"Знание бывают двух видов. Мы сами знаем предмет - или же знаем, где найти о нем сведения"
Франклин Бенджамин
Цели:
- Систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;
- Способствовать дальнейшему формированию логического мышления, зрительной и слуховой памяти, навыкам сравнения, анализа и синтеза;
- В доступной увлекательной форме показать студентам, что знание истории может пригодиться им в различных ситуациях, независимо от того, чем они будут заниматься в жизни;
- Научить участников представления владеть аудиторией, работать в команде, быть коммуникабельными.
Оборудование: карточки с названием команд; караоке; лото для капитанов; игровое поле, аббревиатуры, даты
Ход урока
Организационный момент: вводное слово, приветствие команд.
Ознакомление правилами игры.
Правила игры.
Главная цель - "потопить" корабли противника путем прямого попадания в корабль.
Игровое поле- квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами от 1 до 10, и 10 столбцов, обозначенных буквами от А до К. Координаты цели определяются именем столбца и строки.
Игровое поле - одно для всех команд. На игровом поле размещены "корабли", (однопалубные - 2, двухпалубные - 3, трехпалубные - 2, четырехпалубные - 1).
Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквами, соответствующим заданиям:
"Л"- исторические личности;
"О"- определение;
"П"- прозвища великих князей и царей;
"М"- музыкальный вопрос (караоке);
"Д"- даты;
"З"- загадки;
"А"- аббревиатуры
Остальные клетки пустые. Участникам необходимо "овладеть" всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы (указывают координаты на игровом поле). Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то команде сразу начисляется 1 очко и дается право на следующий выстрел. Если произошло попадание в букву, то это значит, что рядом находится борт одного из кораблей. Команде задается соответствующий вопрос. На обдумывание ответа- 30 секунд. Если ответ правильный, команда также получает 1 очко и право на следующий выстрел. Игра завершается после того, как участники "потопят" все корабли. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Ведущий 1.
Уважаемые гости, члены жюри и команды! Мы рады приветствовать вас. Мы рады, что вы с нами.
Ведущий 2.
В 5 классе мы начали изучать историю. И нас до сих пор терзают сомнения, что же эта за наука? Интересна и полезна ли она? Сегодня мы постараемся вместе приоткрыть завесу для получения ответов на эти вопросы.
Ведущий 1.
Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы задались еще одним вопросом: Что же такое соревнование?
Ведущий 2.
И пришли к выводу: это вторник, 18 ноября, под воздействием которой вся присутствующая людская масса делится на болельщиков, игроков и жюри.
Ведущий 1.
Попрошу членов жюри встать и, положа руку на исторический документ, произнести слова клятвы. Клянетесь ли вы, именем великих умов человечества, положа руку на святая святых для историка- энциклопедию, судить соревнование по совести?
(члены жюри отвечают хором: "Клянемся!")
Ведущий 2.
Будет ли ваш приговор также неоспорим, как неоспоримы доказательства событий?
(ответ: Да)
Ведущий 1.
Сегодня соревнуются три команды по 5 человек. Итак, просим команды представиться.
Капитан команды (название команды, девиз, эмблему)
Преподаватель
И вот настал тот час и день, когда на поле боя встречаются команды: "Витязи", "Историки", "Фараоны".
Бой будет сложным.
Игра начинается с состязания капитанов команд. Выберите конверты-задания.
Кто из вас быстрее составить предложение из лото и даст комментарию, та команда начинает выстрел первым.
Тур капитанов
ЛОТ 1.
Среди законов Солона "Кто поймает волка, тот получить пять драхм"(серебряных монет)
ЛО | ВИ | |||
В* | ПР | |||
*З | АН | |||
ЯТ | ИЕ |
ТЬ | * В |
ОЛ | КО |
ИБ | ЫЛ |
ЬН | ОЕ |
ЛОТ 2.
В законах Хаммурапи сказано: если ослиный лекарь сделал тяжелую операцию ослу и спас его, то владелец осла должен заплатить лекарю 1/6 сикля серебра, так как, именно ослы играли наибольшую роль хозяйстве.
ОС | ЛИ | ||||
РЬ | *В | ||||
ИЛ | ОН | ||||
НЕ | ** | ||||
*В | АВ |
НЫ | Й* |
ЛЕ | КА |
ЛОТ 3.
В Древнем Двуречье одна из мер емкости сыпучих тел- например, для измерения объема зерна- равнялась 84 литрам и называлась "имер". В переводе означает "ослиный вьюк" т. е мешок, сумка
ОС | ЛИ | |||
*К | АК | |||
А* | ЕМ | |||
И* | ** |
НЫ | Й* |
ВЬ | ЮК |
*М | ЕР |
КО | СТ |
"О"
Определение
1. Б-1. Натуральный или денежный побор с покоренных народов.
(дань)
2. В-2. Война между гражданами одного государства.
(гражданская война)
3. В-3. Коренной переворот в общественных отношениях, в технике, науке, культуре, сфере сознания.
(революция)
4. Б-4. Граждане одного государства, поселяющиеся на территории другого государства из-за политических или религиозных притеснений.
(иммигранты)
5. А-3. Военное сословие в России в 18- начале 20 веков. В 14-17 веках- вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах. В 15-16 веках возникают самоуправляющиеся общины. Царское правительство использовало их для охраны границ, в войнах.
(казачество)
6. А-2. В Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани, позже сама дань неопределенных размеров.
(полюдье)
7. И-6. Карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.
(репрессия)
8. З-8. Представитель монгольского хана на завоеванных землях (на Руси во 2-й половине 13-начале 15 веков), осуществлял контроль над местными властями.
(баскак)
"Л"
Исторические личности
1. Д-1. В Библии первый человек и прародитель человеческого рода?
(Адам)
2. Е-1. У древних греков владыка царства мертвых, а также само царство.
(Аид)
3. Ж-1. Орлеанская дева, народная героиня Франции. Из крестьянской семьи. В ходе Столетней войны возглавила борьбу французского народа против англичан. За что ее приговорили к смерти на костре.
(Жанна д, Арк)
4. З-2. Итальянский диктатор в 1922-1943 годах.
(Бенито Муссолини)
5. Ж-3. Основатель ислама, почитается как пророк.
(Мухаммед)
6. Е-3. В мифах древних греков царь острова Итака, один из главных героев Троянской войны.
(Одиссей)
7. Д-3. В Библии первая женщина, праматерь рода человеческого.
(Ева)
8. Г-2. Тэмуджин, Темучин- основатель и великий хан империи.
(Чингисхан)
"М"
Музыкальный вопрос (караоке)
1. И-3. (Катюша)
2. К-4. (В землянке)
3. З-4. (гимн России)
4. И-5 (Священная война)
5. В-7. (День Победы)
"Д"
Даты
1. А-4. 988 год
(начало крещение Руси)
2. А-6. 1097 год
(съезд князей в Любече)
3. Б-5. 5 апреля 1242 года
("Ледовое побоище" на Чудском озере)
4. З-7. 8 сентября 1380 года
(Куликовская битва)
5. К-7. 26 октября 1612 года
(Освобождение Москвы от поляков)
6. К-8. 1904-1905 годы
(Русско-японская война)
7. И-9. 9 января 1905 года
("Кровавое воскресенье". Начало первой русской революции)
8. Е-6. 22 июня 1941 года
(Начало Великой Отечественной войны)
"П"
Прозвища великих князей и царей
1. Г-4. Великий князь Иоанна Данилович (1328-1340) всегда носил с собой кошель на поясе, наполненный деньгами, оделяя нищих и убогих. По названию этого кошеля- и прозвище:
(Калита)
2. Д-4. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353-1359) получил прозвище за свою внешность.
(Красный)
3. Е-4. Великий князь и царь Иоанн Васильевич (1533-1584) получил прозвище за жестокость и тиранство.
(Грозный)
4. Ж-4. Великий князь Святополк(1015-1019) за убийство братьев Бориса и Глеба заслужил проклятие современников и потомства и соответствующее прозвище.
(Окаянный)
5. В-5. Царь Петр Алексеевич (1696-1725), внесший огромный вклад преобразование России, получил прозвище:
(Великий)
6. З-5. Великий князь Василий Васильевич (1425-1462), находясь в плену, был ослеплен Дмитрием Шемякой, братом Василия Юрьевича Косого, отсюда и его прозвище.
(Темный)
7. Г-6. Великий князь Ярослав (1019-1054) свое прозвище заслужил созидательными делами, взвешенной политикой, усмирением народов, населявших наше государство.
(Мудрый)
8. Ж-6. Императрица Екатерина Алексеевна (1762-1796). "Всеобъемлющий гений Екатерины дал жизнь и душу величайшей империи", писал барон Танненберг. Ее назвали:
(Великая)
"А"
Аббревиатура
1. Д-9. РСДРП
Российская социал-демократическая рабочая партия
2. Е-8. ВЛКСМ
Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи
3. Е-10. ВОВ
Великая Отечественная война
Файзуллина Сулпан Харуновна №228-180-245
4. Ж-8. НЭП
Новая экономическая политика
5. Ж-10. ООН
Организация Объединенных Наций
6. З-9. ЛДПР
Либерально-демократическая партия России
"З"
Загадки
1. Г-7.
Он не раз бьет набат,
Он-старый солдат.
У него много ран.
Он для всех:(ветеран)
2. А-8.
Воюя меж собою,
Все граждане сполна
Намучаются вдоволь.
Зачем она нужна?
Ты прав, конечно, это: (гражданская война)
3. Д-8.
Состязанья там проходят,
Зрители с трибун не сходят.
И сейчас везде есть он
Во всем мире: (стадион)
4. Г-9.
Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (демократия)
5. В-9.
Они сильны и крепки телом,
Страну прославили не только бегом.
И слава их гремит сто лет.
Для Греции славнейший то:(атлет)
6. Б-9.
Узнал Китай через много лет,
Как много может человек,
Из книг, на наши не похожих.
На связку дров скорее схожих.
Чтоб книгой стать,
Прошел через много мук
В Китае-расщепленный то:(бамбук)
7. Д-6.
Как в Египте называли
Письменные знаки?
Их красиво все писали
А ученые гадали,
Древние что сочиняли. (иероглифы)
8. Б-7.
Трудился земледелец целый год.
Чтоб получился у него большой приплод.
Но так распорядились боги:
Он с урожая должен заплатить: (налоги)