Программа кружка по проектной деятельности учащихся "Я – исследователь"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  1. они направлены на достижение конкретных целей;
  2. они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  3. они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  4. все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия.
  3. Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.
  4. Формирование социально приемлемых форм поведения.
  5. Воспитание целеустремленности и настойчивости.
  6. Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
  7. Формирование умения решения творческих задач.
  8. Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
  9. Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только самому предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как их можно сформулировать самим.

Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе и из школьной библиотеки. Кроме того – это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, один час в неделю, , достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, 33 час в год, регулярность, систематичность и целенаправленность.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ)

№ п/п  Оцениваемые параметры Оценка в баллах
1. Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;
3
- носит вспомогательный характер; 2
- степень актуальности определить сложно; 1
- не актуальна; 0
2. Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;
2
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; 1
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. 0
3. Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;
3
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; 2
- используются традиционные методы решения. 1
4. Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты;
4
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент; 3
- имеется новый подход к решению известной проблемы; 2
- имеются элементы новизны; 1
- ничего нового нет. 0
5. Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;
3
- можно использовать в научной работе школьников; 2
- можно использовать в учебном процессе; 1
- не заслуживает внимания. 0
6. Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования;
2
- недостаточный уровень проработанности решения; 1
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное. 0
7. Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;
1
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. 0
8. Качество оформления работы:
- работа оформлена грамотно;
2

 

- есть замечания по оформлению работы;

1

- не соответствует требованиям оформления.

0

  Итого:

20 баллов

 Критерии оценки докладов

№ п/п  Оцениваемые параметры Оценка в баллах
1. Качество доклада:
- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;
3
- четко выстроен; 2
- рассказывается, но не объясняется суть работы; 1
- зачитывается. 0
2. Использование демонстрационного материала:
- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;
2
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; 1
- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. 0
3. Качество ответов на вопросы:
- отвечает на вопросы;
3
- не может ответить на большинство вопросов; 2
- не может четко ответить на вопросы. 1
4. Владение научным и специальным аппаратом:
- показано владение специальным аппаратом;
3
- использованы общенаучные и специальные термины; 2
- показано владение базовым аппаратом. 1
5. Четкость выводов:
- полностью характеризует работу;
3
- нечетки; 2
- имеются, но не доказаны. 1
  Итого: 14 баллов

 Учебно – тематическое планирование

№ п/п Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов  Теория / Практика Формы контроля
1. Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность. 4 ч    
1.1. Виды исследовательских работ.   1/ 1  
1.2. Основные понятия исследовательской работы   1/ 1  
2. Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования. 14 ч   Отчет о проведенном эксперименте.
2.1. Выбор темы. Постановка цели и задач.   1/ 2  
2.2. Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.   2/ 2  
2.3. Способы обработки полученной информации.   2/ 2  
2.4. Организация и методика исследования.   1/ 2  
3. Раздел 3. Оформление работы. 5 ч   Учебно-исследовательская работа.
3.1. Структура учебно – исследовательской работы.   1/ 1  
3.2. Правила оформления учебно – исследовательской работы.   1/ 2  
4. Раздел 4. Подготовка к защите учебно – исследовательской работы. 10 ч   Доклад по учебно-исследовательской работе.
4.1. Требования к докладу.   1/ 1  
4.2. Составление текста доклада.   1/ 1  
4.3. Культура выступления.   1/ 1  
4.4. Упражнения. Развитие дикции.   1/ 1  
4.5. Зачетная работа.   1/ 1  
Всего: 33 ч 15/ 18  

Содержание учебного материала.

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

  1. Виды исследовательских работ.

Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов)

  1. Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.
  2. Практическая работа № 1.
  3. Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди.
  4. Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет.
  5. Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования.
  6. Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации.
  7. Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.
  8. Практическая работа № 4. Представление отчета.

Раздел 3. Оформление работы (5 часов)

  1. Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.
  2. Правила оформления учебно-исследовательской работы.
  3. Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (10 часов).

  1. Подготовка к защите. Требование к докладу.
  2. Практическая работа № 6. Составление текста доклада.
  3. Культура выступления.
  4. Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.
  5. Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа.

Программное обеспечение образовательного назначения

  1. Методические рекомендации.
  2. Программа « Школа 2100».
  3. Презентации по проектам.
  4. Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.
  5. Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.

Плакаты, презентации, дидактический материал

  1. Стенд « Наши исследовательские работы в картинках».
  2. Комплект презентаций.
  3. Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя).

Список используемой литературы для педагогов:

  1. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
  2. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
  3. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
  4. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.

Список используемой литературы для родителей.

  1. Поддьянов А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.
  3. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 61-66.
  4. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.