Изучение быта первой четверти XVIII века является составной и неотъемлемой частью изучения истории России. Несмотря на это материал отодвигается на второй план и уступает место экономическим и политическим процессам. Поэтому для наиболее активных и мотивированных учащихся стало возможно провести дополнительно занятие, посвященное изучению переломного момента культуры нашего прошлого.
Игра-путешествие по теме “Культура и быт первой четверти XVIII века” проводится в седьмом классе, организаторами и помощниками могут быть учащиеся десятого класса. Время прохождения указанной темы – второе учебное полугодие, поэтому возможно использовать игру-путешествие как внеурочное мероприятие в рамках школьной Недели социально-гуманитарных дисциплин. Учащимся заранее предлагается список литературы и отрывки из исторических источников, с помощью которых участники игры смогут подготовиться наиболее эффективно.
Цели занятия:
Образовательные: опираясь на полученные знания:
по истории Отечества, а именно на развитие экономики, внутренней политики, внешней политики (особенно торговли с западноевропейскими государствами), строительстве новой российской столицы – Санкт – Петербурга, появлении новых привычек, связанных с реформированием культуры и быта, обмирщением культуры, появлением первой печатной газеты, первого государственного музея – Кунсткамеры, изменении костюма как женского, так и мужского, выхода женщины в свет из закрытого от чужих глаз терема, выполнить следующие задачи:
- показать общую картину развития российского общества в первой четверти XVIII века;
- закрепить знания учащихся об особенностях развития и исторической обстановке появления реформы культуры и быта, особенно в среде господствующего класса;
- рассмотреть изменение роли, места, функции человека, в том числе уделить должное внимание роли женщины, проживавшей в первой четверти XVIII века;
- показать учащимся преемственность отношений во времена императора Петра I и провести параллели с современностью;
- обобщить знания учащихся для продолжения изучения истории XVIII века как одного из самых интересных периодов Российской истории.
Воспитательные: на основе изученного материала продолжить воспитание интереса учащихся к историческому процессу через ценности, важные для каждого человека.
Развивающие: опираясь на общеучебные умения по различным дисциплинам, способствовать развитию следующих конкретных знаний, которые могут пригодиться учащимся в дальнейшем процессе обучения и самообразования:
- оперировать полученными знаниями о важнейших изменениях в культуре и быту в первой четверти XVIII века;
- называть основные исторические памятники начала XVIII в.;
- работать со словарями и справочными пособиями при помощи учителя или родителей.
Правила игры:
Урок-путешествие можно проводить как в одном классе, так и в параллели. Команда – 5 игроков и капитан. В жюри можно пригласить учащихся 10-го класса, которым предоставляется возможность наблюдать за ходом игры и выставлять в протоколы баллы за правильно выполненные задания. Из каждого класса можно пригласить болельщиков, которые смогут помочь своей команде правильными ответами в “Конкурсе болельщиков”.
Необходимое оборудование:
- игральный кубик;
- фишки по числу команд;
- бланки протоколов (в качестве протокола – таблички с графами: название команды, задание, полученные баллы, активность болельщиков, итог);
- круг диаметром 10 см из плотной белой бумаги;
- прямоугольник 10х15 см из плотной бумаги;
- цветные карандаши.
Конкурсы для игры-путешествия:
1) Конкурс газет – каждая команда заблаговременно получает задание подготовить стенную газету на тему “Культура и быт первой четверти XVIII в.”. Во время конкурса нужно представить выполненное задание. Газета оценивается по следующим критериям:
- тематическое содержание;
- наличие интересных заданий;
- красочность и эстетичность оформления;
- умение представить (рассказать предложенный материал);
- соблюдение регламента выступления.
За каждый критерий жюри может выставить от 1 до 5 баллов.
На представление газеты каждой команде дается 3 минуты.
2) Конкурс “Решим тест”. На задание дается не более 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неправильные ответы баллы не начисляются.
Задания:
- Указ о порядке проведения ассамблей был обнародован:
а) 26 ноября 1718 года; б) 21 января 1722 года; в) январь 1703 года; г) сентябрь 1708 года; - На ассамблею допускались
а) только мужчины; б) только женщины; в) только дети; г) мужчины, женщины и дети; - Поведение хозяина на ассамблее ограничивалось следующим:
а) встречал гостей; б) провожал гостей; в) ни встречал, ни провожал гостей, а только готовил комнаты; г) все вышеперечисленное; - За невыполнение указанных действий необходимо было
а) заплатить штраф; б) выпить кубок Большого (Великого) орла; в) уйти с ассамблеи; г) продолжать веселиться до указанного времени; - Лакеи, или служители, во время ассамблеи
а) были в сенях или тех помещениях, которые определит хозяин; б) оставались на улице; в) находились в комнате, где проходила ассамблея; г) отдыхали; - Иностранец, который наиболее полно описал поведение придворных во время
ассамблей в своем “Дневнике”
а) К. де Бруин; б) Юль Юст; в) Ф. Берхгольц; г) Вильбоа; - Историк-публицист, говоривший “о повреждении нравов в России”
а) Н. М. Карамзин; б) В. О. Ключевский; в) М. М. Погодин; г) М. М. Щербатов; - Генерал-прокурор, у которого Петр брал напрокат экипаж для поездки на
ассамблеи:
а) П. И. Ягужинский; б) А. Д. Меншиков; в) Ф. Лефорт; г) Ф. М. Апраксин; - В чьем доме Петр I проводил в Петербурге церемониальные приемы?
а) Г. И. Головкин; б) А. Д. Меншиков; в) П. И. Ягужинский; г) Ф. Лефорт; - Заветы старого хлебосольства хранил князь Ф. Ю. Ромодановский. Кто
встречал гостей с водкой на подносе у него в доме?
а) медведь; б) сам Ф. Ю. Ромодановский; в) лакеи; г) никто; - “Польский” танец относился к:
а) английским; б) церемониальным; в) русским; г) китайским; - До самой середины XVIII века в особо торжественных случаях при парадных
церемониальных обедах дамы сидели:
а) вместе за столом с мужчинами; б) в отдельной комнате; в) за разными столами в одной комнате; г) на втором этаже или открытом балконе здания; - Сервировка блюд:
а) все блюда сразу стояли на столе; б) “шведский стол”, когда участники сами подходили к столу со своими тарелками; в) у каждого был личный лакей; г) блюда выносились из кухни и ими обносили всех гостей; - Ансамбль посуды, где каждый предмет имеет собственное назначение, а все
вместе представляют единое целое, называется:
а) набор; б) комплект; в) сервиз; г) компонент; - Рыбные кушанья подавали на блюдах
а) овальных; б) квадратных; в) круглых; г) треугольных; - Мясные кушанья подавали на блюдах
а) овальных; б) квадратных; в) круглых; г) треугольных; - Что из ниже перечисленного НЕ относилось к “мокрым” пирожным?
а) бланманже; б) зефиры; в) кисели; г) мороженое; - Что из ниже перечисленного НЕ относилось к “сухим” пирожным?
а) крем; б) оладьи; в) миндальное печенье; г) пирожки; - Летний дворец в Петербурге начали строить в
а) 1720 году; б) 1703 году; в) 1710 году; г) 1711 году;
Команда, получившая наибольшее количество баллов, начинает следующий конкурс.
3) Конкурс “Игра-путешествие”
После установления очередности выступления участников, фишки команд ставятся на старт. Ведущий объявляет, что в игре существуют несколько “хитрых” позиций – с некоторых номеров фишки могут отправиться назад, а с некоторых – вперед. Есть также позиция, на которой команда пропускает ход до тех пор, пока не ответит правильно на задание.
Позиции, с которых команда отправляется назад и пропускает ход: 7 (возвращение на 5) и 28 (возвращение на 19); позиции, с которых команда отправляется вперед: 9 (вперед на 12) и 21 (вперед на 24). Позиция для пропуска хода и получения дополнительного задания: 18.
Команды по очереди бросают кубик и получают вопросы. На обдумывание ответа дается 10 секунд. За каждый правильный ответ – 5 баллов, если отвечающий допустил ошибку, то право ответа передается другим участникам команда, в таком случае за верный ответ начисляется 3 балла.
Вопросы для игры:
- В какое время состоялось “Великое посольство” Петра 1 в Европу? (1697–1698)
- Какое событие в ходе реформы культуры и быта произошло 19 августа 1698 года? (Указ Петра I о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды.)
- Какой календарь был введен с 1 января 1700 года? (Юлианский.)
- Когда состоялось открытие в Москве школы математических и навигацких наук? (1701)
- Когда вышел в свет первый номер печатной газеты и как она называлась? (2 января 1703 года, “Ведомости”.)
- В каком году состоялось основание Санкт – Петербурга? (1703, 16 мая.)
- 11 октября состоялась церемония, после которой всех царей Российской империи стали именовать именно так. (Принятие Петром 1 императорского титула.)
- Какое знаменательное событие произошло 13 января 1722 года, после чего все “работные люди” стали именоваться по специальному образцу? (Введение Табели о рангах, разделение всех государственных служащих на 14 рангов (чинов).)
- Какой новый обычай появился в связи с введением новой даты празднования Нового года? (Ворота стали украшаться сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветками.)
- Район Москвы, который очень любил посещать Петр 1 в основном из-за того, что там проживали иностранные жители. (Немецкая слобода.)
- Когда были введены ассамблеи и где это происходило? (В 1718 году Девиер огласил указ Петра 1.)
- В каком случае в первой четверти XVIII века выдавался бородовой знак? (Бородовой знак выдавался тому, кто уплатил деньги за право не бриться.)
- Как при Петре I назывался билет в театр? (Ярлык.)
- Что такое “Кубок Большого Орла” и для чего он был необходим на ассамблеях? (Кубок Большого Орла – бокал с вином, который необходимо было выпить тому, кто нарушал правила поведения на ассамблеях.)
- С какого дня начинался Новый год в допетровское время? (С 1 января или 1 марта.)
- Петр I требовал ношения “европейского платья”. Что он имел под этим ввиду? (Платье, сшитое по западноевропейским образцам.)
- Для чего в первой четверти XVIII века применялся конский волос? (Конский волос применялся для изготовления париков для. придворных людей.)
- Что такое Кунсткамера? (Первый российский государственный музей.)
- Назовите автора первого русского учебника по точным наукам – “Арифметики”. (Леонтий Филиппович Магницкий.)
- Первый русский экономический трактат Ивана Тихоновича Посошкова назывался именно так. (Книга о скудости и богатстве.)
- Наставления для молодых людей, которые стали первыми правилами этикета, некоторые из них сохранились и в наши дни. (Юности честное зерцало.)
- Усадьба, благодаря каскаду фонтанов ставшая великолепным историческим памятником Санкт – Петербурга. (Петергоф.)
- Предмет придворного туалета, с помощью которого дама, молча, могла разговаривать со своими кавалерами. (Веер.)
- Эта прическа появилась еще в 90-е годы XVI века и была названа в честь одной из фавориток короля Франции. (“Фонтанж.”)
- Искусству проведения этих зрелищ Петр научился во время заграничного путешествия – после этого на всех торжественных мероприятиях гремели выстрелы залпов, небо озарялось разноцветными огнями. (Фейерверки.)
- Эти средства передвижения были большой роскошью, поэтому заказывались за границей. Но спустя какое-то время их стали делать и в России, качество же оставляло желать лучшего. (Карета.)
- “Непристойно на свадьбе в сапогах и в острогах быть, и тако танцевать от того, что тем одежду дерут у женского полу, и великий звон причиняют острогами, к тому же муж не поспешен в сапогах, нежели без сапогов”. В какой обуви необходимо было приходить на ассамблеи, чтобы учесть эти предписания? (На ассамблеи необходимо было приходить в парадных ботинках или туфлях.)
- Утвержденный Петром 1 законодательный акт, устанавливающий систему военных, гражданских и придворных чинов и порядок прохождения службы. (Табель о рангах.)
- Сколько денег необходимо было уплачивать за “бородовой знак”? (30–100 рублей)
- Что такое камзол? (Камзол – это вид мужской одежды, вошедший в моду в первой четверти XVIII века.)
- Что такое корсаж и для чего он служил? (Корсаж – часть женского платья от шеи до пояса. В швы корсажа вшивали косточки китового уса, обтянутые шелком.)
- Что такое блохоловки и для чего они служили? (Блохоловки – специальные приспособления, служившие для того, чтобы отпугивать насекомых, которые появлялись в прическах и париках придворных красавиц.)
- Как назывался двусторонний круглый плащ, который мог носиться мужчинами. (Епанча.)
- Запишите названия женской одежды в два столбика: в первый – одежда XVII века, во второй – XVIII века: повязка (1), мушки (2), маски (2), опашень (1), летник (1), веер (2), душегрея (1), сарафан (1), фижмы (2), табакерка (2), распашное платье (1), парик (2), кокошник (1), букли (2).
Задание для команды, которая попала на число “18”: учитель дает на выбор две карточки. Участники должны выбрать карточку и нарисовать тот предмет, который предложен: пригласительный билет на маскарад или бородовой знак (на заранее предложенном прямоугольнике или круге из плотной бумаги). На это задание отводится 1 минута.
План прохождения игры-путешествия можно подготовить самостоятельно.
Жюри подсчитывает набранные за конкурс баллы.
4) Конкурс капитанов. Задание для капитанов команд: составьте свое представление об ассамблее, следуя этим вопросам. (У кого получится интереснее). Время дл выполнения задания – 1 минута.
- В первой строчке тема АССАМБЛЕЯ.
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола).
- Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример:
- Ассамблея,
- Новое, красивое,
- Танцевать, веселиться, наряжаться,
- Не все общество приняло,
- Развлечение.
Конкурс для болельщиков.
Для болельщиков предлагается блиц – опрос по теме игры. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Время для обдумывания ответа – 10 секунд.
Примерные задания:
- Вспомните наставления для молодых людей, которые стали первыми правилами этикета. Какие из них сохранились и в наши дни?
- Назовите страны, из которых в Россию в начале XVIII века привозили товары, большей частью для потребления придворными.
- Какой обычай появился в связи с введением новой даты празднования Нового года?
- Вспомните из курса отечественной истории, как начиналось строительство Санкт – Петербурга. Чем оно отличалось от строительства Москвы? Назовите усадьбу, построенную при Петре I, благодаря каскаду фонтанов ставшую великолепным историческим памятником северной столицы.
- Каково назначение пудры в XVIII веке? Какая связь существует между пудрой и фарфором?
- Назовите три основных продукта питания, которые появились в России в домашнем обиходе после “Великого посольства”.
5) Подведение итогов. Жюри подсчитывает баллы, полученные командами, а сами участники тем временем выполняют задание “Свободное письмо” – ответить на предложенные вопросы:
- Было ли тебе интересно принимать участие в игре?
- Доволен ли ты результатами?
- Задай вопрос, на который ты не получил ответа во время игры.
На следующем уроке учитель, проанализировав работы учащихся, отвечает на вопросы.
По итогам подсчета баллов выявляется команда-победитель. Можно выбрать победителей в номинациях “Самый-самый капитан”, “Самый активный”, “Я – помощник” (для болельщиков).
Материалы для учителя и учащихся (дополнительно для подготовки к игре):
- Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории России VI – XVIII век. Для учащихся 7-х класса общеобразовательных учреждений. – М., 1999.
- Зарин А. Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. – Л., 1991.
- Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России. – М., 2001.
- Кишенкова О. В., Короткова М. В. История для любознательных. Задачник. – Ч. 2. – М., 1996.
- Короткова М. В. Город и горожане. – М., 1999.
- Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002.
- Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1996.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX вв.). – СПб, 1994.
- Петрова Н. Г. “Веков азартная игра…” Новый год, новый век… Быт, традиции, обряды. – М., 2000.
- Пыляев М. И. Старый Петербург. – М., 1990.
- Рябцев Ю. С., Козленко С. И. История русской культуры. XVIII век. Учебник для 8 класса. – М., 2001.
- Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. – М., 1984.
Материалы для учителя:
- Борлакова Н. К. Методы и приемы изучения эпохи Петра 1 // ПИШ. – № 9. – 2001.
- Горбунов Б. В. Структура и содержание курса “Народоведение” // ПИШ. – № 8. – 1999. – С. 53.
- Кацва Л. А. Курс отечественной истории XVIII – первой половины XIX века// ПИШ. – № 4. – 1995
- Короткова М. В. Костюм на уроке истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. – № 3. – 2003.
- Максимова Е. В. Урок-игра “Море деятельности Петра 1”// Преподавание истории и обществознания в школе. – № 3. – 2002.
- Нерсесов Я. Н. Школьникам об истории одежды и моды // Преподавание истории и обществознания в школе. – № 4. – 2001. – С. 55 – 60.
- Овсянников Ю. М. Картины русского быта: Стили. Нравы. Этикет. – М., 2001.
- Прохорова Г. А. Изучение истории повседневности в школьном курсе истории // ПИШ. – № 8. – 2000. – С. 31 – 35.
- Пушкарев Л. Н. Проблема менталитета и их место в школьном преподавании истории // ПИШ. – № 2. – 1995. – С. 2–6.
- Рябцев Ю. С. Методические рекомендации и программа школьного курса по истории русской культуры. – М., 1998.
- Рябцев Ю. С. Школьная отечественная история и русская культура // ПИШ. – № 7. – 1997.
- Скворцова Н. Г. Элементы смеховой культуры на уроках истории // ПИШ. – № 5. – 1998. – С. 42–43.
- Шишкин Л. Культурно-бытовые преобразования Петра Великого. Урок-игра // История. – №. 35. – 2000. – С. 10–11.