Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- Изучить команду построения окружности.
- Закрепить умения и навыки программирования изображений окружности.
Задачи урока:
- образовательная – знакомство учащихся с исполнителем построения окружности;
- развивающие – формирование у учащихся приемов алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие слуховой, зрительной памяти;
- воспитательные – развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности, ответственности за выполняемую работу.
Ход урока
1. Организационный момент.
На предыдущем уроке мы познакомились с командой построения прямоугольника и закрашенного прямоугольника. На практической работе вы нарисовали флаги некоторых стран с помощью этих команд, но не смогли изобразить флаг, который содержал окружность.
Сегодня мы познакомимся с исполнителем (командой, оператором) построения окружности и закрепим полученные знания с помощью решения задачи на компьютере.
2. Актуализация опорных знаний (повторение).
Необходимо найти ошибки и объяснить, что выполняет каждый оператор.
SKREEN 12 - вход в графический режим, вместо К – С.
LINE (0, 232) – (639, 232), 4 - горизонтальная линия, по середине экрана (красная)
LINE (100 – 100) – (400, 200), 1, B - незакрашенный прямоугольник, вместо – должна быть ,.
LINE (320, 0) – (320, 463), 4 - вертикальная линия по середине экрана (красная).
PSET (320, 232), 14 - желтая точка в центре экрана.
LINE (100, 100) – (400, 200), 17, BF - закрашенный прямоугольник, нет 17 цвета (белый).
3. Объяснение нового материала.
На уроках математики, рисования вы сталкивались с задачами изображения круга и окружности. Вы знаете, что окружность можно начертить с помощью инструмента, который называется циркуль.
Рассмотрим следующую задачу.
Нужно нарисовать солнышко на альбомном листе, а для того, чтоб оно получилось аккуратным использовать циркуль.
Давайте подумаем, какие основные моменты нужно учесть при этом.
- Местоположение (в середине листа, слева, справа и т.д.). В математике, как вы знаете, положение точки на плоскости определяется с помощью двух координат – x,y.
- Надо учесть размеры солнца, чтобы оно не было очень большим и входило бы на лист, то есть надо учесть значение радиуса окружности.
- Так как мы рисуем солнце, то желательно использовать желтый цвет.
Таким образом, мы определили с вами основные параметры исполнителя, вычерчивающего окружность на экране.
Запишите, пожалуйста, в тетрадь:
Окружность
CIRCLE (x,y),R,C
где x, y – координаты центра окружности; R – радиус окружности; С – цвет.
Вопрос на закрепление: Как записать команду изображения красной окружности радиуса 100 в центре экрана? CIRCLE (320, 232), 100, 4
4. Практическая работа на ПК.
Задача. Составить программу, изображающую в центре экрана мишень из 5 концентрических окружностей и перекрестие двух отрезков прямых.[3]
Обсуждение. Вспомните, как вы сдавали нормы ГТО по стрельбе. Вы стреляли из винтовки по мишени. Мишень представляет из себя 10 концентрических окружностей (это окружности, имеющие один общий центр), а у нас по условию задачи их 5.
Для решения задачи нужно:
- Определить центр экрана (320, 232);
- Изобразить горизонтальную и вертикальную линии, пересекающиеся в центре экрана (команда LINE);
- Определить, сколько должно быть команд CIRCLE? (5)
- Выяснить, чем они отличаются? (радиусом).
Зададим первый радиус окружности 100, а затем будем увеличивать его на 20. Цвет линий – белый (15).
Программа будет выглядеть следующим образом:
SCREEN 12
LINE(320,0)-(320,463),15
LINE(0,232)-(639,232),15
CIRCLE(320,232),100,15
CIRCLE(320,232),120,15
CIRCLE(320,232),140,15
CIRCLE(320,232),160,15
CIRCLE(320,232),180,15
Запишите, пожалуйста эту программу в тетрадь.
Составленную программу (1 вариант) возьмем за основу и добавим к задаче следующие условия:
- Изобразить на мишени «попадание в 10» (красным цветом)(2 вариант)
- Изобразить попавшую в мишень стрелу (желтым цветом)(3 вариант)
Выберите один из трёх вариантов, подходящий для вас, наберите и запустите программу на компьютере.
1 вариант 2 вариант 3 вариант
Рисунок 1
5. Подведение итогов.
Мы с вами познакомились с исполнителем CIRCLE, который помогает нам вычерчивать окружности на экране и закрепили полученные знания на практической работе.
Оценки за урок.
Домашнее задание:
- §4.19
- Записи в тетради.
- Дописать программу следующим образом:
На уроке:
1 вариант 2 вариант 3 вариант
Рисунок 1
Домашнее задание:
Рисунок 2
Творческое задание на дом для желающих:
Рисунок 3
Презентация к уроку представлена в Приложении 1.
Список литературы:
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Сафронов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – Спб.:БХВ-Петербург, 2001.