Тип урока: комбинированный, углубление в тему четверти.
Форма урока: урок-диалог;
ХПИ: искусство раскрывает перед слушателями, зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии.
Цели:
- научить определять композиторский замысел музыкального произведения по интонационной основе;
- ассоциировать музыку с цветом.
Задачи:
- образовательная – научить определять и изображать в цвете интонационно-образное содержание музыки;
- развивающая – развитие воображения, творческой фантазии, интонационной и колористической ассоциативности, активизация мыслительной деятельности;
- воспитательная: стимулирование интереса к различным видам искусства и уважения к предмету;
Оборудование: ПК (ноутбук), музыкальный центр, CD, эпипроектор «Эпсон», рояль.
Структура урока:
– организационный момент;
– краткое повторение пройденного
– проверка домашнего задания;
– новый материал;
– первое слушание музыки;
– определение образа, названия, инструмента,
характера музыки;
– «раскраска» музыки (цветовые ассоциации по
Л.Н.Мироновой);
– микрообобщение;
– второе слушание музыки;
– определение инструмента;
– «раскраска» музыки (цветовые ассоциации по
Л.Н.Мироновой);
– микрообобщение;
– дыхательная гимнастика;
– вокально-хоровая работа;
– вывод по теме урока;
– оценивание;
– домашнее задание.
Виды деятельности:
- мыслительная деятельность (повторение, определение интонации, музыкального инструмента, микрообобщение, вывод);
- слушание;
- творческая работа (обмен мнениями, оппонирование, характеристика произведения, определение тембровой окраски с помощью цветовых ассоциаций Л.Н.Мироновой);
- дыхательная гимнастика;
- пение.
Методы обучения: метод ретроспективы и перспективы, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, эвристический, эмпирический, метод эмоциональной драматургии.
ХОД УРОКА
Оргмомент: Вход в класс: «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; музыкальное приветствие, представление гостей.
Повторение:
У: Узнали ли вы музыку, звучавшую при входе в класс? Кто ее написал? Давайте посмотрим ваши рисунки! (Ответы детей)
Проверка домашнего задания.
У: сегодня мы продолжим работу, начатую ранее. На этом уроке мы познакомимся с музыкой французского композитора 17 века Луи Клода Дакена. Это небольшое произведение, название которого вы должны будете определить по зерну интонации Вспомните, что такое зерно интонации?
Д: Это мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
У: (понизив голос) Слушайте внимательно: вам нужно, опираясь на зерно интонации, дать название этому произведению.
Звучит «Кукушка» Дакена (орган, исп. Константин Волостнов).
У: Что вам удалось услышать? (Ответы. Дети, как правило, верно слышат и правильно определяют название этого произведения.)
У: Какой инструмент исполнил это произведение?
Д: Орган.
У: В какие цвета можно раскрасить эту музыку?
На экране физические и эстетические цветовые ассоциации по Л.Н.Мироновой. Дети устно подбирают цвета, подходящие, на их взгляд, к этому произведению.
Микрообобщение: музыка изображает своими средствами и ее «картины» можно воплотить в цвете.
У: А теперь мы еще раз прослушаем это произведение.
Звучит «Кукушка» Дакена (скрипка, исп. Алекс Векслер).
У: Что изменилось в исполнении?
Д: Исполнитель, музыкальный инструмент. На этот раз произведение прозвучало в исполнении скрипки.
У: В какие цвета вы раскрасите музыку в этот раз? (Ответы детей.)
Микрообобщение: одно и то же музыкальное произведение меняет свою «окраску» в зависимости от тембра инструмента.
У: Цветовая окраска звуков называется тембром.
Задумайся, какой у звука цвет?
И есть ли цвет без звука?
Разве солнце
Не кажется нам огненным органом?
А зелень трав, поющая от взгляда?
А шорох ветра, синий изнутри?
А звон зари?
А чистый голос снега?
А разве я, поэт, не проверяю
Любое слово, образ, сочетанье
На звук и цвет?
Лев Друскин.
У:.Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр, чем и отличается один от другого. А чем отличаются голоса людей? (Ответы детей. Как правило они верно определяют, что человеческий голос тоже характеризуется тембром).
Дыхательная гимнастика. Распевание
Разучивание 1 куплета ПНП «Кукушка». Работа над звуковедением и звукообразованием, обращая внимание на дикцию.
Исполнение песни Протасова «Скажи, художник!»
Вывод: искусство всегда раскрывает перед слушателями, зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии. Главное – стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Оценивание
Домашнее задание: «музыкальные» рисунки (любимая музыка), витражи.