Воспоминания о собственных занятиях прыжками с шестом сохранили неповторимое чувство нетерпения ожидания именно прыжковой тренировки при абсолютной физической неподготовленности к занятиям этим достаточно непростым видом лёгкой атлетики. С годами, в течение которых формировался уже собственный практический опыт тренера – преподавателя, пришло понимание наставника, собственными руками страховавшего неокрепших и неловких мальчишек.
В те далёкие годы единственным средством для более или менее серьёзной подготовки юных шестовиков были старые гимнастические брусья с уложенным на них дощатым настилом. Это “сооружение” вплотную подвигалось к упору для шеста, на котором (хрупком – немецком!) совершалось по 40-50, а то и по70 прыжков за тренировку. Это в 5-7 раз превышало количественные показатели объёма прыжков, совершённых с малых и средних разбегов. При этом решалось сразу несколько основополагающих тренировочных задач:
- Существенно повышался объём чисто технической работы;
- Процесс формирования техники прыжка с шестом становился более эффективным;
- Оптимизировался процесс наработки специальной выносливости;
- Формировалось и обострялось чувство снаряда и преодоления планки.
Синтез прошлого тренировочного опыта и собственной личной практики тренера – преподавателя, целенаправленно занимающегося подготовкой прыгунов с шестом и многоборцев, привёл к идее создания универсальной многофункциональной конструкции, которая позволила бы тренеру обеспечить обучающемуся возможность не только выполнять простейшие технические действия, но и самому активно влиять на многоаспектный процесс подготовки прыгунов и многоборцев, при этом эффективно им управляя.
Ни для кого не секрет, что прыжок с шестом и многоборье – сложнейшие виды легкой атлетики. Подготовка успешных спортсменов в этих видах связана с опредёленными проблемами, среди которых наиболее существенные – время, затрачиваемое на обучение технике и дальнейшее её совершенствование, а также наличие – отсутствие соответствующей материально– технической базы и специального инвентаря (места для приземления, стоек и набора шестов различной степени жесткости).
Если все эти проблемы решены или их не существовало изначально, то тренировочный процесс можно организовать на перспективу, составив многолетний план, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности конкретного спортсмена.
Но на самом деле тренеры по прыжкам с шестом и многоборьям, за исключением, наверное, тренеров сборной страны и специализированных центров, часто сталкиваются с проблемой отсутствия или плохого качества собственной тренировочной базы.
Чтобы расширить возможности технической и специальной работы для тренеров – преподавателей, нами предлагается тренажёрный комплекс, состоящий из 4-х неподвижных тумб (две горизонтальные и две наклонные, скрепленные между собой винтами), которые являются вспомогательным оборудованием, а в качестве основной единицы тренажёра выступают шесты мягкой и средней жесткости.
<Рисунок 1>
Данное сооружение основано на принципе конструктора, что является его неоспоримым преимуществом, поскольку предлагаемый нами тренажёрный комплекс может использоваться как в комплекте из 4-х блоков, так из 3-х, 2-х; возможно также использование каждого блока по отдельности.
Известно, что прыжки с шестом с тумбы и раньше имели место в подготовке шестовиков и многоборцев, но это было целостное сооружение, с которого спортсмен совершал прыжок с 2-х беговых шагов, держась за шест правой рукой сверху.
В случае применения предлагаемого нами тренажёра прыгун обладает большей степенью свободы.
Во-первых, разбег увеличивается до 4-х, 6-ти беговых шагов.
Во-вторых, владея классическим способом прыжка с тумбы с 2-х беговых шагов из положения держась за шест правой рукой сверху, спортсмен получает дополнительную возможность разгоняться без шеста с 4-х беговых шагов, и, запрыгивая на неподвижно стоящий шест, выполнять прыжок. Кроме того , 4 блока в сборке позволяют прыгуну совершать прыжок с 6-и беговых шагов, держа шест в руках.
В-третьих, спортсмен, находясь в оптимизированных тренировочных условиях, может существенно повысить интенсивность своих тренировок за счёт количества прыжков, что, в свою очередь, положительно повлияет на качество техники, а в конечном итоге – на результат.
Приведём различные комбинации установки тумб, обеспечивающие вариативность использования тренажёра.
<Рисунок 2>
Это классический вариант, который применялся ранее.
Спортсмен стоит на горизонтальной или наклонной тумбе, правой рукой держась за шест, отступив назад 2 шага. После разбега спортсмен запрыгивает на шест и выполняет прыжок. Этот способ наиболее подходит для обучения технике прыжка с шестом. По нашим наблюдениям, обучающиеся через 2-3 недели начинают демонстрировать вполне удовлетворительные прыжки, а способные дети могут преодолевать от 2,50 до 2,80м.
<Рисунок 3>
Наиболее популярный вариант. Прыгун разбегается с 2-х горизонтальных тумб, выполнив 3-4 беговых шага, затем запрыгивает на неподвижно– стоящий шест и выполняет прыжок. За счёт существенного повышения скорости, увеличения высоты хвата и жесткости снаряда спортсмен достигает более высокого результата. Лучшие показатели в этом упражнении – девушки до 3,80м, юноши до 4,30м. Возраст 14-16 лет.
<Рисунок 4>
Последний вариант, представляющий собой 4 тумбы в сборке. Прыгун разбегается с 4– 6 беговых шагов, держа шест в руках. Сделав вывод, постановку в упор, вис, спортсмен выполняет прыжок.
Этот способ применяется более квалифицированными спортсменами. Многоборцы, выполнившие норматив КМС и МС, показывают в данном упражнении результат, сопоставимый с результатом в прыжках с шестом с полного разбега (примерно 4,60– 4,80м).
Таким образом, предлагаемое сооружение из тумб в сочетании с набором шестов мягкой и средней жесткости представляет собой комплексный многофункциональный тренажёр, позволяющий решать задачи совершенствования физических и координационных способностей, овладения основными двигательными навыками и техникой вида, дальнейшего их совершенствования, разносторонней физической и технической подготовки на всех этапах.
При использовании данного тренажёра создаются оптимальные условия выполнения спортсменом основного движения, позволяющие прыгуну повысить объём тренировочной и специальной работы без острого и травматического воздействия на организм.
Технология изготовления.
Данное устройство состоит из четырёх тумб, каждая из которых сама по себе является отдельной тренажёрной единицей, а в полной сборке представляет тренажёрный комплекс. Для общей ясности автор представляет размеры, материалы и технологию изготовления комплекса.
- Две прямоугольные тумбы размером 2.30м длина, 1.00м высота и 0.5м ширина.
- Две наклонные тумбы: одна размером– 2.30м длина, 1.00м высота одной стороны, 0.8м высота другой стороны, ширина 0.5м. Вторая наклонная тумба размером 2.30м длина, 0.8м высота одной стороны, 0.5м высота другой стороны, ширина 0.5м.
Материалы, используемые при изготовлении:
- Деревянный брус 5 на 7 см в сечении. Из него изготавливается каркас необходимых тумб по приведённым параметрам.
- Тумбы сбиваются гвоздями на 10 см либо скручиваются шурупами на 10 см.
- Сверху тумба пробивается половой доской 1.0см толщиной или фанерой такой же толщины.
- Для того чтобы спортсмен мог выполнять прыжки в специальной спортивной обуви (в шиповках), верхняя плоскость тумб пробивается листовой резиной.
- Сборка тумб в единый комплекс осуществляется при помощи болтового соединения через просверленные отверстия. Для этого используются болты длиной 15см и диаметром 10-15мм. Гайки и шайбы такого же диаметра.
- Ориентировочные затраты на приобретение материалов – 3000-4000 рублей.
Предлагаемый тренажёрный комплекс не имеет аналогов.