Наша Родина – Россия. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок-конкурс.

Форма работы: групповая.

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся по теме;
  • Развивать интерес к изучению истории родного   края, любознательность,     стремление познавать новое;
  • Воспитывать любовь к Родине;
  • Формировать адекватную самооценку, взаимооценку.

Учебник: «Окружающий мир», автор  З.А.Клепинина.  Издательство «Ассоциация ХХ1век», 2008 год. Рекомендовано МОРФ

ХОД УРОКА

В начале урока класс делится на три группы. В течение всего урока учащиеся сами оценивают работу группы по жетонам:

  • красный – отлично
  • синий – хорошо
  • жёлтый – подтянись

Взаимооценку оформляют в таблице.

1 этап: Разминка  (вопросы задаёт учитель поочерёдно каждой группе)

1) Как вы понимаете слово «Родина»? (Место, где ты родился и вырос)
2) Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация) Покажите Россию на карте.
3) Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Территория, население, столица, государственное устройство)

– Назовите признаки государства.

  • определённая территория;
  • определённое население;
  • центральная власть.

4) Почему нашу Родину называют многонациональной? (Проживают народы разных национальностей)
5) Кто составляет большую часть нашей страны? (Русские)
6) Какой язык в нашей стране является государственным? (Русский язык)

Оценка работы в группах

2 этап.

1 задание

– Какие народы проживают в нашей стране? (Каждая команда называет по очереди по одной национальности, не повторяясь)
– Назовите столицу России (показать на карте)

2 задание

– Какие крупные города России вы знаете (написать на листочке)

(От каждой команды выходит 1 человек, зачитывает и показывает на карте не менее трёх крупных городов России)

3 задание. Разгадать кроссворд

Государственное  устройство России

  1. Высшее законодательное собрание страны.
  2. Правила, установленные государством, обязательные для исполнения.
  3. Основной(главный)закон Российской Федерации.
  4. Столица России.
  5. Глава государства, выбираемый на определённый срок народом.
  6. Союз, объединение в составе которого республики, края, области, автономные округа.

Одновременно идёт работа по компьютеру с Большой Энциклопедией по 1 человеку от команды.
Учащиеся отвечают на вопросы:

– Кто является главой нашего государства?
– Кем он избирается и на сколько лет?
– Кто принимает законы об управлении государством?
– Кто осуществляет исполнительную власть в России?

Взаимопроверка кроссвордов. Команды   обмениваются листочками. Слова для проверки написаны на доске.

Учитель: Каждое государство имеет, только ему присущие символы. Какие символы у нашей страны?  По данной теме группа учащихся нашего класса подготовила проект, который сейчас нам представят.

Остальные учащиеся внимательно слушают и готовятся выполнять задание 4.

Проект: Государственные символы

Тема: Государственные символы России.
Цель: Учить учащихся находить самостоятельно информацию по данной теме
Задачи:
– Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес
– Воспитывать любовь к Родине

Ученик 1: С символами мы встречаемся постоянно.
Ученик 2: Каждое государство имеет свои, только ему присущие символы.
Ученик 3: Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия.
Ученик 4: Наше государство тоже имеет свои символы. И мы решили узнать о них. Работу организовали по группам.

1 группа:

– Мы поставили перед собой вопрос:: что нам могут рассказать изображения на гербе?

2 группа:

– Нас заинтересовало: когда официально был принят Российский флаг и что обозначают его цвета?

3 группа:

– А мы захотели узнать: кто автор музыки и слов государственного гимна России и как должны вести себя жители нашего государства при его исполнении?

– Мы составили план действий:
1. Сходить в библиотеку.
2. Обратиться в интернет.
3. Спросить у родителей и учителя.
4. Рассмотреть фотографии и плакаты с изображением Российской символики.

1 группа:

– В словаре русского языка авт. Ожегов я прочитала, что герб – это отличительный знак, официальная эмблема. Вот так выглядит герб России (показывает плакат)
– Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика.
– Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства.
– Правой лапой орёл сжимает скипетр – золотой жезл, в левой лапе – держава (золотой шар) Над головой орла мы видим корону. 
– В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств .
– Проделанная работа нам очень понравилась.
– Каждый участник нашей группы  составил герб своей семьи.
– Мы решили найти герб нашего города и принести его в класс. Вот так он выглядит.
– А ещё мы хотим узнать, что изображает каждый предмет на этом гербе и рассказать об этом своим одноклассникам.

2 группа:

– Мы узнали, флаг – прикреплённое к древку (деревянному шесту) или шнуру полотнище различной формы и окраски, являющееся знаком, символом чего-либо: государства, его главы, вооружённых сил.
– Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из одинаковых по размеру горизонтальных полос.

3 группа:

Гимн – это торжественная песня
– От взрослых я узнала, что при исполнении Гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей Гимн звучит.
– Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях. Например при награждении победителей международных спортивных соревнований
Мы нашли диск, где исполняется Гимн и решили выучить его наизусть (прослушивается гимн)

Вывод:

Весь собранный материал мы собрали  и оформили в папку. Вот, что у нас получилось. На выставке представлены все собранные материалы.
– В результате работы над проектом мы поняли, что все Государственные символы страны неотделимы от её истории и к ним надо относиться с уважением. Нельзя глумиться над флагом и гербом страны: рвать, разрисовывать их, поджигать и т. д. Они охраняются законом.
– Нам было интересно работать вместе. Ребята, попробуйте и вы.

3 этап

Задание 4

Соединить стрелками название государственного символа и его определение

Прикреплённое к древку полотнище, определённого размера и цвета Гимн
Отличительный знак, официальная эмблема государства Герб
Торжественная песня Флаг

4 этап

Задание 5

– Как называется основной Закон  России? (Конституция)
– Как вы думаете, равны ли права ребёнка и взрослого человека?
– Как вы считаете, все ли граждане России выполняют обязанности, установленные Конституцией страны?

Подчеркнуть синим цветом права граждан России, красным цветом – обязанности.

– жизнь
– бесплатное образование
– сохранять природу, исторические памятники
– бережно относиться к своей школе
– свободно выбирать место для проживания
– бережно относиться к природным богатствам
– защищать Родину
– управлять делами государства
– нести военную службу
– охрана здоровья
– выбирать и быть избранным
– заботиться о родителях
– свободное передвижение по стране

Проверка по учебнику с. 159

5 этап

Задание 6

Пословицы о Родине. Соединить начало и конец пословицы объяснить её значение

Для Родины своей умей за неё постоять
Родина – мать ни сил, ни жизни не жалей
Если дружба велика будет Родина крепка

Учитель:  Какие вопросы хотите задать свом одноклассникам, чтобы узнать как они усвоили тему?

(Учащиеся задают вопросы одноклассникам, учителю)

– Какой вывод можно сделать по данной теме, по уроку?

Вывод: Россия, Российская Федерация имеет определённую границами территорию, населённую представителями разных национальностей, Государством руководит центральная власть – Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство.
Россия, как любое государство имеет вооружённые силы, состоящие из различных родов войск, и законы, действующие на всей территории. Основной закон нашего государства – Конституция РФ в которой изложены права и обязанности граждан РФ.

Подведение итогов работы в группе оценивается по жетонам 

Оценка работы каждого учащегося в группе

(Дан список учащихся отметить «+» напротив каждой фамилии)

Красный – отлично;
синий – хорошо;
жёлтый – подтянись.

Список учащихся
1 группа

Оценка работы в группе

Оценка учителя