"Тембр и цвет" (программа Д.Б.Кабалевского). 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Тип урока: комбинированный, углубление в тему четверти.

Форма урока: урок-диалог;

ХПИ: искусство раскрывает перед слушателями, зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии.

Цели:

  • научить определять композиторский замысел музыкального произведения по интонационной основе;
  • ассоциировать музыку с цветом.

Задачи:

  • образовательная – научить определять и изображать в цвете интонационно-образное содержание музыки;
  • развивающая – развитие воображения, творческой фантазии, интонационной и колористической ассоциативности, активизация мыслительной деятельности;
  • воспитательная: стимулирование интереса к различным видам искусства и уважения к предмету;

Оборудование: ПК (ноутбук), музыкальный центр, CD, эпипроектор «Эпсон», рояль.

Структура урока:

– организационный момент;
– краткое повторение пройденного
– проверка домашнего задания;
– новый материал;
– первое слушание музыки;
– определение образа, названия, инструмента, характера музыки;
– «раскраска» музыки (цветовые ассоциации по Л.Н.Мироновой);
– микрообобщение;
– второе слушание музыки;
– определение инструмента;
– «раскраска» музыки (цветовые ассоциации по Л.Н.Мироновой);
– микрообобщение;
– дыхательная гимнастика;
– вокально-хоровая работа;
– вывод по теме урока;
– оценивание;
– домашнее задание.

Виды деятельности:

  • мыслительная деятельность (повторение, определение интонации, музыкального инструмента, микрообобщение, вывод);
  • слушание;
  • творческая работа (обмен мнениями, оппонирование, характеристика произведения, определение тембровой окраски с помощью цветовых ассоциаций Л.Н.Мироновой);
  • дыхательная гимнастика;
  • пение.

Методы обучения: метод ретроспективы и перспективы, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, эвристический, эмпирический, метод эмоциональной драматургии.

ХОД УРОКА

Оргмомент: Вход в класс: «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; музыкальное приветствие, представление гостей.

Повторение:

У: Узнали ли вы музыку, звучавшую при входе в класс? Кто ее написал? Давайте посмотрим ваши рисунки! (Ответы детей)

Проверка домашнего задания.

У: сегодня мы продолжим работу, начатую ранее. На этом уроке мы познакомимся с музыкой французского композитора 17 века Луи Клода Дакена. Это небольшое произведение, название которого вы должны будете определить по зерну интонации Вспомните, что такое зерно интонации?

Д: Это мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

У: (понизив голос) Слушайте внимательно: вам нужно, опираясь на зерно интонации, дать название этому произведению.

Звучит «Кукушка» Дакена (орган, исп. Константин Волостнов).

У: Что вам удалось услышать? (Ответы. Дети, как правило, верно слышат и правильно определяют название этого произведения.)

У: Какой инструмент исполнил это произведение?

Д: Орган.

У: В какие цвета можно раскрасить эту музыку?

На экране физические и эстетические цветовые ассоциации по Л.Н.Мироновой. Дети устно подбирают цвета, подходящие, на их взгляд, к этому произведению.

Микрообобщение: музыка изображает своими средствами и ее «картины» можно воплотить в цвете.

У: А теперь мы еще раз прослушаем это произведение.

Звучит «Кукушка» Дакена (скрипка, исп. Алекс Векслер).

У: Что изменилось в исполнении?

Д: Исполнитель, музыкальный инструмент. На этот раз произведение прозвучало в исполнении скрипки.

У: В какие цвета вы раскрасите музыку в этот раз? (Ответы детей.)

Микрообобщение: одно и то же музыкальное произведение меняет свою «окраску» в зависимости от тембра инструмента.

У: Цветовая окраска звуков называется тембром.

Задумайся, какой у звука цвет?
И есть ли цвет без звука?
Разве солнце
Не кажется нам огненным органом?
А зелень трав, поющая от взгляда?
А шорох ветра, синий изнутри?
А звон зари?
А чистый голос снега?
А разве я, поэт, не проверяю
Любое слово, образ, сочетанье
На звук и цвет?
Лев Друскин.

У:.Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр, чем и отличается один от другого. А чем отличаются голоса людей? (Ответы детей. Как правило они верно определяют, что человеческий голос тоже характеризуется тембром).

Дыхательная гимнастика. Распевание

Разучивание 1 куплета ПНП «Кукушка». Работа над звуковедением и звукообразованием, обращая внимание на дикцию.

Исполнение песни Протасова «Скажи, художник!»

Вывод: искусство всегда раскрывает перед слушателями, зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии. Главное – стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Оценивание

Домашнее задание: «музыкальные» рисунки (любимая музыка), витражи.

Приложение