Работая в школе-интернате, я убедилась, что детей с ЗПР даже в 5 классе надо учить связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дети с таким диагнозом плохо владеют речью. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. Такие отклонения усугубляются к 9 году обучения в школе-интернате. Поэтому надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут травмировать психику ребенка. Словарный запас, которым располагает ребенок в 10-13 лет, дает ему возможность свободно общаться со сверстниками. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь ученики часто допускают неточности.
В своей речи дети очень редко используют наречия, прилагательные, причастия. А ведь именно эти части речи делают описание, беседу, ответы учащихся более красочными, яркими, полными. В их речи преобладают простые распространенные члены, существительные и глаголы, часто дети недоговаривают окончания слов, не проговаривают слова, допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания; наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных, неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов. Таким детям с трудом удается логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелями которых они были, не могут толково пересказать содержание прочитанной книги, рассказа, повести. Их речь носит ситуативный характер. Высказывания детей состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Дети не могут также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картины. Они лишь называют предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают. Дети имеют кратковременную память и не способны запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, фразы, а неоднократно прослушав одно и то же высказывание, не могут почти дословно передать его содержание, часто даже не понимая смысла слов.
Немаловажным является привлечение на уроки произведений живописи, которые рассматриваются как средство развития речи, позволяющее научить детей «логически правильно излагать свои мысли и для их оформления подбирать слова более точные, яркие, образные»; как способ реализовать грамматические цели обучения.
На уроках развития речи я уделяю большое внимание подготовительной работе, составлению «рабочих материалов» (у Т.А. Ладыженской). Кроме того более длительная подготовка к сочинению по картине освобождает наших детей от психологического дискомфорта на уроке. Задание учителя на уроке дети порой воспринимают со страхом, отсюда появляются отказные реакции к выполнению задания, нервозность, замешательство. В 5 классе я включаю в работу такие задания:
- Определение «звучания» картины (Какие звуки можно услышать при рассматривании картины?).
- «Вхождение» в картину (Что захотелось бы сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?).
- Определение жанра картины (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина).
- Сравнение картин, близких по теме (Федор Решетников «Опять двойка» и Дмитрий Жуков «Опять провалился»)
- Сравнение картин, сходных или контрастных по настроению (И.И. Левитан «Осенний день. Сокольники.», «Золотая осень»; И.С. Остроухов «Золотая осень»).
- Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах (Федор Решетников «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы»)
- Описание эпизодов картины (либо этой же картины, либо подобных)
- Работа по «конвертам»
Работа по «конвертам»: данный вид работы предполагает составление сочинения – миниатюры по рисунку на конверте. Я включаю такую работу как разминку в начале урока или как своеобразный отдых для детей в середине урока. Дети записывают сочинение на листочках, после проверки учителем складывают свои работы в конверт. Для анализа работ выбирается специальный резервный урок русского языка. Такая рассредоточенная по времени работа позволяет детям более комфортно чувствовать себя на последующих уроках развития речи.
Цель названных приемов – развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений.
Следующая группа упражнений направлена на формирование умения выполнять целостный анализ произведений:
- Объяснение названия картины.
- Придумывание названия картины.
- Выделение и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа.
- Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение.
- Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа.
- Определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения.
- Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины.
В школе-интернате дети обучаются по учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». Проанализировав учебник, дидактический и методический материал к учебнику, рабочие тетради, считаю, что дети с ЗПР с трудом выполняют те задания, которые предлагаются авторами. В связи с этим я разработала рабочую тетрадь по развитию речи, адаптированную именно для детей, обучающихся в коррекционной школе-интернате, которая включает в себя лексическую, этимологическую и орфографическую работу со словом, описание сюжетных картинок по наводящим вопросам, конструирование предложений, составление простого плана, отгадывание загадок, знакомство с пословицами, приметами и т.д. Рабочая тетрадь разработана для детей 5 класса СК (ОУ) школы-интерната № 13 и содержит задания необходимые для закрепления и развития знаний, умений и навыков учащихся, которые учатся по учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс». В рабочей тетради содержатся материалы к четырем репродукциям картин, изучаемых в 5 классе.
Освоение грамматического материала сочетается в рабочей тетради с заданиями по работе с предложениями и текстом, письменными ответами детей по содержанию текстов, самостоятельным составлением предложений на основе наглядного материала, восстановлением деформированного текста. Уделено внимание обучению, а затем и самостоятельному написанию учениками небольших рассказов по картинкам и по сериям картин, что способствует развитию как устной, так и письменной инициативной речи детей.