Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по музейной педагогике “Здравствуй, школьный музей” рассчитана на учащихся 8-9-х классов. Время освоения программы: 72 часа в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность создания не только реального, но и виртуального музея, с использованием ресурсов Интренет.
В современных условиях жизни российского общества, переживающего трудности становления правового государства и формирования демократичной рыночной экономики, воспитание подрастающих поколений стало главным социальным и государственным приоритетом. Уже выросло поколение российских граждан, которое отказалось от отживших ценностей “строителей коммунизма”, а новые – “строителей демократии”, еще только формируемые общественным сознанием, не усвоило. Стоит ли винить современную молодежь в бездуховности, злости и жестокости? На чем опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен “ключ”, положительный пример конкретных людей, таких же, как они сами, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким “ключом” в воспитательной работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на принципах музейной педагогики.
На сегодняшний день еще не разработана реальная методологическая база для такой новой дисциплины, как музейная педагогика, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии. Исследования в данном направлении ведутся в Росси с 90-х годов XX века, опыта пока накоплено недостаточно, так что данная программа призвана расширить методическую копилку музееведения и стать подспорьем в работе педагогов-музееведов и педагогов дополнительного образования. В программу вошло содержание курса введение в музееведение “Здравствуй, школьный музей!”, прочитанного в 2004-2005 году учащимся 9-х классов гимназии № 9. Итоги работы получили высокую оценку как со стороны самих учеников, их родителей, выпускников школы (что нашло отражение в Книге Почетных Гостей музея), так и со стороны администрации гимназии и управления образованием города (работа была отмечена дипломами и благодарственными письмами). Творческая работа учащихся “История одного экспоната” была награждена в 2005 году Дипломом за победу в конкурсе школьных музеев, проводимом в Московской области. В дальнейшем работа по созданию музея была продолжена на базе 21 школы г. Коломны.
Специфика гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.
Методологическую основу программы “Здравствуй, школьный музей!” составили:
- общие закономерности, принципы и подходы к анализу психолого-педагогического развития человека в социокультурной ситуации (Л.С. Выготский, И.Б. Котова, М. Коул, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, К. Левин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина, В.П. Свечников, Е.И. Шиянов, Д. Б. Эльконин и др.);
- идеи педагогической деятельности на основе синергетического системно-функционального подходов (В.В. Маткин, И.В. Меньшиков, О.В. Санникова, В.В. Сериков, Н.М. Таланчук, В.А. Харитонова и др.);
- аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании (Ю.П. Ветров, Б.С. Герушинский, Н.Ю. Ермилов, А.Ю. Клочко, Ю.Н. Клочко, Н.П. Клушина, Ю.А. Лобейко и др.).
Главной целью программы является создание модели формирования гражданственности учащихся на основе музейной коммуникации. Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущего профиля обучения в старшей школе.
Исторические знания, полученные ребятами в непосредственном общении с предметным миром прошлых эпох, должны стать для них личностно значимыми, познавательный интерес из эпизодического превратиться в устойчивый.
В ходе реализации программы были поставлены следующие задачи:
- содействовать развитию научного мировоззрения и креативного мышления учащихся,
- расширить исторический кругозор,
- создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музея,
- сформировать умения документирования исторических событий, посильно участвовать в создании экспозиции музея,
- отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия школы и города,
- формировать активную гражданскую и патриотическую позицию,
- воздействовать на формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому,
- создать условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
- воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, города и Отечества.
Планируемые результаты. Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:
- научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками,
- освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников,
- научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения,
- получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).
Благодаря работе в музее школьники получат возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и своей страны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научатся приемам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.
Отличительная черта обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами.
Результаты изучения данного курса предлагается заносить в сводную ведомость и оценивать по зачетной форме (См. Методическое обеспечение программы. Сводная ведомость контроля и оценки знаний, умений и навыков).
Итогом деятельности учащихся в конце учебного года должна стать творческая работа, тему и форму которой они выбирают самостоятельно. Лучшие работы станут фондом материалов музея или новой экспозицией на сайте школы, продолжив, таким образом, славную историю своего учебного учреждения, насчитывающую в наши дни 57 лет.
Учебно-тематический план программы (68 часов)
№ | Разделы и темы занятий |
Кол-во часов |
Форма и тип занятий |
Виды работы учащихся |
1 | Введение | 1 |
лекция |
работа со словарем музееведа |
Раздел 1. Работа по подготовке открытия школьного музея (5 часов) |
||||
2 | Механизм открытия школьного музея. | 2 |
урок |
беседа, работа со словарем |
3 | Нормативно-правовая база деятельности школьного музея. | 1 |
урок-практикум | практическая работа с документами |
4 | Деятельность совета школьного музея. | 2 |
урок |
работа со словарем |
Раздел 2. Поисково-исследовательская работа в музее . (15 часов) |
||||
5 | Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы. | 2 |
учебная лекция |
работа со словарем |
6 | Общие правила оформления и заполнения полевых документов. | 2 |
музейный урок |
практическая работа |
7 | Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов. | 4 | экскурсия по музею |
знакомство с материалами музея |
8 | Анкетирование и интервьюирование . | 2 |
беседа |
практическая работа |
9 | Встречи с выпускниками разных лет. | 4 |
беседа |
интервьюирование |
10 | Итоговое обобщающее занятие по теме “Поисково-исследовательская работа в музее”. | 1 |
викторина |
самостоятельная работа |
Раздел 3. Музейные фонды и работа с ними. (12 часов) |
||||
11 | Исторические источники в музее. | 2 |
экскурсия в краеведческий музей |
знакомство с материалами музея |
12 | Шифрование предметов. | 2 |
музейный урок |
практическая работа |
13 | Основной и вспомогательный фонды музея. | 2 |
лекция |
работа со словарем |
14 | Включение материалов в фонд музея. | 2 |
урок |
работа со словарем, практическая работа |
15 | Фондовая работа в школьном музее. | 4 |
лабораторная работа |
практическая работа |
Раздел 4. Экспозиционно-выставочная работа. (14 часов) |
||||
16 | Концепция развития музея. Виртуальный музей. | 2 |
урок с использованием ресурсов Интернет |
практическая работа |
17 | Проектирование экспозиции. | 2 |
музейный урок |
практическая работа |
18 | Тематически -экспозиционный план (ТЭП) музея. | 4 |
музейный урок |
практическая работа |
19 | Какие бывают экспонаты? | 2 |
Интернет экскурсия |
знакомство с материалами музея |
20 | Экспонат в экспозиции музея. | 4 |
музейный урок |
практическая работа |
21
|
Итоговое обобщающее занятие по теме “Музейные фонды и экспозиционно-выставочная работа в музее”. | 2
|
викторина
|
самостоятельная работа |
Раздел 5. Культурно-образовательная деятельность музея. (8 часов) |
||||
22 | Возрастные особенности посетителей школьного музея. | 1 |
учебная лекция |
работа со словарем |
23 | Теория экскурсе ведения. | 2 |
учебная лекция |
работа со словарем |
24 | Обзор экскурсий музея гимназии. | 2 |
беседа |
практическая работа |
25 | Подготовка к проведению экскурсий с использованием виртуального музея школы. | 2 |
беседа |
практическая работа |
26 | Просветительские формы работы музея. | 1 |
учебная лекция |
работа со словарем |
Раздел 6. Хранение. (4 часа) |
||||
27 | Сохранность предметов в экспозиции школьного музея | 1 |
экскурсия по музею |
практическая работа |
28 | Хранение предметов в фондах | 2 |
музейный урок |
практическая работа |
29 | Итоговое обобщающее занятие по темам: “Культурно-образовательная деятельность музея” и “Принципы хранения экспонатов” | 1 |
викторина |
самостоятельная работа |
Раздел 7. Творческая работа. (9 часов) |
||||
30 | Формы творческих работ. | 1 |
музейный урок |
творческая работа по выбору |
31 | Планирование, подготовка и реализация творческой работы. | 2 |
консультация |
творческая работа по выбору |
32 | Представление творческих работ. | 5 |
презентация |
творческая работа по выбору |
33 | Итоговый урок по курсу. | 1 |
беседа |
беседа |
Итого: 68 часов. |