Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые технологии: ИКТ, эвристическая беседа, проблемная беседа, групповая работа.
Место проведения: компьютерный класс с выходом в Интернет.
Цель урока: познакомить учащихся с горными породами и минералами, слагающими земную кору, закрепить знания учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов.
- Познакомить с некоторыми видами минералов.
Воспитательные:
- Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира.
- Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам.
Развитие личности:
- Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации и Интернет-ресурсов).
- Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.
Оснащение урока:
ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Горные породы и минералы».
Дидактический и раздаточный материал: набор горных пород и минералов, информационные карточки для групповых заданий.
Ход урока
I. Организационный этап (1-2 минуты)
Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.
II. Этап мотивации (2-3 минуты)
Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.
Учитель:
На ваших партах стоят коробочки. Что в них находится? (возможные ответы детей: камни, полезные ископаемые, кусочки горных пород)
Можно ли их назвать телами и почему? (ответы детей: да, так как это предметы, которые нас окружают)
Можно ли их назвать природными телами и почему? (ответы детей: да, так как они не созданы человеком)
III. Этап целеполагания (1 минута)
Учитель: а еще, ребята, эти тела можно назвать горными породами (слайд 1). Сегодня мы будем говорить о них, узнаем, из чего они состоят и как их использует человек (слайд 2).
Цель учащихся: научиться классифицировать и различать горные породы и минералы, используя ЗУН, полученные в ходе урока.
IV. Этап повторения опорных знаний (3-5 минут)
Мотивация этапа: повторение изученного на прошлом уроке, актуализация знаний учащихся.
Учитель: прежде, чем начать изучение новой темы, нам надо вспомнить некоторые знания, полученные на предыдущих уроках.
Фронтальный опрос по вопросам:
- Как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)
- Из чего она состоит? (из почвы и горных пород)
- Как называются предметы, которые нас окружают? (тела)
- Из чего состоят все тела? (из веществ)
- В каких состояниях могут находиться вещества? (твердое, жидкое, газообразное)
- Какими свойствами обладают твердые тела? (имеют постоянную форму и объем)
V. Этап включения учащихся в целенаправленную деятельность по теме урока (10-12 минут)
Мотивация этапа: формирование у учащихся понятий о горных породах, минералах и их классификации с целью дальнейшего применения этих знаний в новой ситуации.
Учитель: запишем определение (слайд 3): горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Как вы думаете, чем сходны все горные породы? (дети высказывают версии: являются твердыми телами, находятся в земной коре, являются полезными ископаемыми и т.п.) А чем отличаются? (Версии детей: по цвету, по форме, по блеску и т.п.) Горные породы отличаются друг от друга по физическим свойствам, по химическому составу, по происхождению.
Рассмотрим классификацию горных пород по происхождению (слайд 4). Все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.
Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (слайд 5). Магма может застыть как на поверхности земли, так и в толще земной коры (слайд 6). Магматические горные породы очень прочные, твердые. Образцы магматических горных пород представлены на слайде 7.
Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений (слайд 8). По происхождению осадочные горные породы делятся на обломочные (обломки древних пород), глинистые и биохемогенные (осадок из частиц отмерших организмов). Образцы осадочных горных пород представлены на слайде 9.
Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород (слайд 10). Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические (слайд 11).
На слайде 12 вы увидите примеры образования метаморфических горных пород.
Большинство горных пород – твердые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди (слайд 13).
В ходе эвристической беседы дается ответ на вопрос: почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (ответы детей: люди изготавливали оружие и орудия труда из камня, они делали ножи, наконечники для копий и стрел, скребки, топоры).
Учитель: все горные породы состоят из минералов. Минерал – чистое вещество.
Вопрос классу: из чего состоят все вещества? (ответ детей: из молекул).
Каждый минерал состоит из одинаковых молекул. Ответьте мне: минерал – вещество простое или сложное? (Ответ детей – простое, так как состоит из одинаковых молекул). Если мы разотрем его в порошок, то даже маленькая крупинка все равно сохранит все свойства этого минерала (слайд 14). Минералы очень разнообразны, вы можете убедиться в этом (слайды с 15 по 22).
VI. Этап обеспечения осознанности формируемых знаний (5-7 минут)
Класс делится на группы по три человека. На партах у учащихся информационные карточки, коробочка с горной породой, учебник, табличка с зеленым кругом.
Учитель: перед вами семь различных горных пород. За 5-7 минут каждая группа, используя образец горной породы, ресурсы Интернет и текст учебника должна найти информацию о данной горной породе, и заполнить информационную карточку.
Один человек из группы, свободно владеющий компьютером, ищет в Интернете материал о горной породе, в это время оставшиеся 2 человека заполняют информационную карточку. По окончании работы группа поднимает табличку с зеленым кругом.
Образец информационной карточки.
Фамилии, имена учащихся, входящих в группу | |
Название горной породы | |
В каком состоянии находится (твердое, жидкое, газообразное) | |
Происхождение (магматическая, осадочная, метаморфическая | |
Цвет | |
Твердость | |
Блеск |
Возможные образцы горных пород: гранит, базальт, мел, известняк, мрамор, песок, глина.
VII. Этап контроля и самоконтроля (5-7 минут)
Отчет по информационной карточке каждой группы учащихся.
VIII. Этап подведения итогов урока (2-3 минуты)
Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока.
На этом наше путешествие в мир горных пород и минералов закончено.
Домашнее задание:
- Параграф 24 (учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. Природа неживая и живая),
- Составить кроссворд, используя термины, изученные на уроке.