Пояснительная записка
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- они направлены на достижение конкретных целей;
- они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе: Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия.
- Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.
- Формирование социально приемлемых форм поведения.
- Воспитание целеустремленности и настойчивости.
- Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
- Формирование умения решения творческих задач.
- Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
- Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учителю следует не только самому предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как их можно сформулировать самим.
Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе и из школьной библиотеки. Кроме того – это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, один час в неделю, , достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, 33 час в год, регулярность, систематичность и целенаправленность.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ)
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Актуальность поставленной задачи: - имеет большой практический и теоретический интерес; |
3 |
- носит вспомогательный характер; | 2 | |
- степень актуальности определить сложно; | 1 | |
- не актуальна; | 0 | |
2. | Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: - автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования; |
2 |
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; | 1 | |
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | 0 | |
3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: - решены новыми, оригинальными методами; |
3 |
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; | 2 | |
- используются традиционные методы решения. | 1 | |
4. | Новизна полученных результатов: - получены новые теоретические и практические результаты; |
4 |
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент; | 3 | |
- имеется новый подход к решению известной проблемы; | 2 | |
- имеются элементы новизны; | 1 | |
- ничего нового нет. | 0 | |
5. | Практическая значимость работы: - результаты заслуживают опубликования и практического исполнения; |
3 |
- можно использовать в научной работе школьников; | 2 | |
- можно использовать в учебном процессе; | 1 | |
- не заслуживает внимания. | 0 | |
6. | Уровень проработанности исследования, решения задач: - задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования; |
2 |
- недостаточный уровень проработанности решения; | 1 | |
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное. | 0 | |
7. | Эрудированность автора в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений; |
1 |
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. | 0 | |
8. | Качество оформления работы: - работа оформлена грамотно; |
2 |
|
- есть замечания по оформлению работы; |
1 |
- не соответствует требованиям оформления. |
0 |
|
Итого: |
20 баллов |
Критерии оценки докладов
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Качество доклада: - производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом; |
3 |
- четко выстроен; | 2 | |
- рассказывается, но не объясняется суть работы; | 1 | |
- зачитывается. | 0 | |
2. | Использование демонстрационного материала: - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался; |
2 |
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; | 1 | |
- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. | 0 | |
3. | Качество ответов на вопросы: - отвечает на вопросы; |
3 |
- не может ответить на большинство вопросов; | 2 | |
- не может четко ответить на вопросы. | 1 | |
4. | Владение научным и специальным аппаратом: - показано владение специальным аппаратом; |
3 |
- использованы общенаучные и специальные термины; | 2 | |
- показано владение базовым аппаратом. | 1 | |
5. | Четкость выводов: - полностью характеризует работу; |
3 |
- нечетки; | 2 | |
- имеются, но не доказаны. | 1 | |
Итого: | 14 баллов |
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | Теория / Практика | Формы контроля |
1. | Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность. | 4 ч | ||
1.1. | Виды исследовательских работ. | 1/ 1 | ||
1.2. | Основные понятия исследовательской работы | 1/ 1 | ||
2. | Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования. | 14 ч | Отчет о проведенном эксперименте. | |
2.1. | Выбор темы. Постановка цели и задач. | 1/ 2 | ||
2.2. | Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам. | 2/ 2 | ||
2.3. | Способы обработки полученной информации. | 2/ 2 | ||
2.4. | Организация и методика исследования. | 1/ 2 | ||
3. | Раздел 3. Оформление работы. | 5 ч | Учебно-исследовательская работа. | |
3.1. | Структура учебно – исследовательской работы. | 1/ 1 | ||
3.2. | Правила оформления учебно – исследовательской работы. | 1/ 2 | ||
4. | Раздел 4. Подготовка к защите учебно – исследовательской работы. | 10 ч | Доклад по учебно-исследовательской работе. | |
4.1. | Требования к докладу. | 1/ 1 | ||
4.2. | Составление текста доклада. | 1/ 1 | ||
4.3. | Культура выступления. | 1/ 1 | ||
4.4. | Упражнения. Развитие дикции. | 1/ 1 | ||
4.5. | Зачетная работа. | 1/ 1 | ||
Всего: | 33 ч | 15/ 18 |
Содержание учебного материала.
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
- Виды исследовательских работ.
Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов)
- Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.
- Практическая работа № 1.
- Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди.
- Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет.
- Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования.
- Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации.
- Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.
- Практическая работа № 4. Представление отчета.
Раздел 3. Оформление работы (5 часов)
- Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.
- Правила оформления учебно-исследовательской работы.
- Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.
Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (10 часов).
- Подготовка к защите. Требование к докладу.
- Практическая работа № 6. Составление текста доклада.
- Культура выступления.
- Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.
- Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа.
Программное обеспечение образовательного назначения
- Методические рекомендации.
- Программа « Школа 2100».
- Презентации по проектам.
- Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.
- Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.
Плакаты, презентации, дидактический материал
- Стенд « Наши исследовательские работы в картинках».
- Комплект презентаций.
- Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя).
Список используемой литературы для педагогов:
- Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
- Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
- Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
- Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
Список используемой литературы для родителей.
- Поддьянов А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.
- Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 61-66.
- Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.