Цели:
- Развитие и расширение представления учащихся о Великой Отечественной войне и её героях;
- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
- Активизация творческого потенциала учащихся. Совершенствование навыков беглого, правильного, выразительного, осознанного чтения. Обогащение словарного запаса.
Оборудование:
- видеофрагменты “Хроника Великой Отечественной войны”;
- мини презентация учащейся 4 класса
- материалы для дифференцированной работы с учащимися;
- использование методики Ривина – поабзацная проработка текста;
- выставка рисунков, поделок учащихся по теме ВОВ;
План урока:
- Организационный момент. Релаксация.
- Актуализация знаний обучающихся.
- Мотивация и целеполагание.
- Формирование новых знаний.
- Релаксация.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент. Релаксация
Учитель: Интенсивная мимическая зарядка оживляет умственную деятельность (напряжение – расслабление). Упражнения строятся на контрасте.
а) “Страх” (расширить глаза) – расслабиться
б) “Ужас” (зажмуриться) – расслабиться
в) “Презрение” (поднять верхнюю губу, сморщить нос) – расслабиться
г) “Отвращение” (оттянуть вниз нижнюю губу) – расслабиться
2. Актуализация знаний
Учитель: Подумайте, когда человек может
испытывать такие чувства, как страх, ужас,
презрение (когда происходит что-то неприятное:
землетрясение, наводнение, пожар).
Такие чувства испытывали люди когда началась
война. Назовите антоним к этому слову (война –
мир).
Устно опишите планету под названием “Война” –
“Мир”
зло – добро
смерть – жизнь
тучи – солнце
чёрное – белое
горе – радость
– Где бы вы хотели жить? (На планете “Мир”.)
– Да, мы здесь живём. Это прадеды отстояли её,
не дали разрушить.
– В этом учебном году мы приняли участие в
мероприятиях, посвящённых 65-летию Победы (слайд
1). Назовите наиболее запомнившиеся? (Конкурс
инсценированной песни на тему “Песни, опалённые
войной”, конкурс рисунков и поделок “Военная
техника 1941–1945 гг.”, конкурс на лучшее сочинение
“Они защищали Родину”)
3. Мотивация и целеполагание
– Как вы думаете, с какой целью проводятся такие мероприятия? (Чтобы чтить память погибших на войне, вырасти патриотами, лучше знать историю нашего Отечества.)
4. Определение темы урока.
– На сегодняшнем уроке мы вспомним о некоторых
событиях этой страшной войны, унёсшей миллионы
жизней взрослых и детей, таких же, как вы.
Как бы вы назвали тему нашего урока? Постарайтесь
ответить на этот вопрос после просмотра слайдов
о войне.
Внимание на экран: “Как это начиналось” (слайд
2 “Первые дни войны”)
Учитель:
Война! Жесточе нету слова!
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного (слайд 3)
Уже не может быть и нет!
– Назовите тему нашего урока? (Ответы детей.)
Тема урока: “Дорога к Победе” (слайд 2).
В конце урока вы должны будете ответить на
вопрос: “Какой была дорога к Победе?”
4. Формирование знаний
(Слайд 4)
Учитель: 22 июня 1941 года германские войска вторглись на советскую территорию. Как вы это понимаете? (Нарушили государственную границу.)
а) Словарная работа.
– Что такое государственная граница? (Предположения
детей.)
Из словаря С.И. Ожегова: Границы –
государственные линии, определяющие пределы
государственной территории (суши, вод, недр и
воздушного пространства).
б) Работа с физической картой России.
– Покажите на карте границу нашего
государства?
– Как называется наше государство? (Российская
Федерация.)
в) Работа инициативных групп.
В течение нескольких месяцев мы с вами вели поисковую, исследовательскую работу по трём направлениям (слайд 4):
- города-герои
- пионеры-герои
- исследовательская работа “Имя моего прадеда занесено в книгу “Они защищали Родину”
Сегодня каждая группа расскажет о проделанной работе.
г) Прежде чем предоставить слово инициативным группам, посмотрим хронику военных лет (слайд 5 Проводы на войну)
Ученик (читает стихотворение):
И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
Прощались невесты – косички девчоночьи мяли,
Впервые по-женски любимых своих целовали.
Гремели колёса, литые колёса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели.
Звучит песня “Священная война” (1 куплет).
– Нелёгкими были фронтовые дороги для наших защитников (Слайд 6)
Вокальная группа исполняет 1 куплет песни:
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян…
Знать не можешь доли своей
Может крылья сложишь посреди степей. (Слайд 7)
Вьётся пыль под сапогами,
Степями, полями.
А кругом бушует пламя,
Да пули свистят…
– А солдаты скучали по дому и на привалах писали письма своим родным и близким. (Слайд 8)
Ученик читает письмо с фронта под музыку “Тёмная ночь”:
“…Прошу тебя, Анна, не плакать. На мою долю выпало большое счастье – защищать город Ленина. Очень скучаю, только бы мы увиделись с тобой. Если надо будет жизнь отдать за Родину, я отдам её с гордостью. Береги нашего сына. Целую вас. Михаил”.
Ученик читает письмо на фронт под музыку “Тёмная ночь”:
В письмах на фронт дети рассказывали солдатам, как дома в тылу они стараются им помочь. Долгожданные письма из дома… Как нужны они были бойцам перед трудным боем.
“Здравствуй, папа. Мы по тебе очень скучаем. Каждый день по радио мы слушаем сообщения о событиях на фронте, радуемся каждой маленькой победе. Мама день и ночь работает на заводе. Бабушка вяжет варежки и носки для солдат. На прошлой неделе мы с ребятами и нашей учительницей собирали посылки для бойцов: мыло, карандаши. Девочки шили кисеты для табака. Мы тебя очень любим и ждём. Возвращайся скорее с победой! Твой сын”.
Учитель: (слайд 9) Трудно было завоевать победу. Много наших воинов погибло на полях сражения. Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда население всей Земли будет молчать несколько лет.
5. Релаксация
6. Обобщение и систематизация знаний
(Слайд 10)
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом в его дальнейшей судьбе. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть её.
Ученик 1:
Было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сражение под Москвой,
В котором мы врагу сказали грозно: “Стой!”
Ученик 2:
Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград,
Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.
Выступление инициативных групп.
а) Учитель: Слово предоставляется представителям группы, готовившим сообщение о городах – героях. (Показ на карте.) Но чтобы узнать тему их сообщений проведём Блиц-опрос (слайд 11, 12, 13, 14, 15)
Оценка выступления (дети оценивают выступление своих товарищей с помощью заранее подготовленных флажков: красный – очень понравилось, зелёный – понравилось, синий- не понравилось)
– Назовите и покажите на карте другие города-герои. (Москва, Одесса, Новороссийск, Тула.)
б) Учитель: Дорогу к победе прокладывали не только взрослые, но и дети. Поабзацная проработка текста о пионере – герое в парах сменного состава. (Слайд 16, 17)
Текст о Марате Козее, Юте Бондаровской.
Алгоритм работы по методике Ривина.
Каждый учащийся получает текст и прорабатывает его по частям (по абзацам) в парах.
- Для проработки первого абзаца он находит себе напарника, с которым читает, обсуждает текст, выясняет его содержание, озаглавливает абзац. Название абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце.
- Для проработки своего второго абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, затем вместе с ним читает, обсуждает второй абзац, выясняет его содержание, озаглавливает, пишет название в тетрадь. Потом он помогает своему напарнику и т.д.
- Когда весь текст проработан, учащийся выступает с докладом перед малой группой.
Звучит песня “Журавли”.
На Кавказе есть поверье, будто павшие на поле боя воины превращаются в журавлей. Прозвучавшая песня Я.Френкеля и Р.Гамзатова посвящена погибшим во время войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей.
На уроке труда мы сконструировали журавликов из бумаги. Прикрепите их к воздушным шарикам. В память о тех, кто не вернулся с той войны, отпускаем журавликов.
в) Учитель: Слово предоставляется Луцко Элине, которая провела исследование и подготовила небольшую презентацию о своём прадеде.
Оценка выступления.
7. Домашнее задание
(Слайд 18)
Провести исследование и подготовить презентацию о своём родственнике, защищавшем Родину.
8. Рефлексия
(Слайд 19. Ветераны с орденами на груди)
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу и на полях сражений, –
Принёс победную весну –
Поклон и память поколений.
Учитель: Какой была дорога к победе 1945 года? (Трудной,
долгой, страшной…)
9 мая 2010 года вся страна торжественно отмечает
славный юбилей – 65-летие Великой Победы (слайд
20). Какое это счастье – мир, когда люди могут
спокойно жить, радоваться жизни (слайд 21).
Пусть всегда светит солнце, цветут цветы,
улыбаются люди (слайд 22).
Звучит песня “Пусть всегда буде солнце”.
Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи.