Часть речи прилагательное (обобщение). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: формирование системы знаний о части речи имя прилагательное.
Задачи:

  • повторить изученный материал об имени прилагательном путем наблюдения, сравнения, обобщения;
  • развивать коммуникативные навыки, умение творчески мыслить, воображать;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карточки с заданиями, листы с кляксами, книга Т.Рик «Доброе утро, имя прилагательное», презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ищу слова певучие,
Народные, иконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.

В.Вырксен

– Ваши впечатления?
– Чем понравилось?
– Каких частей речи больше?
– Какова же тема урока?
– Давайте посчитаем имена прилагательные.
– Самую важную информацию мы получаем от двух частей речи: имен существительных и глаголов. Но, то, что выражается этими важными частями речи, нуждается в дополнительной информации и эмоциональной окраске. Для этого существуют имена прилагательные. Вспомним грамматические признаки имен прилагательных.
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Как проверить безударный гласный в окончании прилагательного?
– Какую роль играют имена прилагательные в предложении?
– В каком тексте имена прилагательные являются ключевыми словами?
– Теоретические знания закрепим на практике.

II. Минутка чистописания

– Составьте «цепочку» букв из окончаний имен прилагательных в следующем порядке: м.р. ––> ж.р. ––> ср.р.

ойыйий
аяяя
оеее

– Запишите по одному слову для доказательства. Устно зачитываем.

III. Словарная работа

  • По имени прилагательному определите имя существительное.
  • Прекрасная, солнечная, морозная (погода)
  • Сладкий, яблочный, горячий, шоколадный (пирог)
  • Белые, легкие, пушистые, кучевые (облака)
  • Свежая, русская, интересная, ежедневная (газета)
  • Новое, меховое, дорогое, теплое (пальто)

(Учитель зачитывает словосочетания, ученики записывают соответствующие существительные посередине листа в столбик.)

Проверка по слайду.

– Что скажите об этих словах?
– На какие группы разделите?
– Какое слово «лишнее»?

2) Работа с синонимами и антонимами.

– Что такое синонимы? Что такое антонимы?

Учитель называет словосочетание, учащиеся записывают синоним слева от слов, антонимы справа.

холодная  морозная погода – теплая
обалденный, приятный, необыкновенный – вкусный пирог – невкусный
воздушные – легкие облака – тяжелые
российская, наша – русская газета – иностранная
только купленное – новое пальто – старое

– Антонимы и синонимы делают нашу речь более выразительной, живописной, усиливают эмоциональность речи.

IV. Работа с текстом в парах

– Прочитайте текст.
– Ваше мнение?
– Какую работу предложите?
– Устно работаем с орфограммами.

Самостоятельно в парах украшают текст именами прилагательными.

Карточки.

Прекрасен … лес зимой. … деревья покрыты … хлопьями снега. Все ветки в … инее. … солнце освещает верхушки … деревьев.

Прослушиваем несколько вариантов нового текста.

Вывод: Текст – описание зимнего леса и стал ярким, выразительным, живописным, благодаря именам прилагательным.

– Выбрать из текста словосочетания существительное + прилагательное, определить грамматические признаки (число, род, падеж)
– Устно проверяем.

Вывод: Имя прилагательное согласуется с именами существительными в роде, числе и падеже. Такая связь называется согласованием.

V. Физкультминутка для глаз и тела

VI. Творческая работа в группах

«Кляксография» (листы с кляксами)

Каждая группа получает лист с кляксами, дорисовывают ее до предмета, образ которого она напоминает, и подбирают к своему предмету как можно больше имен прилагательных. Эти смешные герои помогут вам фантазировать. Каждая группа вывешивает лист на доску и зачитывает имена прилагательные.

VII. Рефлексия в виде игры «Веришь – не веришь»

(Веришь – рука поднята, не веришь – рука опущена)

– А верите ли вы, имя прилагательное обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что?
– А верите ли вы, что род имени прилагательного зависит от имени существительного?
– А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания имен прилагательных?
– А верите ли вы, что имена прилагательные женского рода имеют окончания ый, ой, ий?
– А верите ли вы, что имена прилагательные среднего рода имеют окончания ое, ее?
– А верите ли вы, что у имен прилагательных во множественном числе можно определить род?
– А верите ли вы, что хорошо усвоили эту тему?
– Тогда я вам желаю такого настроения и таких оценок на контрольной работе по изученной теме.

VIII. Домашнее задание

Составить мини-текст – описание того предмета, который получили из кляксы.

– Спасибо за работу!

Приложение 1