Цели:
- показать приход к власти Петра I;
- учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся
Задачи:
- познакомить с детством Петра 1 и приходом его к власти;
- развивать монологическую речь, память, способность анализировать ответ других учащихся;
- воспитывать любовь к истории Отечества.
Оборудование урока: учебник «История России XVI-XVIII вв.» Данилов, Косулина, 7 класс, словарик по истории, компьютер и интерактивная доска.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания:
Устный опрос словарика: регентство, тафта,
изразцы, парча, реестровые казаки, голытьба,
гетман, быдло, протопоп
– Кто какое задание выбрал? ( Назначаются
ответчик и эксперт, которые работают по опоре:
Эксперт
Мне ответ понравился.
Весь материал изложен (не) полностью.
Соответственно (не) хочу добавить (следующее…)
Ученик (не) следил за культурой речи.
Я оцениваю его работу на….
Ответчик
По данному вопросу могу сообщить следующее….
Могу предположить….
Поэтому …
В заключение …
Оценивание учащихся.
III. Новый материал
Учитель объявляет тему урока: «Петр I. Россия на рубеже веков».
Цель: показать приход к власти Петра I.
Рассказ учителя (сопровождается показом слайдов на интерактивной доске):
Показ портрета Алексея Михайловича на слайде
У Алексея Михайловича было два брака: 1-й с Марией Ильиничной Милославской (13 детей), Среди них два сына: Федор и Иван и дочь Софья, 2-й брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной: сын Петр, который родился 30 мая 1672 г. 3,5 года его в семье баловали, пока не умер царь Алексей Михайлович в 1676 г.
Новый царь Федор (старший сын Алексея Михайловича) был крестным отцом Петра.
(Показ портрета царя Федора на слайде).
Он любил его и заботился о нем. При нем Петра
стали обучать грамоте, а с 10 лет должны были
обучать риторике, философии, истории и
иностранным языкам. Ног Федор умирает за 1 месяц
до 10 лет Петра и его обучение заканчивается.
В 1682 году остро встает вопрос о престолонаследии.
По-старшенству, царем должен стать Иван, но он
болен слабоумием. Провозглашают 10-летнего Петра,
но Милославские поднимают против Нарышкиных
стрелецкое войско. Царями провозглашают двух
братьев: Ивана и Петра. (Показ портретов царей
Ивана и Петра).
(ИВАН)
До их совершеннолетия регентом назначили Софью – старшую сестру. (Показ потрета Софьи).
Сложилось двоевластие: два трона, а за занавеской Софья. Петру с мамой пришлось уехать из Москвы в село Преображенское. Недалеко находилась Немецкая слобода (показ Немецкой слободы), где иноземцы помогали ему в строительстве «потешной крепости», в обучении арифметики, геометрии и военному делу, и плавать под парусами.
Отсюда у Петра не царские познания и навыки в этих делах. Петр создает два «потешных полка»: Семеновский и Перображенский, которые потом приведут его к власти.
В августе 1689 года Петра извещают о готовящемся в пользу Софьи перевороте и о том, что стрельцы хотят его убить. Он уже достиг совершеннолетия и выезжает в Троице-Сергиеву лавру. (Показ Лавры)
Там к нему присоединились бояре, дворяне,
военные, которые почувствовали в нем силу. Петр
пишет письмо Ивану, чтобы тот правил
самостоятельно, В сентябре он пришел в Москву,
объявил о прекращении ее правления и заточил ее в
Новодевичий монастырь. Среди стрельцов провел
аресты и казни.
Таким образом, началось самостоятельное
правление Петра (Иван только присутствовал).
Общаясь с иностранцами, Петр понял, как важен для России выход к иноземным морям. В январе 1695 года Петр предпринимает 1-й Азовский поход.
Он оказался неудачным, т.к. отсутствовало единое командование, слабая артиллерия, отсутствовал флот. Петр учел недостатки первого похода и в 1697 году предпринял 2-й поход на Азов. Поход закончился победой. Но мало завоевать территорию, на ней еще нужно закрепиться. Вот для этого нужны союзники. Петр в 1697 году отправляется в Великое посольство в Западную Европу.
Главная официальная цель: организация единого союза христианских государств, против Крымского ханства и Турции. Неофициальная цель: знакомство с жизнью и порядками европейских стран.
Петр отправился инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Он изучил военные науки, морское дело, кораблестроение. Но вынужден был прервать поездку, т.к. стрельцы устроили заговор с Софьей против Петра. Он вернулся и расправился с мятежниками.
Эта поездка утвердила Петра в необходимости выхода России к Балтийскому морю и в борьбе против Швеции.
IV. Домашнее задание: п.13 вопросы по выбору, словарь
V. Итог урока
– С кем познакомились?
– Что нового узнали?