Коррекционно-обучающие цели:
– активизация словаря по темам “Осень”, “Овощи”;
– обучение образовывать относительные прилагательные, употреблению существительных в косвенных падежах.
Коррекционно-развивающие цели:
– развитие координации движения;
– развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики;
– развитие зрительного восприятия, внимания.
Воспитательные:
– воспитание доброты, отзывчивости;
– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование:
- маски зайца, волка, медведя, лисы;
- “тропинка” с разноцветными листиками;
- игрушка Колобок;
- муляжи овощей;
- “волшебный мешочек”;
- предметные картинки с изображением овощей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
- Выполнение движений по тексту стихотворения.
- Доброе утро! Птицы запели!
- Добрые люди, вставайте с постели.
- Вся темнота расползлась по углам,
- Солнце встаёт и идёт по домам.
- Доброе утро и солнцу, и птицам.
- Доброе утро улыбчивым лицам!
1.2. Тема и цель.
Логопед. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказке. В сказку мы попадём по тропинке с разноцветными листиками. А почему на нашей тропинке листики красного, коричневого и желтого цвета? (Вспомнить приметы осени)
Дети двигаются по тропинке к столику. На столике маски зайца, волка, медведя, лисы, игрушка колобок.
Логопед. Посмотрите внимательно, персонажи какой сказки расположились на столе? (“Колобок”)
Дети надевают маски и по тропинке возвращаются на стульчики.
2. Игра “Волшебный мешочек”.
Логопед. Катится колобок по тропинке, а навстречу ему заяц. (Здесь и далее используется тропинка с разноцветными листиками)
Ребенок в маске Зайца (трусливо). Колобок, колобок, я тебя съем.
Колобок. Не ешь меня, я тебе гостинцев принес.
Логопед. Ребята, а гостинцы у нас в “волшебном мешочке”, давайте их выложим на поднос.
Дети по очереди выкладывают предметы на поднос и говорят, что это. (Помидор, морковка и т.д.)
- Как можно назвать все эти предметы? (Овощи)
- Где растут овощи? (В огороде, на грядке, в теплице, в парнике)
Логопед. Конечно, зайка рад гостинцам, но что же он любит больше всего, давайте отгадаем.
Дети отгадывают загадки и отдают предметы зайке.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (Морковка)
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (Капуста)
Логопед. Ну, молодцы, угостили зайку. И покатился колобок дальше.
3. Игра “Обед для волка”.
Логопед. Катится колобок по лесной тропинке - навстречу ему серый волк.
Ребёнок в маске волка (злая интонация). Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, я тебе обед приготовлю.
Логопед. Давайте поможем колобку приготовить обед для волка.
- Сделаем салат из чего? (Из свеклы). Какой получится салат? (Свекольный)
- Сварим суп из чего? (Из капусты). Как называется суп? (Капустный)
- Сделаем пюре из чего? (Из картофеля). Какое пюре получится? (Картофельное)
- Сделаем икру из чего? (Из кабачков). Какая икра получится? (Кабачковая)
- Угостим волка соком из чего? (Из моркови). Как называется сок из моркови? (Морковный)
Логопед. Вот так мы с вами волка накормили. И покатился колобок дальше.
4. Подвижная игра “Комарики”.
Логопед. Катится колобок дальше, а навстречу ему медведь идёт, кусты к земле гнёт.
Ребенок в маске медведя (грозно). Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, медведь, мы с ребятами с тобой поиграем.
Дарики, дарики, Дети изображают летающих комариков.
Летали комарики.
Летали, кружили, Дети кружатся.
Летали, кружили.
За нос укусили. Дети показывают названное место после команды “Кусь!”
Кусь!
Игра повторяется 3 раза. Затем дети встают около стульчиков.
5. Пальчиковая гимнастика.
Репа здесь у нас растёт.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.
Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью. Затем проделывают то же самое с левой рукой.
6. Игра “Чего не стало?”
Логопед. Катится колобок, а навстречу ему лиса.
Ребенок в маске лисы (хитро). Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь, меня, лиса, давай поиграем.
На доске предметные картинки с изображением овощей. Дети прохлопывают названия овощей, говорят, сколько слогов в словах, затем закрывают глаза. А лиса в это время убирает один из овощей. Дети должны отгадать, какой овощ лиса убрала. Игра проводится 3 раза.
7. Подведение итогов занятия. Прощание.
Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. Давайте попрощаемся с колобком.
Спасибо нашим пальчикам. Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Спасибо язычку.
Красиво, четко, правильно Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.
Я говорить хочу.
Список литературы
1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2008.
2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2009.
4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2006.
5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель. 2007.