Цели:
- Знакомство со стихотворением И.С.Никитина «Русь». Сравнение этого произведения со стихотворением Ф. Савинова «Родина».
- Развитие навыка выразительного чтение.
- Воспитание любви к Родине.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, листы с текстами произведений о Родине, прочитанными в 1 классе, карточки со словами к пословицам; 3 – 4 иллюстрации с изображением пейзажей (поля, леса, горы в разные времена года) для оформления доски.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Проверка готовности детей к уроку.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, мы продолжаем сегодня работать по теме раздела «О нашей Родине». У каждого человека, в какое бы время и в каком бы месте он ни жил, есть родина. И у каждого она своя. (Учитель жестом указывает на иллюстрации) Мы – россияне, поэтому наша Родина – Россия. А что вы представляете, когда произносите слово «Родина»? Прочитайте свои сочинения.
3. Проверка домашнего задания.
а) Дети зачитывают свои сочинения, написанные дома.
«Россия – это мой дом. Мне очень нравится в этой стране, потому что у нас красивая природа, потому что наша страна – победитель! Я дорожу нашей Родиной, она самая красивая! »
«Для меня Родина – это мать, родной, близкий человек, это дом, родной город. Я без Родины как ученик без учителя.»
«Родина – это мой дом, где я родился. Родина – это место, где растут берёзы, где солнечно и радостно».
«Родина для меня – это Серебряный Бор. Я там жила, и там родился мой брат Матвей. Там я играла с друзьями на горке. Там я боялась соседской собаки. Потом мы переехали в Москву и стали жить там…» и т. д.
б) Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения Ф.Савинова «Родина».Кому из вас захотелось выучить это стихотворение наизусть? (Дети рассказывают стихотворение наизусть или читают выразительно, учитель вместе с детьми оценивает чтение)
4. Работа с пословицами.
а) - А какие пословицы о Родине вы знаете? (ответы детей)
б) На доске записаны пословицы без концовки. Последние слова пословиц (защищать, пригодился, мачеха, сходи) написаны на карточках, которые в беспорядке расположены на доске.
- С родной земли – умри, не ……
- Родина – мать, умей её ………..
- Где родился, там и …………….
- Родная сторона – мать, а чужая - ……………..
в) Работа с пословицами в тетради на печатной основе с.4, задание 3. Соедини стрелочкой части пословиц.
5. Слушание произведений о Родине, прочитанных в 1 классе.
- Давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в 1 классе.
Хорошо читающие дети читают вслух с листа (или из учебника хрестоматии 1 кл.) стихи С.Дрожжина «Привет», Е.Серовой «Мой дом», Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»
6. Работа со стихотворением И.С.Никитина «Русь».
а Многие поэты воспевают в стихах свою Родину, родные края. Сегодня мы познакомимся с произведением русского поэта Ивана Саввича Никитина «Русь». Послушайте, как торжественно звучит это стихотворение. (Учитель читает стихотворение наизусть)
б) Словарная работа.
- Понравилось ли вам стихотворение? Какие слова и выражения вам были непонятны?
- Как вы понимаете фразу «широко… по лицу земли… развернулася»?
- Почему автор называет Русь могучей?
в) Обсуждение интонации стихотворения.
- Как вы думаете, как автор относится к своей Родине? Какие чувства испытывает, когда говорит о ней?
- Как же нужно читать это стихотворение? Давайте прочитаем в учебнике на с.7 совет.
г) Чтение стихотворения учащимися:
- про себя;
- вслух.
7. Физминутка.
8. Сравнение стихотворений Ф.Савинова «Родина» и И.Никитина «Русь».
- Что общего у стихотворений Савинова и Никитина?
- Как поэты относятся к своей Родине? Какие чувства выражают в своих произведениях?
- Какие синонимы подобрал Ф.Савинов к слову «Родина»? А И.Никитин?
- А чем же отличаются эти стихи?
- Какое из двух стихотворений вам понравилось больше? Почему?
9. Итог урока.
- С каким произведением познакомились сегодня? Кто его автор?
- Стихотворения каких авторов вспомнили на уроке?
- Какие чувства к Родине выражают авторы в своих произведениях?
- Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен.