Роль игры в обучении иностранных языков в младшей школе

Разделы: Иностранные языки


1. Классификация игр

Детские игры – явление не однородное, насколько разнообразны игры и по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры ,дать классификацию игр. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. Этим трудным для науки делом занимается много учёных. В последнее время в литературе появился даже специальный термин “игрология”, или, с использованием латыни - “лудология”.

В современном мире существует множество теорий, и в каждой предлагаются те критерии, которые отвечают концепции. Вот например Р. Ванн Коэй, разработал, классификации в которой основное внимание фокусировал на стратегическом поведении играющего и выделяется четыре типа игры:

  • агональные игры (от греч. agonia – борьба, состязание). Они имеют два варианта: а) спортивные игры, которые разделяются на групповые (футбол, волейбол и пр.) и парные (бильярд, шахматы, шашки, другие настольные игры); б) культурные состязания в эрудиции, ловкости и пр. (викторины, “Отгадай слово”, “Что? Где? Когда?” и т. п.), являющиеся атрибутами праздников, народных гуляний, телепрограмм и шоу;
  • мимикрические игры (от англ. mimicry – подражание). Это театрализованные игры, в которых стратегия определяется характером исполняемой роли. К ним относятся цирк, театр и всевозможные хеппенинги;
  • игры шанса.. К таким играм относятся кости, рулетка, тотализатор и им подобные.
  • игры, основанные на эффекте движения (“головокружительные”), карусели, аттракционы. Этот класс игр менее всего связан общим основанием, он объединен с внешней физической организацией и сгруппирован как бы по “остаточному” принципу.

Однако данный материал дает нам широкое понятие классификации игр, но нам необходимо классифицировать игры в болеет узком аспекте, то есть, классифицировать игры в обучении иностранным языкам

Классифицировать игры в учебном процессе можно:

  • по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.
  • по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, -репродуктивные, -осмысление, -поисковые, -закрепления, -контрольные.
  • по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр.

М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр:

  1. подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;
  2. творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений. [Стронин М.Ф. 1984; 370]

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

  • предметные;
  • сюжетные;
  • ролевые;
  • деловые;
  • имитационные;
  • игры-драматизации.

По мнению авторов Е.А Маслыко, П. К. Бабинсой “Настольная книга преподавателя иностранного языка”:

Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Игры подразделяются на:

  • фонетические
  • орфографические;
  • лексические;
  • грамматические.

Зарубежные ученые предлагают свою классификацию учебных игр, основными из которых они считают ролевую игру и симуляцию; Под симуляцией они понимают воспроизведение часто встречающихся в жизни ситуаций, требующих обязательного решения проблем.

  1. Различные виды драматизации, импровизации, разыгрывание диалогов по ролям, разыгрывание сценок являются своеобразными приемами обучения иноязычной речи, а не видами ролевой игры.
  2. В настоящее время методистами разработано большое количество ролевых игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению.

Что касается  Г.Хайда, то он считает, что на уроке иностранного языка можно применять “игры с языком”, “Игры на языке” и “игры по плану”.

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

В современной философской, психологической, педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к проблеме классификации игр.

2. Специфика младшего школьного возраста в образовании

При рассмотрении важности игры в процессе обучения необходимо подчеркнуть важность младшего школьного возраста. Границы младшего школьного возраста, совпадают с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: “память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим”.

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности. Младший школьный возраст продуктивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Мнемическая деятельность- (англ. mnemonic activity) - активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала [Психологическая энциклопедия В. Я. Ляудис, 1976].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

3. Психологические и педагогические обоснования игры в образовании

В начале ХХ века Г.В. Плеханов пришёл к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Он так же обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Крупнейшие знатоки проблемы психологи: Д.Б. Эльконин наделяет игру как средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения. Игра как ведущая деятельность у детей “определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности”, что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.

Психолог А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

. Педагоги в первую очередь рассматривают игру как явление познавательного и воспитательного процесса. Еще в далеком 16 столетии Ян Амос Каменский включал игру в распорядок своей пансофической школы, и призывал к “Великой дидактике” вести школьников к вершинам науки без окриков, побоев и скуки, а как бы играя и шутя.

В эпоху Коменского прослеживается присутствие игры в школах (игровые занимательные задачники Леонардо Фибоначи – 1228г., Баше де Мезирак 1312г.).

Ф.Фребель,будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре . как особом средстве воспитания. В основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр. Со временем игра была вытеснена из школьного процесса.

Современный всплеск интереса к игре по-прежнему связан с теми естественными возможностями, которые заключены в игре и которые неоднократно проявлялись в результатах передовой педагогической практики (М. Монтессори, Г. Дюпюи, Р. Прюдом, Ш. А. Амонашвили и др.). По мнению современных педагогов игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с действительностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления. Взяв какую-то роль ребёнок не просто примеряет профессию и особенности чужой личности: он входит в неё, вживается, проникает в её чувства, обогащая тем самым собственную личность.

Таким образом определения значения игры в психологии и педагогике: можно сказать, что:

  • игра – привлекательна и обозначает одновременно условность, серьезность, радость, веселье. Один из механизмов стимулирующего и развивающего воздействия игры заключается в обеспечении связи явлений реальной действительности с эмоциональной сферой человека.

То есть, деятельность, в которой сочетаются условная ситуация и объективно ценный продукт на выходе, может характеризоваться как переходное явление: труд с признаками игры или игра с признаками труда.

Немало общих признаков имеют игра и учебная деятельность:

  • в процессе игры и учебы осваивается опыт, накопленный предыдущими поколениями;
  • в игре и учебе действуют сходные механизмы этого освоения опыта (например, преодоление искусственных препятствий).

В результате такого анализа определений игры мы можем вывести определение учебной игры, если перед педагогом стоят задачи развития ученика как субъекта учебной деятельности, ориентации его на непрерывное образование, создание в игре мотивов осознанного учения. При этом от “учения понарошку” младших школьников мы можем иметь переход к формам обучения среднего и старшего школьника (тип “игра-учеба-труд”), где используется дополнительная мотивация учебных заданий.

Таким образом, игра в обучении – это:

  • деятельность (т.е. речевая);
  • мотивированность, отсутствие принуждения;
  • индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
  • обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
  • развитие психических функций и способностей;
  • “учение с увлечением”. 4 стр. Педагогика Теории и системы психологии Смирнов С.А.

4. Проведение игр на уроках английского языка в младших классах

Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно.

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Ценность игры как образовательного средства заключается я в том, что, игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игры можно использовать на различных этапах урока, что помогает учителю в нестандартном проведении урока, развитии креативности учащихся, их совместной деятельности - умению работать в коллективе, а также мотивировать их интерес к изучению английского языка, что особенно важном на данном этапе.

Чтобы обеспечить активность учащихся класса (группы) при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы: парную, групповую и фронтальную. Все учащиеся имеют одинаковую возможность практиковаться в речевой деятельности, применять полученные ранее навыки и умения.

Можно широко использовать в языковых играх:

  • подвижные игры (зарядка, игра в животных, “кошки-мышки”, игры во внимание)
  • стихи и песни, сопровождаемые движениями
  • игра-соревнование (дети делятся на команды и выполняют различные задания)
  • игра с мячом (вопрос-ответ, перевод слов и предложений с русского на английский и наоборот)
  • настольные игры (домино, лото, рисование)
  • диалоги с героями книг английских и американских авторов (в гости к ребятам приходят Винни-Пух и Мэри Поппинс, Белоснежка и 7 гномов, Маугли, Том Сойер и т.д.)
  • ролевые игры и т. д.

Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

Учитель непременно сам верит в игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Еще одним важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности.

Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.

Также не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.

5. Вывод

Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Игра формирует у младших школьников умение общаться (коммуникативные умения), необходимые для человека как члена общества, члена коллектива. Умение общаться предполагает умение слушать собеседника, вступать в разговор, поддерживать его, и т.д.

Игра приносит огромную пользу в изучение английского языка в начальных классах средней школы. Ученик в этом возрасте способен проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Тем самым лучше усваивать лексико-грамматический материал, а правильно спланированная игровая деятельность и реализация игровых приемов на уроке ведет к повышению результатов и интереса к предмету.