Цель: формирование первоначальных представлений об эпохе Великого Петра I и достижениях в области образования тех лет.
Ход урока
I. Организация класса.
Настрой:
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
II. Повторение.
1) Игра “Поймай ошибку!”
(для того чтобы у детей “на слуху” были термины, формировался понятийный аппарат, в самом начале урока, независимо от изучаемой темы, провожу повторение, используя игровые приёмы “Поймай ошибку” или “Подскажи словечко”).
- Если в высказывании будет ошибка, хлопните в ладоши. Ошибку исправляем!
1. Путешественники, побывавшие первыми на новых, неизвестных землях в старину назывались землепроходцами.
2. При царе Петре I Сибирь была присоединена к России. (При Иване Грозном)
3. Ерофей Павлович Хабаров изучал земли вдоль рек Лены и Амура. (сопровождать показом по карте; можно разрешить пользоваться учебником)
4. Казак Семён Иванович Дежнёв в XVIII веке открыл пролив, отделяющий 2 материка – Евразию и Северную Америку. (В XVII в.)
5. В XIX в. отважные русские мореплаватели, рискуя своей жизнью, достигли берегов Антарктиды. Кто возглавлял эту экспедицию? (Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев)
6. В XIX в. Николай Михайлович Пржевальский изучил Кавказские горы. (Уссурийскую тайгу)
2) “Эрудит” (за правильный ответ ученик получает жетон)
1. Объясните происхождение слова “культура”.
2. Какие ценности составляют культуру общества?
(Шедевры архитектуры, произведения живописи и музыки, театральное искусство; большой пласт культуры составляет народное творчество – фольклор, изделия мастеров-ремесленников: дымковская игрушка, произведения палеха, гжель, хохлома и т.п.)
3. Что такое летопись?
4. Назовите известного русского летописца.
5. Какие литературные памятники вам известны?
(“Повесть временных лет”, Афанасий Никитин “Хождение за три моря”, “Домострой” - правила в семье)
6. Когда открылись первые школы на Руси? (В Х в. при князе Владимире)
Подсчёт жетонов. Поздравление эрудита.
3) “Мастер слова”
- Расскажите, какими были первые школы, учителя, чему и как учили детей.
III. Проверка домашнего задания.
Учащимся предлагалось написать письмо другу о жизни и школе XXI века.
Физминутка-игра:
- Если я назову устаревшее слово, присядьте. Если назову слово, которое употребляется в современном русском языке, стойте спокойно.
перста, тетрадь, архитектура, зодчество, солдат, воевода, рать, сеча, монастырь.
(во время работы уточняется значение устаревших слов)
IV. Новая тема.
- Назовите царя, который провёл в России много реформ (т.е. внёс много изменений в жизнь).
- Как же изменилось образование при Петре I?
1) Чтение деловой статьи учебника с использованием приёма технологии развития критического мышления (РКМ) “Инсерт” (маркировка текста условными значками по ходу чтения):
“+” - новое
“\/” - знал
“?” - хочу уточнить
Примерные вопросы для обсуждения деловой статьи:
- Какая информация была для вас новой?
- А кому это было известно?
- Из какого источника ты об этом узнал? и т.д.
2) Работа в тетради на печатной основе.
V. Итог (рефлексия)
Приём технологии РКМ “Толстые и тонкие вопросы” по данной теме (работа в паре).
“Тонкий” вопрос – это вопрос, имеющий однозначный ответ. “Толстый” вопрос – это вопрос, не имеющий однозначного ответа, предполагающий разные мнения или варианты ответа.
VI. Домашнее задание.
Приготовить сообщение “Где учились мои родители”.