Цель урока:
знать: особенности природных зон материка, характерных представителей растительного и животного мира.
уметь: объяснять своеобразие природы материка; характеризовать природу отдельных частей материка; выбирать географические карты нужного содержания; продолжить умения работать с картами, текстом учебника, таблицами, дополнительной литературой.
Форма урока: работа в группах (сдвинуть столы по два, разделить класс на 5 групп).
Оборудование: карта “Природные зоны мира”, школьные атласы, учебник “География материков и океанов” В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв, тетради, дополнительная литература.
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация учебной деятельности.
II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
Вопросы формулируются в зависимости от заданного на предыдущем уроке.
III. Изучение новой темы.
1. Актуализация знаний.
- Что мы уже изучили на материке Южная Америка? Какие темы?
- Что по плану нужно изучать после внутренних вод материка (природные зоны)?
- Вспомните, что такое природная зона?
- Какие характерные черты природных зон мы должны определить? (ГП, климат, почвы, растительный и животный мир).
2. Определение целей урока (совместно с обучающимися).
3. Вступительная беседа (мотивация).
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Южную Америку. Работать будем в группах. По ходу урока 1-3 группы в печатных рабочих тетрадях заполняете таблицу на странице 10 (В.И. Сиротин М: Дрофа 2010). 4 и 5 группы в обычных тетрадях (начертить на интерактивной или классной доске). Эти знания понадобятся вам для контроля знаний по теме “Южная Америка” и для сдачи экзаменов ГИА и ЕГЭ.
ПЗ | ГП | Прир. условия (рельеф, климат) | Почвы | Растительный мир | Животный мир |
Полупустыни | |||||
Высотная поясность |
В конце урока проведём контроль знаний, вы покажете, что знаете и чему научились.
- Какие природные зоны есть на материке Южная Америка?
- Какие из них занимают наибольшую площадь?
- Сравните карту природных зон Южной Америки и Африки, есть ли отличие?
На доске ключевые понятия:
- Сельва
- Пампа
- Кампос
- Патагония
- В тетради записать в течение урока, что значит каждое слово.
4. Индивидуальная работа в группах по карточкам-заданиям (посадка в 5 групп, время - 8 минут). Используются приложения № 1-3 (карточки-задания). Учитель является консультантом.
- 1 группа – экваториальные леса Южной Америки;
- 2 группа – саванны Южной Америки;
- 3 группа – степи Южной Америки;
- 4 группа – полупустыни Южной Америки
- 5 группа – высотная поясность в Андах
5. Проверка выполненного задания.
Ответы обучающихся по группам. Работа в тетрадях (весь класс заполняет таблицу, учитель показывает на интерактивной доске: виды природных зон Южной Америки, животный мир и растительный мир материка).
Обобщение знаний.
- Сделайте вывод, в чём своеобразие природы материка?
- Назовите ключевые понятия темы, что они означают?
- Сельва - (экваториальный лес)
- Пампа - (степи)
- Кампос – (саванна)
- Патагония – (полупустыня)
Контроль знаний. (Письменный опрос. Дать краткие ответы на вопросы. Карточки контроля раздать в каждой группе по 5 вариантов, чтобы проверить, как учащиеся усвоили задание другой группы при прослушивании и заполнении таблицы).
Карточка - 1 | Карточка - 2 |
1. Какие природные зоны занимают на материке наибольшую площадь? | 1. Назовите характерную черту природы материка. |
2. Как называют южноамериканцы влажные
вечнозелёные леса: А) гилея; Б) сельва? |
2. Определи черты сходства между
саваннами Африки и Южной Америки: а) многие месяцы сухо и жарко, не очень высокие травы; б) выделяются сухой и влажный сезоны; в) низкорослые деревья и кустарники. |
3. Степи образованы почвами: а) красно-жёлтыми ферраллитными; б) красновато-чёрными; в) красно-бурыми. |
3. В зоне полупустынь растут: а) отдельные пучки трав и колючие кустарники; б) дерновины злаков и колючие вечнозелёные кустарники. |
4. Продолжи: печник – это не животное, а … | 4. Продолжи: кампос – это не степи, а … |
Карточка - 3 | Карточка - 4 |
1. Как в Южной Америке проявляется широтная зональность? | 1. В чём своеобразие животного мира сельвы? |
2. Определи ПЗ: располагается на юге
материка в условиях умеренного климата с малым
количеством осадков: а) степи; б) полупустыни. |
2. Какое растение наиболее распространено в саваннах Южной Америки? |
3. Чем отличается сельва Южной Америки
от африканской гилеи: А) громадные деревья растут не скученной массой, а разбросаны; Б) лес тёмный, многоярусный. |
3. Что значит пампа: а) травяная равнина; б) пространство, лишённое древесной растительности. |
4. Продолжи: бертолеция – это не почва, а … | 4. Продолжи: Атакама – это не гора, а … |
Карточка - 5 | |
1. Как называют саванну в Южной Америке? | |
2. От чего зависит количество высотных поясов в горах? | |
3. В каких природных зонах расположены национальные парки? | |
4. Продолжи: кондоры – это не горы, а … |
Домашнее задание.
Параграф 44, печатная рабочая тетрадь стр. 48, задания 1-4.