Урок-вечер "Ученые-педагоги" (7-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 7


Цели урока:

  • познакомить учащихся с деятельностью учёных физиков, которые в своё время работали учителями;
  • показать наиболее примечательные черты их мироззрения;
  • познакомить с методами получения научных знаний;
  • сформировать правильное представление о характере научного труда учёных.

Оформление:

  • портреты учёных: Ломоносов М. В., Пёрышкин А. В., Циолковский К. Э., А. С., Аристотель;.
  • выставка книг по теме;
  • стенд: 2010 год – год учителя Российской Федерации «Учёные – учителя России» (Приложение 1).

Учащиеся делятся на две команды, каждая команда выбирает ученого, о котором ей хотелось бы рассказать остальным.

Жюри: ученики 11 класса, учителя.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя.

2010 год – год учителя РФ. Многие учёные XIX века работали учителями, в том числе и учителями физики. Сегодня на уроке вы познакомитесь с биографиями учёных-учителей, выполняя конкурсные задания, вспомните ранее изученный материал.

II. Задания для команд

1. «Найди правильную дорогу» – 5 баллов.

В три столбика выписаны обозначения физических величин, их единицы и их названия. Необходимо стрелками соединить каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием.

2. Домашнее задание – 5 баллов

Каждая команда рассказывает об учёном-учителе.
Первая команда рассказывает о педагогической деятельности К. Э. Циолковского [1]
Вторая команда рассказывает об авторе учебника Физика, 7 класс Перышкин А.В. [2]

3. Экспериментальное задание «Динамометр» – 10 баллов 

Дано: брусок, линейка, динамометр.

а) Найти: объём бруска, вес бруска, массу бруска,
б) Найти: силу упругости, растяжение пружины, коэффициент жёсткости.

4. Конкурс болельщиков (пока команды выполняют задание № 3) «Знаешь ли ты свой учебник физики?» – 5 баллов

1. Кто автор учебника?
2. Что изображено на обложке учебника?
3. Каково содержание форзацев учебника?
4. Какова структура учебника?
5. Сколько страниц в учебнике?
6. Дополнительно, что можете сообщить про учебник физики 7 класса.

5. «Загадки о физиках-учителях» – 5 баллов

Подсказки: угадаете ответ с первой подсказки, получите 5 баллов; со второй – 4 балла и т. д.; с последней – 1 балл.

Загадка первая (Аристотель)

  1. Он жил в IV веке до нашей эры.
  2. Он был воспитателем Александра Македонского
  3. «Самая универсальная голова среди древнегреческих философов» (Ф. Энгельс).
  4. Свой принцип динамики он сформулировал так: «Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого».
  5. Крёстный отец физики.

Загадка вторая (Пёрышкин А.В.)

  1. Родился в селе Деревенском на Рязанщине в 1902 г.
  2. иплом учителя математики и физики получил в рязанском учительском институте, завершил образование в МГУ им. Ломоносова.
  3. Работал в школе-коммуне им. Лепешинского с 1922 по июль 1941 г.
  4. Долгое время возглавлял  и работал на кафедре методике преподавания физики в МГПИ им. Ленина.
  5. Он автор учебника по физике для 7класса, по которому вы учитесь.

Загадка третья (Ломоносов М.В.)

  1. Открыл атмосферу на Венере.
  2. В 1775 году при его активном участии был открыт первый русский университет.
  3. Написал первый русский учебник по минералогии и заложил основы современного стихосложения; руководил составлением карты России, создал мозаичные картины, изготавливал инструменты для морской навигации и построил первую химическую лабораторию в России.
  4. Он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке.
  5. Зимой 1731 года двадцати лет отроду, он пришёл с обозом в Москву и только здесь начал учиться.

Загадка четвёртая (Циолковский К.Э.)

  1. Его предок был известный бунтарь Наливайко. Казацкий предводитель конца 16 века. Борец против польской аристократии.
  2. О себе он говорил: «Я – чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи».
  3. С десяти лет глухота его сделала слабым и изгоем.
  4. О человечестве он говорил, что оно бессмертно и не останется вечно на Земле.
  5. Родился в селе Ижевском Рязанской губернии, а 40 лет прожил в Калуге, работал учителем и занимался наукой.

III. Подводятся итоги игры, награждаются победители

Литература:

1. Кубеев М.Н. Сто великих имён России. – М.: Вече, 2010
2. Научно-методический журнал. Физика в школе. № 6, 2002 г.