Если спросить младшего школьника, умеет ли он писать изложения и сочинения, чаще всего можно услышать отрицательный ответ. На практике мы часто замечаем, что написание изложений и сочинений в начальной школе - острая проблема многих детей. Далеко не все выпускники начальной школы умеют четко и логично излагать мысли, композиционно оформлять речь, воспринимать и анализировать авторский текст.
Причины низкого уровня владения школьниками коммуникативно - речевыми умениями, на мой взгляд, кроются в недостаточном внимании в данной проблеме в курсе русского языка; об этом свидетельствует анализ программ, учебников и наблюдение над речью учащихся. Большинство существующих дидактических материалов не в полной мере
учитывают возрастные особенности младших школьников, которые, как правило, мыслят конкретно и не всегда устанавливают внутреннюю связь между словом и образом, между конкретным и абстрактным. Несоответствие между сферой образного и логического мышления у младших школьников отрицательно сказывается на уровне их речевого развития. Назову основные проблемы низкого уровня развития связной письменной речи учащихся. Младшие школьники: не могут в полном объеме высказать свои впечатления, не умеют словесно оформить возникшие в их сознании образы и представления, неадекватно интерпретируют воспринятый текст.
Важным для решения проблемы формирования коммуникативно-речевых умений является умелое управление учебной деятельностью ребенка. С этой целью были составлены тетради с печатной основой, использование которых позволяет организовать качественную и осознанную работу каждого ученика на занятиях по развитию связной письменной речи.
Упражнения данных тетрадей направлены на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие младшего школьника. Учащиеся формулируют тему и цель занятия, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на отдельных его этапах. А отсутствие стереотипа заставляет учащихся каждый раз мобилизовать свое внимание, напрягать память, мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьников. Отличительная черта данного дидактического пособия - пошаговость в достижении результата (что немаловажно для слабых учеников).
На уроках, проводимых по данной методике с использованием рабочего листа, чувствуется неподдельный интерес учащихся и готовность их быть полноправными участниками учебного процесса, а порой выступать в роли учителя.
Предлагаю для ознакомления конспект урока речевого творчества по теме: "План текста".
1. Мобилизующий этап.
Учитель: Объясните их значения.
Ученик: Предложение - это несколько слов, связанных между собой по смыслу. Текст - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Тема текста - то, о чём говорят все предложения текста. Основная мысль текста - то главное, о чём хотел сказать автор. Структура текста - строение текста (начало, основная часть, концовка).
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Новый материал.
Учитель: Приступим к реализации первой части цели урока. Скажите, какой праздник приближается?
Ученик: Праздник 9 Мая.
Учитель: Что вы знаете об этом празднике?
Ученик: Высказывания детей.
Учитель: Многие писатели в своем творчестве коснулись темы войны и послевоенной жизни людей. Сергей Баруздин - один из таких писателей. С одним из его рассказов мы будем работать на уроке развития речи. Название рассказа состоит из 2 слов. С помощью изографа определите второе слово названия произведения. Объясните его лексическое значение.
Ученик: Клад - зарытые, спрятанные где-нибудь ценности.
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдет речь в рассказе, если он назван "Страшный клад", учитывая только что сказанное мной о писателе Сергее Баруздине.
Ученик: Думаю, что речь пойдёт о минах, боеприпасах, оставленных после войны в земле.
Учитель: Проведем словарную работу. В тексте вам встретится 3 слова, над значением которых мы поработаем. Определите их с помощью записи.
с
э к с к а в а т о р
й ц у п щ г а
ъ д ф ё ь ч ц
я э ж р м ъ у
м и н ы т е ю
Далее работа учеников ведется по тетради с печатной основой.
1. Соедините слова с их лексическим значением.
Экскаватор Сапёры Мины |
Военнослужащие, которые занимаются
очисткой территории от взрывоопасных предметов. Специальные боеприпасы, предназначенные для поражения живой силы и техники противника. Землеройная машина для выемки и отвала грунта, используемая при дорожных, горных и других работах. |
2.
Страшный клад.
После войны в городе шла большая стройка. Однажды экскаватор копал канаву. Вдруг ковш замер! В земле лежали мины.
Приехали сапёры. Они осторожно вынесли мины в поле и взорвали их.
Теперь город живёт спокойно. Спасибо нашим солдатам!
Прочитай начало рассказа. Какова основная мысль этой части?
ОМ - |
1. |
Озаглавь первую часть.
Прочитай основную часть рассказа. Выдели основную мысль этой части.
2. |
Озаглавь эту часть.
Прочитай концовку рассказа. Какая его основная мысль?
ОМ - |
3. |
Озаглавь его.
Прочитай запись под цифрами 1, 2, 3.
Такая запись называется планом. Попытайся самостоятельно сформулировать определение плана.
Сравни с имеющимся определением в рамочке.
План - изложение содержания в виде предложений, высказываний или перечня названий. План текста рассказывает о главных событиях, помогает вспомнить то основное, о чём говорится в тексте.
Вспомни порядок наших рассуждений. Составь памятку по составлению плана текста.
Памятка.
Чтобы составить план текста нужно:
1. Разделить _____________ на смысловые __________________.
2. Определить _____________ ____________ каждой __________.
3. Озаглавить каждую _________________ ___________________
4. Орфографическая подготовка.
Чтобы правильно записать текст, поработай над орфограммами.
Прочитай слова.
война город большая экскаватор копал живёт
канава лежали сапёры взорвали спасибо солдаты
Поставь цифры над орфограммами в словах.
6. Проверка.
Прочитай текст. Помогли ли тебе при записи текста заголовки каждой части? Проверь запись трудных слов.
7*. Творческая работа.
Нарисуй два рисунка о Великой Отечественной войне. Один - на тему "Первый день войны", другой - "День Победы". Расскажи о каждом событии по составленному плану, передавая эмоции людей, которые пережили эти события.
Проводя уроки речевого творчества с использованием рабочего листа вижу, с каким желанием и интересом работают дети. С особенным удовлетворением замечаю, что ученики пишут изложение и сочинение только на положительные отметки. У учащихся развивается интеллект, формируются основные коммуникативно-речевые умения, они становятся социально-активными.
В заключение приведу содержание рабочих тетрадей, которое легко вписывается в учебную программу любого УМК.
Содержание тетради для 2 класса
- Текст и группа предложений.
- Тема текста.
- Основная мысль текста.
- Заголовок текста.
- Опорные слова.
- Восстановление текста по опорным словам.
- Связь слов в предложении.
- Связь предложений в тексте.
- Структура текста.
- Повторение изученного.
- Составление текста по картинкам.
- Восстановление текста с помощью картинок.
- Запись текста по картинкам.
- План текста.
- План текста в виде вопросов.
- Изложение.
- Подробное изложение.
- Сжатое изложение.
- Выборочное изложение.
- Итоговый тест.
Содержание тетради для 3 класса
- Текст (повторение).
- Подробное изложение (повторение).
- Выборочное изложение (повторение).
- Сжатое изложение (повторение).
- Типы текстов.
- Повествование.
- Структура текста-повествования.
- Сочинение.
- Описание.
- Разговорный, научный, художественный стили речи.
- Стилистическое редактирование текста.
- Стили речи. Описание предмета в разных стилях.
- Сочинение-описание предмета.
- Сочинение-описание растения.
- Рассуждение.
- Изложение-рассуждение.
- Сочинение-рассуждение.
- Сочинение-рассуждение.
- Изложение-рассуждение.
- Итоговый тест.
Содержание тетради для 4 класса
- Повторение о тексте. Сочинение "Книги, которые я прочитал летом".
- Изложение текста (повторение).
- Сочинение по пословице.
- Сочинение - повествование с элементами описания "Осень".
- Сочинение - описание на основе личных наблюдений.
- Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень".
- Сочинение по картине В.М.Васнецова "Богатыри".
- Сжатое изложение текста "Картина Васнецова "Алёнушка".
- Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".
- Сочинение "Как мы украшали ёлку".
- Сочинение по наблюдениям "Зима в парке".
- Подробное изложение рассказа В.Чаплиной "Лесная кормушка".
- Сочинение по картине И.И.Шишкина "Зима".
- Письмо.
- Выборочное изложение текста "Пожары в лесу".
- Сочинение по картине И.И.Левитана "Март".
- Сочинение о маме.
- Сочинение - мозаика "Весна" (по наблюдениям).
- Контрольное изложение.
- Итоговый тест.