Цели урока:
- познакомить учащихся с деятельностью учёных физиков, которые в своё время работали учителями;
- показать наиболее примечательные черты их мироззрения;
- познакомить с методами получения научных знаний;
- сформировать правильное представление о характере научного труда учёных.
Оформление:
- портреты учёных: Ломоносов М. В., Пёрышкин А. В., Циолковский К. Э., А. С., Аристотель;.
- выставка книг по теме;
- стенд: 2010 год – год учителя Российской Федерации «Учёные – учителя России» (Приложение 1).
Учащиеся делятся на две команды, каждая команда выбирает ученого, о котором ей хотелось бы рассказать остальным.
Жюри: ученики 11 класса, учителя.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступительное слово учителя.
2010 год – год учителя РФ. Многие учёные XIX века работали учителями, в том числе и учителями физики. Сегодня на уроке вы познакомитесь с биографиями учёных-учителей, выполняя конкурсные задания, вспомните ранее изученный материал.
II. Задания для команд
1. «Найди правильную дорогу» – 5 баллов.
В три столбика выписаны обозначения физических величин, их единицы и их названия. Необходимо стрелками соединить каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием.
2. Домашнее задание – 5 баллов
Каждая команда рассказывает об учёном-учителе.
Первая команда рассказывает о педагогической
деятельности К. Э. Циолковского [1]
Вторая команда рассказывает об авторе учебника
Физика, 7 класс Перышкин А.В. [2]
3. Экспериментальное задание «Динамометр» – 10 баллов
Дано: брусок, линейка, динамометр.
а) Найти: объём бруска, вес бруска, массу бруска,
б) Найти: силу упругости, растяжение пружины,
коэффициент жёсткости.
4. Конкурс болельщиков (пока команды выполняют задание № 3) «Знаешь ли ты свой учебник физики?» – 5 баллов
1. Кто автор учебника?
2. Что изображено на обложке учебника?
3. Каково содержание форзацев учебника?
4. Какова структура учебника?
5. Сколько страниц в учебнике?
6. Дополнительно, что можете сообщить про учебник
физики 7 класса.
5. «Загадки о физиках-учителях» – 5 баллов
Подсказки: угадаете ответ с первой подсказки, получите 5 баллов; со второй – 4 балла и т. д.; с последней – 1 балл.
Загадка первая (Аристотель)
- Он жил в IV веке до нашей эры.
- Он был воспитателем Александра Македонского
- «Самая универсальная голова среди древнегреческих философов» (Ф. Энгельс).
- Свой принцип динамики он сформулировал так: «Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого».
- Крёстный отец физики.
Загадка вторая (Пёрышкин А.В.)
- Родился в селе Деревенском на Рязанщине в 1902 г.
- иплом учителя математики и физики получил в рязанском учительском институте, завершил образование в МГУ им. Ломоносова.
- Работал в школе-коммуне им. Лепешинского с 1922 по июль 1941 г.
- Долгое время возглавлял и работал на кафедре методике преподавания физики в МГПИ им. Ленина.
- Он автор учебника по физике для 7класса, по которому вы учитесь.
Загадка третья (Ломоносов М.В.)
- Открыл атмосферу на Венере.
- В 1775 году при его активном участии был открыт первый русский университет.
- Написал первый русский учебник по минералогии и заложил основы современного стихосложения; руководил составлением карты России, создал мозаичные картины, изготавливал инструменты для морской навигации и построил первую химическую лабораторию в России.
- Он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке.
- Зимой 1731 года двадцати лет отроду, он пришёл с обозом в Москву и только здесь начал учиться.
Загадка четвёртая (Циолковский К.Э.)
- Его предок был известный бунтарь Наливайко. Казацкий предводитель конца 16 века. Борец против польской аристократии.
- О себе он говорил: «Я – чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи».
- С десяти лет глухота его сделала слабым и изгоем.
- О человечестве он говорил, что оно бессмертно и не останется вечно на Земле.
- Родился в селе Ижевском Рязанской губернии, а 40 лет прожил в Калуге, работал учителем и занимался наукой.
III. Подводятся итоги игры, награждаются победители
Литература:
1. Кубеев М.Н. Сто великих имён России. – М.:
Вече, 2010
2. Научно-методический журнал. Физика в школе. № 6,
2002 г.