Технология речевого творчества

Разделы: Начальная школа


Если спросить младшего школьника, умеет ли он писать изложения и сочинения, чаще всего можно услышать отрицательный ответ. На практике мы часто замечаем, что написание изложений и сочинений в начальной школе - острая проблема многих детей. Далеко не все выпускники начальной школы умеют четко и логично излагать мысли, композиционно оформлять речь, воспринимать и анализировать авторский текст.

Причины низкого уровня владения школьниками коммуникативно - речевыми умениями, на мой взгляд, кроются в недостаточном внимании в данной проблеме в курсе русского языка; об этом свидетельствует анализ программ, учебников и наблюдение над речью учащихся. Большинство существующих дидактических материалов не в полной мере

учитывают возрастные особенности младших школьников, которые, как правило, мыслят конкретно и не всегда устанавливают внутреннюю связь между словом и образом, между конкретным и абстрактным. Несоответствие между сферой образного и логического мышления у младших школьников отрицательно сказывается на уровне их речевого развития. Назову основные проблемы низкого уровня развития связной письменной речи учащихся. Младшие школьники: не могут в полном объеме высказать свои впечатления, не умеют словесно оформить возникшие в их сознании образы и представления, неадекватно интерпретируют воспринятый текст.

Важным для решения проблемы формирования коммуникативно-речевых умений является умелое управление учебной деятельностью ребенка. С этой целью были составлены тетради с печатной основой, использование которых позволяет организовать качественную и осознанную работу каждого ученика на занятиях по развитию связной письменной речи.

Упражнения данных тетрадей направлены на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие младшего школьника. Учащиеся формулируют тему и цель занятия, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на отдельных его этапах. А отсутствие стереотипа заставляет учащихся каждый раз мобилизовать свое внимание, напрягать память, мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьников. Отличительная черта данного дидактического пособия - пошаговость в достижении результата (что немаловажно для слабых учеников).

На уроках, проводимых по данной методике с использованием рабочего листа, чувствуется неподдельный интерес учащихся и готовность их быть полноправными участниками учебного процесса, а порой выступать в роли учителя.

Предлагаю для ознакомления конспект урока речевого творчества по теме: "План текста".

1. Мобилизующий этап.

Учитель: Объясните их значения.

Ученик: Предложение - это несколько слов, связанных между собой по смыслу. Текст - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Тема текста - то, о чём говорят все предложения текста. Основная мысль текста - то главное, о чём хотел сказать автор. Структура текста - строение текста (начало, основная часть, концовка).

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Новый материал.

Учитель: Приступим к реализации первой части цели урока. Скажите, какой праздник приближается?

Ученик: Праздник 9 Мая.

Учитель: Что вы знаете об этом празднике?

Ученик: Высказывания детей.

Учитель: Многие писатели в своем творчестве коснулись темы войны и послевоенной жизни людей. Сергей Баруздин - один из таких писателей. С одним из его рассказов мы будем работать на уроке развития речи. Название рассказа состоит из 2 слов. С помощью изографа определите второе слово названия произведения. Объясните его лексическое значение.

 

Ученик: Клад - зарытые, спрятанные где-нибудь ценности.

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдет речь в рассказе, если он назван "Страшный клад", учитывая только что сказанное мной о писателе Сергее Баруздине.

Ученик: Думаю, что речь пойдёт о минах, боеприпасах, оставленных после войны в земле.

Учитель: Проведем словарную работу. В тексте вам встретится 3 слова, над значением которых мы поработаем. Определите их с помощью записи.

с

э к с к а в а т о р

й ц у п щ г а

ъ д ф ё ь ч ц

я э ж р м ъ у

м и н ы т е ю

Далее работа учеников ведется по тетради с печатной основой.

1. Соедините слова с их лексическим значением.

Экскаватор

Сапёры

Мины

Военнослужащие, которые занимаются очисткой территории от взрывоопасных предметов.

Специальные боеприпасы, предназначенные для поражения живой силы и техники противника.

Землеройная машина для выемки и отвала грунта, используемая при дорожных, горных и других работах.

2.

Страшный клад.

После войны в городе шла большая стройка. Однажды экскаватор копал канаву. Вдруг ковш замер! В земле лежали мины.

Приехали сапёры. Они осторожно вынесли мины в поле и взорвали их.

Теперь город живёт спокойно. Спасибо нашим солдатам!

Прочитай начало рассказа. Какова основная мысль этой части?

ОМ -

 

1.

Озаглавь первую часть.

Прочитай основную часть рассказа. Выдели основную мысль этой части.

 

2.

Озаглавь эту часть.

Прочитай концовку рассказа. Какая его основная мысль?

ОМ -

 

3.

Озаглавь его.

 Прочитай запись под цифрами 1, 2, 3.

Такая запись называется планом. Попытайся самостоятельно сформулировать определение плана.

Сравни с имеющимся определением в рамочке.

План - изложение содержания в виде предложений, высказываний или перечня названий. План текста рассказывает о главных событиях, помогает вспомнить то основное, о чём говорится в тексте.

Вспомни порядок наших рассуждений. Составь памятку по составлению плана текста.

Памятка.

Чтобы составить план текста нужно:

 1. Разделить _____________ на смысловые __________________.

 2. Определить _____________ ____________ каждой __________.

 3. Озаглавить каждую _________________ ___________________

4. Орфографическая подготовка.

Чтобы правильно записать текст, поработай над орфограммами.

Прочитай слова.

война город большая экскаватор копал живёт

канава лежали сапёры взорвали спасибо солдаты

Поставь цифры над орфограммами в словах.

6. Проверка.

Прочитай текст. Помогли ли тебе при записи текста заголовки каждой части? Проверь запись трудных слов.

7*. Творческая работа.

Нарисуй два рисунка о Великой Отечественной войне. Один - на тему "Первый день войны", другой - "День Победы". Расскажи о каждом событии по составленному плану, передавая эмоции людей, которые пережили эти события.

 Проводя уроки речевого творчества с использованием рабочего листа вижу, с каким желанием и интересом работают дети. С особенным удовлетворением замечаю, что ученики пишут изложение и сочинение только на положительные отметки. У учащихся развивается интеллект, формируются основные коммуникативно-речевые умения, они становятся социально-активными.

В заключение приведу содержание рабочих тетрадей, которое легко вписывается в учебную программу любого УМК.

Содержание тетради для 2 класса

  1. Текст и группа предложений.
  2. Тема текста.
  3. Основная мысль текста.
  4. Заголовок текста.
  5. Опорные слова.
  6. Восстановление текста по опорным словам.
  7. Связь слов в предложении.
  8. Связь предложений в тексте.
  9. Структура текста.
  10. Повторение изученного.
  11. Составление текста по картинкам.
  12. Восстановление текста с помощью картинок.
  13. Запись текста по картинкам.
  14. План текста.
  15. План текста в виде вопросов.
  16. Изложение.
  17. Подробное изложение.
  18. Сжатое изложение.
  19. Выборочное изложение.
  20. Итоговый тест.

Содержание тетради для 3 класса

  1. Текст (повторение).
  2. Подробное изложение (повторение).
  3. Выборочное изложение (повторение).
  4. Сжатое изложение (повторение).
  5. Типы текстов.
  6. Повествование.
  7. Структура текста-повествования.
  8. Сочинение.
  9. Описание.
  10. Разговорный, научный, художественный стили речи.
  11. Стилистическое редактирование текста.
  12. Стили речи. Описание предмета в разных стилях.
  13. Сочинение-описание предмета.
  14. Сочинение-описание растения.
  15. Рассуждение.
  16. Изложение-рассуждение.
  17. Сочинение-рассуждение.
  18. Сочинение-рассуждение.
  19. Изложение-рассуждение.
  20. Итоговый тест.

Содержание тетради для 4 класса

  1. Повторение о тексте. Сочинение "Книги, которые я прочитал летом".
  2. Изложение текста (повторение).
  3. Сочинение по пословице.
  4. Сочинение - повествование с элементами описания "Осень".
  5. Сочинение - описание на основе личных наблюдений.
  6. Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень".
  7. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Богатыри".
  8. Сжатое изложение текста "Картина Васнецова "Алёнушка".
  9. Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".
  10. Сочинение "Как мы украшали ёлку".
  11. Сочинение по наблюдениям "Зима в парке".
  12. Подробное изложение рассказа В.Чаплиной "Лесная кормушка".
  13. Сочинение по картине И.И.Шишкина "Зима".
  14. Письмо.
  15. Выборочное изложение текста "Пожары в лесу".
  16. Сочинение по картине И.И.Левитана "Март".
  17. Сочинение о маме.
  18. Сочинение - мозаика "Весна" (по наблюдениям).
  19. Контрольное изложение.
  20. Итоговый тест.