Азбука ритмического развития

Разделы: Внеклассная работа


В нашей жизни все подчинено определенному ритму – и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. По мнению Платона: “Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков, он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, пополняют ее красотой и делают человека мыслящим…”

Занятия в хореографическом объединении начинается с ритмической пятиминутки. Я хочу поделиться авторскими наработками из своей программы.

Цель занятия: доработка ритмических комбинаций, их усложнение.

Задачи:

  • Обучающая: обучать слушать и слышать.
  • Развивающая: развивать творческое восприятие, ритмичность.
  • Воспитательная: воспитывать детей к уважению друг друга в ансамбле, любви к музыке.

Ход занятия

Дети садятся “по-турецки” в два полукруга лицом к фортепиано, за которым сидит педагог.

Учитель: ребята, давайте вспомним что мы – ансамбль, и будем все вместе одновременно выполнять задания.

Приготовили ладошки, звук должен быть звонким.

Упражнение “Эхо” (педагог предлагает несложную ритмическую комбинацию из двух тактов).

Дети: повторяют по условному взмаху руки.

Учитель: с каждым разом комбинации усложняются (темп добавить, ритмически разнообразить, увеличить длительность звучания).

Затем педагог проигрывает три музыкальных отрывка: марш, полька, вальс и просит детей определить размер, темп, характер.

Дети: исполняют марш (на сильную долю хлопок в ладоши, на слабую пауза). Польку (на сильную долю хлопок на форте, на слабую по коленям на пиано). Вальс (на сильную в ладоши, а на две слабых щелчки пальцами).

Учитель:

Словно сторож колотушкой
Кто-то будит тишину
Выбрал он себе игрушкой
Вековечную сосну.

Ребята, вы узнали о ком идет речь?

Дети: о дятле.

Учитель: и наш ритмический номер называется “Дятел”. Мы с вами ровно, отчетливо должны прохлопать каждый звук, чтобы было похоже на стук дятла в лесу.

Дети: Исполняют в первой и второй частях ритмические комбинации в перекличке с фортепиано, а третья только хлопки на сильную долю.

Учитель: у нас звучало повторение в каких из трех частей?

Дети: в первой и второй.

Учитель: повторение называется репризой.

Домашнее задание: придумать ритмическую комбинацию в двудольном размере с репризой.

Используемые термины на занятии:

Ансамбль.
Сильная доля.
Двудольный размер.
Темп.
Реприза.