Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование:
- лист бумаги А-4 (у каждого ученика), фломастеры, карандаши, клей, вата, набор цветной бумаги, ножницы;
- картинки с изображением явлений природы “Март”, “Апрель”, “Май”, “Половодье”;
- картинки с изображением раннецветущих растений, перелетных птиц и т.д.
Цель урока: систематизировать представление о характерных признаках весны.
Задачи:
- систематизировать представление о характерных признаках весны в живой и неживой природе;
- расширить кругозор об весенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживой природой;
- развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
Учитель. Добрый день, мои юные друзья! Сегодня я приглашаю вас в гости к… Отгадайте к кому?
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла…
Ученики. Весна.
Учитель. Какие признаки весны перечислены в загадке? (рыхлый снег, звонче птичьи голоса, солнце ярче светит…)
– Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, попробуем нарисовать картину весны. Сегодня мы не просто ученики, мы – художники.
– Представьте, что доска – это холст, на котором я буду изображать, как меняется природа весной. У вас на рабочем столе тоже приготовлен холст, на котором каждый из вас напишет свою картину.
– А вы, знаете названия весенних месяцев? (Март, апрель, май)
– Тогда послушайте загадки, постарайтесь определить весенний месяц:
Ручейки бегут быстрей,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц… (март)Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришел … (апрель)Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает…(май)
– Молодцы, а сейчас нам надо изобразить на наших холстах все перечисленные признаки весны. Итак, начнем с неживой природы.
– Что относится к неживой природе? ( Солнце, небо, воздух, осадки и т.д.)
– В первую очередь на наших холстах мы изобразим солнце. Какое оно весной? (Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее).
Учитель проводит линию горизонта на холсте и изображает солнце, дети повторяют за учителем.
– Одинаково ли солнце греет землю весной? (Нет)
– Какой весенний месяц самый холодный, самый теплый? Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае теплее).
– Солнце весной теплое, теплое, а какое небо весной? (Голубое, высокое, по небу плывут легкие белые облака).
Учитель изображает небо на своем холсте, дети повторяют за учителем.
– На небе весной появляются кучевые облака.
Учитель прикрепляют облака из белой бумаги.
– Эти облака ярко – белого цвета, похожи на клубы дыма, они движутся довольно быстро. Обычно кучевые облака бывают только днем. С утра собираются, днем клубятся и громоздятся друг на друга, а к вечеру исчезают. Иногда эти облака и совсем не появляются на протяжении всего дня. Это признак устойчивой хорошей погоды. Когда же кучевые облака становятся темными, то скоро надо ожидать грозы. Внезапно темнеет небо. Все птицы смолкают. В теплом воздухе наступает тишина. Вдруг начинается ливень, который так нужен растениям, однако это ненадолго. Небо быстро проясняется и уже снова сияет солнце, повсюду сверкают ручьи, громче прежнего поют птицы.
Дети вырезают облака и приклеивают на лист (во время рассказа).
– Какие осадки выпадают весной? ( Снег, дождь).
– В марте? – Снег.
– В апреле? – Снег и дождь.
– В мае?– Дождь.
Учитель рисует осадки на доске, ученики повторяют за учителем.
– Бывают ли весной грозы? Когда? ( В мае).
Учитель рисует “молнию”.
Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
– Так описывает первую грозу русский поэт И.Тютчев.
– Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? Почему? ( Весной почва оттаивает).
Учитель вывешивает на доску широкую полоску коричневой бумаги.
– Что происходит со снегом весной? Почему? ( Поскольку становится теплее, снег тает).
– Снег становится рыхлым, он темнеет и уплотняется.
Учитель приклеивает кусочки вата, разрыхляя ее, на холст.
– В марте появляются первые проталины.
Изображение проталины, раздвинуть кусочки вата до коричневого цвета бумаги.
– Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постепенно тают).
Учитель вывешивает на доску “ реку” из бумаги. Приклеивает кусочки ваты – льдины.
– Можно ли ходить по подтаявшему льду? (Нет, лед может подломиться. Очень опасны детские шалости на реке во время ледохода).
– В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.
Учитель вывешивает картинку с изображением “Половодье”.
– Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Дети отвечают, используя рисунок.)
Физкульминутка.
– Пришло время поговорить о том, какие изменения происходит в живой природе с приходом весны.
– Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет хвои и коры.
Учитель рисует дерево и кустарник, изображает на них листья, у хвойного дерева рисует светлую хвою.
– А как вы думаете, можно ли проверить пробудилось дерево или нет?
– Проверить это можно, если осторожно срезать сучок березы. С разреза побегут светлые капли сока, значит корни уже начали втягивать из почвы влагу. Но просто так делать на коре зарубки нельзя, т.к. та влага, которая напитала бы почки, потечет на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить, понадобиться 40–50 лет.
– Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
– Назовите травянистые растения, которые зацветают самими первыми.
Учитель вывешивает на доску картинки с изображением раннецветущих растений.
– Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежники. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести.)
– Почему же подснежники зацветают так рано?
Учитель выслушивает мнение детей и предлагает почитать об этом на с.89 в учебнике.
– Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)
Учитель вывешивает на доску изображения этих цветов.
– Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?
– Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)
Учитель рисует перелетных птиц.
– Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало много корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.)
Учитель рисует насекомых.
– Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)
Учитель вывешивает картинку с изображением грача.
– Март – время прилета грачей в родные края.
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошло в стихотворения! (Жаворонок)
Учитель вывешивает картинку с изображением жаворонка.
Время прилета жаворонков – начало апреля.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Конец марта – время прилета скворцов.
Учитель вывешивает картинку с изображением скворца.
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
Соловьи прилетают в середине мая.
Учитель вывешивает картинку с изображением соловья.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Время прилета в родные края – май.
Учитель вывешивает картинку с изображением ласточки.
– Как встречают весну звери? (Просыпается от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих рождаются детеныши. Звери линяют).
Учитель вывешивает картинку с изображением зверей.
Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве. Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птицы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т.д.)
– Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной?
– Связаны ли они с изменениями в неживой природе?
Закрепление изученного материала. Игра “Я знаю…”
– Я знаю пять явлений природы весной…
– Я знаю пять перелетных птиц…
– Я знаю пять первоцветов…
– Я знаю пять насекомых…
– Я знаю пять проснувшихся зверей…
Домашнее задание
Работа проводится в группах. Каждая группа должна составить рассказ “ Весна пришла”. В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны, назвать изменения, происходящие в неживой природе, в жизни растений и животных.
Список литературы:
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч./А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2008 г.
Плешаков А.А. Рабочие тетради № 1,№2 к учебнику для 2 класса “Мир вокруг нас”/ А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2008г.
Казакова О.В. Универсальные поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 2 класс – М.: “ВАКО”, 2008 г.
- Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии / Е.Ю.Андреева //География в школе. – 1999. – №7. – С.56-58.