Занятие № 1. «Знакомство»
Цели:
- обратить внимание детей на индивидуальные особенности сверстников. Подготовить к общему действию, игре;
- настроить детей на активную совместную деятельность, на общую беседу, игру. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой;
- учить детей высказывать свою точку зрения;
- учить детей самостоятельно выбирать движение в танце;
- учить детей расслабляться.
Материал: сказки К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», русская народная плясовая и спокойная музыка.
Конспект занятия
Воспитатель: Вы знакомы друг с другом, у вас есть друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это.
(Задание выполняется по желанию детей.)
Воспитатель: А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»
(Дети становятся в круг. Один из играющих закрывает глаза. Дети по очереди называют своего имя друга, а он угадывает, кто его позвал.)
Воспитатель: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых вам сказок К. Чуковского, а вы, как настоящие артисты, будете изображать эмоции героев.
(Эти задания следует распределить на несколько занятий. Дети сначала могут изображать эмоции все вместе, а затем по одному.)
Удовольствие
Рано утром на рассвете
умываются мышата,
И котята, и утята,
и жучки, и паучки…Гнев
Ты один не умывался,
и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
и чулки, и башмачки…
Воспитатель: Какой голос сейчас у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?
Страх
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок…Ужас
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется…Удивление
Вдруг откуда-то летит,
Маленький Комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик…Радость
То-то стало весело,
То-то хорошо!..
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра…
Воспитатель: Кому легко было изображать героев? Кому трудно? С помощью каких частей тела можно выразить эмоции?
Дети: Руки, ноги, лицо, брови т.д.
Воспитатель: Да, все тело участвует в движении. Но больше всего мы обращаем внимание на лицо (на мимику), руки (жесты). Изобразите радость (грусть, страх) только лицом (мимикой). Только руками (жестами). А теперь всем телом (пантомимикой).
Воспитатель: Вот муха и комар, и вся мошкара пустилась в пляс.
(Воспитатель включает русскую народную мелодию).
Воспитатель: Долго все веселились. Солнце зашло. Пора спать.
(Дети выбирают удобные позы, ложатся на ковер. Слушают спокойную музыку).
Занятие №2. «Жадность»
Цели:
- учить преодолевать двигательный автоматизм с помощью игры;
- учить детей изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера;
- учить детей различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему;
- учить детей соблюдать правила игры;
- учить детей расслабляться.
Материал: запись со звуками природы.
Конспект занятия
Воспитатель: Давайте сыграем в игру «Пожалуйста».
(Игра состоит в том, что дети повторяют движения воспитателя, если педагог скажет слово «пожалуйста». Предлагаются движения: зайцы умываются, грызут морковку, моют лапки, прыгают; котятки показывают коготки, лакают молоко и т. д.)
Воспитатель: Все зайки и котята усаживаются поудобнее и слушают лесные истории, а актеры нам их разыграют.
(Выбираются дети по желанию – большой заяц, маленький заяц, лиса.)
Жил-был заяц. Нашел он однажды целую
грядку морковки и никому не сказал. Каждый день
приходит в огород, наберет морковки и ест один, да
так, чтобы никто не видел.
Как-то увидел зайца маленький худенький
зайчишка, подошел и просит:
– Я так есть хочу. Дай мне морковку.
– Не дам! Уходи!
Отошел зайчишка в сторону и заплакал.
А в это время лиса неподалеку проходила. Увидела
она зайчат. Подкралась к большому зайцу, а тот
хрустит морковкой, ничего не слышит. Лиса
приготовилась, вот-вот бросится… А маленький
зайчишка как закричит: «Берегись!» Зайцы
побежали в разные стороны. Пока лиса выбирала за
кем бежать… зайцев и след пропал. За двумя
зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
Встретились зайцы у опушки. Отдышались.
Улыбаются. Спаслись!
Как же теперь быть большому зайцу? Как поступит
маленький зайчишка?
А теперь другая история.
Мышка гуляла по лесу и встретила олененка с
золотыми рожками.
– Подари мне твои рога, – попросила мышка.
– Зачем мышке золотые рожки? Они тебе мешать
будут!
– Жадина ты! Жадина, – дразнит олененка мышка.
– Я не жадина! – ответил олененок и отдал свои
рожки.
Мышка обрадовалась, побежала показывать золотые
рожки. Она так торопилась, что даже спасибо не
сказала. А увидев подружек, стала хвастать:
– Я красивее вас, я самая богатая, не буду дружить
с вами, серыми.
Вдруг из-за кустов выпрыгнул кот. Мыши быстро
разбежались по норкам, а мышка с золотыми рожками
застряла у входа в норку. И кот…
Что же случилось? Почему?
(Если дети решат, что мыши помогли мышке, то вопросы должны меняться: Как стала вести себя мышка? Почему?)
– Нужны ли мышке золотые рожки? Почему они ей не нужны?
Воспитатель: Кто из героев вам понравился? А кто нет? Почему? Кого называют жадным? Хорошо ли быть жадным? Чем отличается жадный от бережливого? Когда и чем нужно делиться?
– А теперь поиграем в игру в подвижную «Кот и мыши».
(Игра заключается в том, что дети произносят считалку, а с последними словами кот ловит мышей.)
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз- два- три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мыши вон.
В заключение воспитатель предлагает «мышкам» и «кошке» помириться. Дети ложатся на ковер и слушают музыку со звуками природы.
Занятие № 3. «Злой язычок»
Цели:
- учить детей передавать чувства интонацией;
- учить детей подбирать характерные для героев движения, интонации;
- учить давать моральную оценку происходящему;
- развивать быстроту реакций, волевые процессы;
- учить детей расслабляться.
Материал: спокойная мелодия.
Конспект занятия
Воспитатель: Для чего нам нужен язычок?
Дети: Чтобы разговаривать, песни петь и т. д.
Воспитатель: А еще наш язычок помогает передавать наши чувства, настроение. Сыграем в игру «Голоса животных».
(Воспитатель называет животное и характеризует настроение, а дети передают эмоции интонацией. Например, «грустная кошечка – веселая кошечка».)
Воспитатель: А сейчас мы сыграем сказку про медведя, у которого язычок был злой.
(Дети выбирают роль медведя, лисицы, пчелы, зайки и сопровождают игрой рассказ ведущего.)
Бежал как-то раз заяц по лесу, землянику
собирал. Идет ему навстречу медведь – цветы
топчет, рычит. Заяц вежливо ему говорит:
«Здравствуй, Мишенька!» Медведь язык высунул, да
как зарычит: «Э-э-э-э». Заплакал заяц и ушел.
Медведь дальше идет. Навстречу лисичка. Бежит,
солнышку радуется, улыбается. Увидела медведя,
обрадовалась, говорит ему: «Здравствуй, Мишенька
!» А он в ответ: «Э-э-э-э». Заплакала лисичка и ушла.
Идет медведь дальше. Навстречу пчела летит, мед
собирает. Увидела медведя, жужжит: «Здравствуй,
Миша!» А он ей: «Э-э-э-э», да язык показывает.
Рассердилась пчела и укусила Мишку прямо в язык.
Заревел медведь! Как же быть Мише? Будут играть с
ним звери? Как себя чувствовали зайка и лисичка,
когда медведь им язык показывал?
Воспитатель: Послушайте еще одну историю, где язычок тоже оказался злым.
Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
– О чем, кисонька, плачешь?
– Как же мне, кисоньке, не плакать?
Повар пеночку слизал, а на кисоньку сказал.
– Почему плакала кисонька? Как поступил повар? Что же делать?
– Если язычок обманывает, он тоже становится злым. А когда еще можно назвать язычок злым?
Дети: Когда обзываются, ругаются.
Воспитатель: Будут ли играть у кого «язычок злой»? Почему? А у нас язычки послушные, хорошие. Давайте поиграем в игру «Смена мест»
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
(После игры воспитатель предлагает сесть на ковер.)
Воспитатель: Звери устали, готовятся ко сну. Кто читает, кто зубы чистит, кто умывается перед сном, кто чай пьет или молоко, а некоторые укладывают свои игрушки спать.
(Дети воспроизводят действия персонажей под спокойную музыку).