Правило проверки слов с безударной гласной в корне слова

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Письмо и развитие речи

Тема: Правило проверки слов с безударной гласной в корне слова.

Цель: уметь писать слова с безударными гласными в корне слова и знать правило проверки этих слов.

Задачи:

1. Образовательная. Уметь применять правило проверки слов с безударной гласной в корне слова через выполнение практических заданий и упражнений.

2. Коррекционно-развивающая. Коррекция и развитие мыслительных операций через выполнение комплекса тренировочных упражнений, построенных по принципу динамичности восприятия.

3. Воспитательная. Воспитывать культуру речи через обогащение словарного запаса и правильного построения предложений, положительную мотивацию к учению и родному языку.

Оборудование: картина И.Левитана “Золотая осень”, фигура старичка-лесовичка, осенние листочки с безударными гласными, индивидуальные карточки с текстом, карточки для дифференцированной работы в классе и для домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент

– Скажите, какое время года сейчас?

– Назовите осенние месяцы.

– Какие изменения в природе происходят в это время года?

– Об осенних изменениях написал и Г.Скребицкий в рассказе “Сентябрь”, который мы недавно изучали на уроке чтения. Отрывок из него прочитает Андрей Ж. А вы подумайте, какие изменения мы не назвали. (Чтение отрыка.)

В воздухе захолодало. На кустах и деревьях пожелтела листва. Лес оделся в разноцветный убор. Грачи и другие пернатые птицы давно уже собрались в стаи. И вот наконец в прозрачном осеннем небе слышится прощальное курлыканье журавлей.

Послушайте еще один отрывок из этого рассказа. Назовите те изменения, которые указал автор. (Читает Аня М.)

Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь – интереснейшая пора для наблюдений в природе. Ведь в эту пору все животные готовятся к зиме. Большинство птиц улетают на зимовку в теплые страны. Многие птицы утепляют к зиме гнезда и логовища, а некоторые тащат в свои “кладовки” и “погребки” запасы еды.

Мы поговорили об изменения в природе, послушали отрывки, а теперь посмотрите на картину и докажите, что автор изобразил осень. (Повесить картину на доску.)

Сегодня мы совершим экскурсию в осенний лес, где нас ждет старичок-лесовичок, который приготовил нам задания, с которыми мы должны справиться быстро и правильно. Но мы должны знать не только орфографические правила, но правила поведения в лесу. Назовите их. (Повесить на доску старичка-лесовичка.)

2. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся

а) Объявление урока.

Сегодня мы будем отрабатывать и закреплять свои знания в области применения очень важного правила. Это правило проверки слов с безударной гласной в корне слова. Это и будет темой нашего урока.

Открыли тетради. Записали сегодняшнее число, классная работа. Подчеркните безударную гласную в числе. Докажите, что написали правильно. (Правило проверки безударной гласной.)

И первое задание, которое приготовил нам старичок-лесовичок, – это отгадывание загадок. Но надо не просто отгадать, а записать отгадки, выделить в них корни и подчеркнуть безударную гласную.

· Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава.)

· Под елкою, под осинкою
Стоит мальчик-с-пальчик.
На нем серенький кафтанчик,
Шапка красненькая. (Грибок.)

· Все меня топчут в лесу, на лугу,
А я-то все лучше и дальше бегу. (Тропинка.)

· Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)

· Листья по ветру летят,
Листьев танцев – листопад. (Листопад.)

б) Словарная работа.

– Скажите, как вы понимаете это слово?

В словаре русского языка И.Ожегова листопад – опадение листьев осенью. (Листопад. На доске.)

– Найдите корень в этом слове. В этом слове есть еще один корень. Такие слова называют сложными, их мы будем изучать в 7-м классе.

в) Проверка.

Сорвать листочек с той гласной, которую вставили в слове, назвать проверочное слово. (И, О, Е, А; ученики выходят к доске и срывают осенние листочки с гласной.)

г) Постановка задачи урока.

– Какое правило использовали при написании слов?

– Наша задача на уроке – знать правило проверки слов с безударной гласной и уметь находить такие слова. (Правило на доску.)

д) Работа с учебником.

– Выполним второе задание от старичка-лесовичка. Откройте учебники на с. 42, упр. 106. Найдите предложения об осени, запишите их, вставьте безударную гласную. (Двое учеников работают у доски.)

Листья (л...сты), помаленьку облетая, устилают золотом (з...лотой) траву. Все деревья (дер...вянный) блистают в разноцветном уборе.

Проверка. Поднимите ту безударную гласную, которую вставили в корне слова. Назовите проверочное слово. Какое правило использовали при проверке безударной гласной? Вывод. (Убрать правило с доски.)

е) Релаксация.

– А теперь старичок-лесовичок предлагает нам отдохнуть в осеннем лесу. Посмотрите на него, запомните, где находится река, деревья, небо и т.д. Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и слушайте меня. Остановите глаза на воде, небе, дереве и т.д. (Иллюстрация картины И.Левитана “Золотая осень” у каждого на парте.)

ж) Работа с картиной.

– А это задание будет сложнее. Придумайте предложения, используя слова с безударной гласной. (Дожди, трава, грибы, в лесу, к земле.)

– Послушайте, какой рассказ получился у меня.

– Спишите первую часть рассказа, вставьте безударную гласную. (Сильные ученики.)

Идут осенние д...жди. Бурая тр...ва клонится к з...мле. Кое-где еще прячутся гр...бы. На рябине краснеют пл..ды.

– Вторую часть напишут... (слабые ученики).

В л...су тихо. Вдруг т...шину нарушает бормотание тетерева. Ему откликаются певчие др...зды. И опять все тихо.

Проверка. Поднимите букву, которую вставили. Что проверяли?

Вывод. Какое правило применяли при выполнении задания?

з) Работа по карточкам.

– Продвигаемся по лесу дальше. Выделите корень, подчеркните проверочное слово.

1. Шли бесконечные д…жди, дорогие размокли, крыши д…мов пот…емнели. Низко п…лзли тучи. Дул х…лодный ветер.

2. Но скоро д…жди кончились, природа зас…яла последней красотой ос…ни. З…лотилась паутина, падала р…са по утрам. В город шли машины с з…рном, тонкая пыль сухим туманом в…села над дорогой.

Взаимопроверка.

Вывод.

3. Этап закрепления

– Что мы должны знать?

– Что мы должны уметь?

– Чему научились на уроке?

– В чем затрудняемся?

4. Домашнее задание

С. 45, упр. 113 – средним и слабым ученикам; по карточкам – сильным.

5. Выставление и комментирование оценок