Озера. 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: озеро, котловина, вулканические озёра, тектонические озёра, карстовые озёра, условия образования озёр, сточное озеро, бессточное озеро


Цели:

  1. Образовательная: сформировать понятие “ озеро”, образование озерных котловин. Рассказать о значение озер и их охране.
  2. Воспитывающая:
    1) способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к природе, о правилах поведения;
    2) значение для ленинградцев Ладожского озера в период героической обороны г.Ленинграда.
  3. Развивающая: продолжить совершенствовать приемы определения географического положения “Озер”.

Оборудование: физическая карта России, и карта полушарий. Таблицы “Образование озерных котловин”, “Загрязнение озера”, атлас, учебник, карточки, проектор.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: диалогово-коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Формы: индивидуальная, групповая.

Методы: познавательный, практический.

Ход урока

I. Ориентация учащихся на урок.

II. Проверка домашнего задания.

1. Карточки: дать описание реки по плану : Волга, Енисей, Амур.

План описания

Название реки

На каком материке находится  
Где берет начало  
Каково общее направление течения  
Куда впадает  
Характер течения  

2. Фронтальный опрос (Слайд 5):

2.1. Закончите предложение:

А) Место, где начинается река, называется ….
Б) Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет, называется …
В) Низменность перед впадением реки в море, образованная речными наносами, на которой река делится на рукава, называется…
Г) Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды, называется….

2.2. Дать понятия (Слайд 6):

– исток, устье, речная система;
– половодье, паводок, межень, режим и питание рек.

III. Изучение нового материала.

1. Формирование понятия – “озера”. (Слайд 8,9.)

Учащимся было дано опережающее задание, подготовить сообщение об озерах: Байкал, Каспийское.

На основе прослушанных сообщении выделяем следующие признаки:

Варьирующие: пресное или соленое, сточное или бессточное, берега пологие, песчаные, гористые, маленькое или большое, глубокое или мелкое. (Слайд10.)

Существенные признаки: замкнутый, постоянно заполненный водой, природная котловина. (Слайд11.)

Учащиеся делают вывод:

– Озеро Байкал: замкнутый водоем, постоянно заполненный водой, сточное, пресное, берега скалистые, глубокое. (Слайд12.)
– Каспийское море-озеро: большое по площади, соленое, бессточное. Постоянно заполнено водой, берега пологие. (Слайд13.)

Учащиеся записывают определение “озеро”.

Озеро – скопление воды в природном углублении на суше. (Слайд14.)

Учитель: Около 2 млн. озер встречается в России. Много мелких до 1км? в диаметре. Есть крупные: Байкал, Ладожское, Каспийское. (найти с учащимися на карте). Встречаются на с-з Русской равнины, Среднесибирском плоскогорье, Колыма – Индигирская низменность.

2. Условия образования озер. (Слайд15.)

Классификация озер. (Слайд 16.)

По сточности: (Слайд 17–18.)

Сточные озера – озера, из которых вытекают реки. (Байкал.)
Бессточные – озера, из которых не вытекают реки. (Каспийское.)

По солености: если испарение превышает количество выпадаемых осадков, то озеро соленое, например оз.Баскунчак, Эльтон (найти на карте). (Слайд 19–20.)

По происхождению (таблица):

Старицы – мелкие озера, образовались в поймах рек. (Слайд 21.)

Ледниковые – озера, образованные в результате таяния ледника в понижениях земной коры. (Ладожское, Онежское озера.) (Слайд 22.)

Тектонические – озера, образовались в трещине земной коры. (Байкал.) (Слайд 23.)

Вулканические – озера, образовались в кратере потухшего вулкана. (Кроноцское озеро.) (Слайд 24.)

Карстовые – озера, образовались в пустотах земной коры. (Слайд 25.)

Запрудные – озера, образуются в результате обвалов горных пород в речной долине. (Сарезское озеро) (Слайд 26.)

Учитель: Так, что же такое котловина?

Котловина – природное углубление на суше.

3. Значение и охрана озера. (Сообщение ученика о Ладожском озере.)

Стихотворение.

На Ладожском озере
Вдоль берегов
Столетние сосны
С древних веков
Песчаные дюны
Хранят тишину,
И помнят о том, что было в войну.
“Дорогою жизни”
Было когда-то,
Спасло из блокады
Взрослых ребяток.
И в мирное время
Ему тяжело,
До самого дна
Все загрязнено.
Но все же в нем
Коллекция рыб сохраняется
И озеро честь России остается! (Слайд 27.)

Учитель: Ребята, Вы, прослушали сообщения, а теперь давайте сделаем вывод: “Для чего нужны озера человеку?” (Слайд 28.)

Ученики:

  1. обеспечение населения и отраслей хозяйства;
  2. транспортные пути;
  3. эстетическое наслаждение, для отдыха;
  4. рыболовство

Учитель:

– Какие меры по охране озер должен соблюдать человек? (Слайд 29.)

Ученики:

  1. очищать промышленные и бытовые воды;
  2. соблюдать правила транспортировки грузов;
  3. соблюдения правил по ловле рыбы;
  4. не загрязнять места отдыха.

4. Практическая работа. Описание озера по плану.

III. Повторение.

Вопросы: (Слайд 30.)

  1. Что такое озеро?
  2. Что такое котловина?
  3. Назвать условия образования озер.
  4. Перечислить типы озерных котловин.
  5. Назвать значение озер для человека.

IV. Выставление оценок.

V. Домашнее задание § 32.