидуальная, групповая.
Методы: познавательный, практический.
Ход урока
I. Ориентация учащихся на урок.
II. Проверка домашнего задания.
1. Карточки: дать описание реки по плану : Волга, Енисей, Амур.
План описания |
Название реки |
На каком материке находится | |
Где берет начало | |
Каково общее направление течения | |
Куда впадает | |
Характер течения |
2. Фронтальный опрос (Слайд 5):
2.1. Закончите предложение:
А) Место, где начинается река, называется ….
Б) Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет,
называется …
В) Низменность перед впадением реки в море, образованная речными наносами, на
которой река делится на рукава, называется…
Г) Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды,
называется….
2.2. Дать понятия (Слайд 6):
– исток, устье, речная система;
– половодье, паводок, межень, режим и питание рек.
III. Изучение нового материала.
1. Формирование понятия – “озера”. (Слайд 8,9.)
Учащимся было дано опережающее задание, подготовить сообщение об озерах: Байкал, Каспийское.
На основе прослушанных сообщении выделяем следующие признаки:
Варьирующие: пресное или соленое, сточное или бессточное, берега пологие, песчаные, гористые, маленькое или большое, глубокое или мелкое. (Слайд10.)
Существенные признаки: замкнутый, постоянно заполненный водой, природная котловина. (Слайд11.)
Учащиеся делают вывод:
– Озеро Байкал: замкнутый водоем, постоянно заполненный водой, сточное,
пресное, берега скалистые, глубокое. (Слайд12.)
– Каспийское море-озеро: большое по площади, соленое, бессточное. Постоянно
заполнено водой, берега пологие. (Слайд13.)
Учащиеся записывают определение “озеро”.
Озеро – скопление воды в природном углублении на суше. (Слайд14.)
Учитель: Около 2 млн. озер встречается в России. Много мелких до 1км? в диаметре. Есть крупные: Байкал, Ладожское, Каспийское. (найти с учащимися на карте). Встречаются на с-з Русской равнины, Среднесибирском плоскогорье, Колыма – Индигирская низменность.
2. Условия образования озер. (Слайд15.)
Классификация озер. (Слайд 16.)
По сточности: (Слайд 17–18.)
Сточные озера – озера, из которых вытекают реки. (Байкал.)
Бессточные – озера, из которых не вытекают реки. (Каспийское.)
По солености: если испарение превышает количество выпадаемых осадков, то озеро соленое, например оз.Баскунчак, Эльтон (найти на карте). (Слайд 19–20.)
По происхождению (таблица):
Старицы – мелкие озера, образовались в поймах рек. (Слайд 21.)
Ледниковые – озера, образованные в результате таяния ледника в понижениях земной коры. (Ладожское, Онежское озера.) (Слайд 22.)
Тектонические – озера, образовались в трещине земной коры. (Байкал.) (Слайд 23.)
Вулканические – озера, образовались в кратере потухшего вулкана. (Кроноцское озеро.) (Слайд 24.)
Карстовые – озера, образовались в пустотах земной коры. (Слайд 25.)
Запрудные – озера, образуются в результате обвалов горных пород в речной долине. (Сарезское озеро) (Слайд 26.)
Учитель: Так, что же такое котловина?
Котловина – природное углубление на суше.
3. Значение и охрана озера. (Сообщение ученика о Ладожском озере.)
Стихотворение.
На Ладожском озере
Вдоль берегов
Столетние сосны
С древних веков
Песчаные дюны
Хранят тишину,
И помнят о том, что было в войну.
“Дорогою жизни”
Было когда-то,
Спасло из блокады
Взрослых ребяток.
И в мирное время
Ему тяжело,
До самого дна
Все загрязнено.
Но все же в нем
Коллекция рыб сохраняется
И озеро честь России остается! (Слайд 27.)
Учитель: Ребята, Вы, прослушали сообщения, а теперь давайте сделаем вывод: “Для чего нужны озера человеку?” (Слайд 28.)
Ученики:
- обеспечение населения и отраслей хозяйства;
- транспортные пути;
- эстетическое наслаждение, для отдыха;
- рыболовство
Учитель:
– Какие меры по охране озер должен соблюдать человек? (Слайд 29.)
Ученики:
- очищать промышленные и бытовые воды;
- соблюдать правила транспортировки грузов;
- соблюдения правил по ловле рыбы;
- не загрязнять места отдыха.
4. Практическая работа. Описание озера по плану.
III. Повторение.
Вопросы: (Слайд 30.)
- Что такое озеро?
- Что такое котловина?
- Назвать условия образования озер.
- Перечислить типы озерных котловин.
- Назвать значение озер для человека.
IV. Выставление оценок.
V. Домашнее задание § 32.