Действия с рациональными числами. 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Действия с рациональными числами».
  2. Развивать познавательные интересы, память, сообразительность, повышать интерес учащихся на основе решения нестандартных задач(на краеведческом материале).
  3. Формировать у учащихся положительную мотивацию учения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (с включением дидактической игры).

Ход урока

Ученица читает стихотворение об Астрахани:

Город мой, как тобой не гордиться.
Ты и труженик, ты и поэт.
Моя дорогая рыбачья столица,
Благословенна будь тысячи лет!

Продолжу лирическое начало также стихотворением-загадкой.

Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
В целом – леса, города и равнины,
К целому полны любовью сердца!

Конечно же, речь идёт о Родине. На уроке вы узнаете много нового и интересного о нашей малой Родине – Астраханском крае, о её флоре и фауне, и закрепите знания по нашей теме «Действия с рациональными числами».

Задание 1. Разминка. Заморочки из бочки.

Вопросы-заморочки:

  1. Самое распространённое полезное ископаемое Астраханской области. Сколько надо съесть этого ископаемого вместе с твоим другом, чтобы лучше узнать его? (соль)
  2. Когда нельзя сократить сократимую дробь? (номер дома)
  3. Эта живность с земли в воздух подняться не может, хотя и летает. В мае у них появляются детёныши. Количество детёнышей ты узнаешь, продолжив определение: «Два числа называются взаимно обратными, если…»
    Дополнительная подсказка: они улавливают звуки, недоступные человеческому уху. (летучая мышь)
  4. Потяну за верёвку – встанет гора. (Верблюд) Казахская загадка.
  5. Есть голова, да нет волос;
    Есть глаза, да нет бровей.
    Есть крылья, да не летает;
    В холод не зябнет, жары не боится. (Рыба)
    А сколько видов рыб водится в Волго-Каспийском бассейне? Найдите период дроби 80/99, он покажет вам их количество. (80)

Задание 2. Системой координат зашифрованы слова.

У каждого учащегося листок с данной системой.

  1. Укажите буквы, входящие в область, заданную неравенствами: |x| ≤ 5, |y| ≤ 2
    Войска Петра 1 во время похода в Персию за ночь потеряли свыше 500 лошадей. Они отравились этой травой. В старинных песнях о тяжёлой доле народа упоминается эта трава. Это одно из древнейших лекарственных растений. (полынь)
  2. Это пресмыкающее обитает только в одном месте в мире – на горе Богдо, самой высокой точке Астраханской области. Название его вы прочтёте, найдя буквы в области, удовлетворяющей условию: y-x=0. (Пискливый геккончик)
  3. Рыбаки прозвали её «семидыркой», это животное, внешне похоже на рыбу. Тело голое, без чешуи, длиной до 55 сантиметров, а вес 200-250 граммов. Жирность её достигает до 40% от веса, поэтому она вяленая в домах рыбаков заменяла свечу. Буквы этой рыбы находятся в области: y ≥ 2; x ≤ 2. (минога)

В нашей системе координат можно найти ещё 5 птиц

  1. Одна из них является эмблемой конкурса «Учитель года». Буквы находятся в верхней полуплоскости и на прямой y=0. Когда смотришь на этих летающих птиц, кажется, что попал в затерянный мир, и в небе парят летающие ящеры птеродактили.
  2. В этой же верхней полуплоскости вы сможете угадать название самой крупной хищной птицы, которая занесена в Красную книгу Международного Союза
    Охраны Природы (МСОП). В Германии отмечено две пары, а в пределах Астраханской области их около 300 пар. Что это за птица? (Орлан)
  3. Эту птицу называют водяным быком, или кваква, слово из четырёх букв в нижней полуплоскости (выпь)
  4. Первая буква – (-6;-3), последняя – (3;-2). Об этой удивительно красивой птице поёт Алёна Свиридова. (Фламинго)
  5. Здесь же спряталась пятая ночная птица, с такой же начальной буквой. (Филин)

Задание 3. Ты не поверишь!

Даны множества А=(-8;5,7), В=[-3;10,2).

Найди множество С=A∩В.

а) Назови наименьшее натуральное число множества С.

Это, конечно, 1. Вы не поверите, но в Астраханской области 1 миллион гектаров земли занято песками! Что вы можете сказать, удивить нас фактами, связанными с числом 1?

  • Число жителей области приблизилось к миллиону.
  • Ещё интересный факт. Где обитает черепаха? Не только в воде, есть и наши степные черепахи, пески – их «водная» стихия. В конце июня, когда степь выгорает, черепахи устраиваются на летнюю спячку и роют норки глубиной до 1 метра и засыпают.

б) Найти сумму трёх последних натуральных чисел множества С.

Это растение живёт только на солёных почвах. Карл Линней вырастил его в условиях ботанического сада, но оно долго не цвело. Лишь через много лет безуспешных попыток наступило цветение, когда он догадался добавить в почву поваренную соль. Сколько лет ждал цветения Карл Линней?(12 лет) (селитрянка)

Задание 4.

Наша Астраханская область – единственное место в мире, где сохранилось это интересное растение. Словно волшебной пеленой, серебристо-фиолетовой вуалью покрывается земля этими растениями. Интересно оно тем, что является объектом изучения генетиков, занимающихся изучением наследственности. У человека 46 хромосом, у мушки дрозофилы их 8, а у этого растения – всего 4! Это настоящий клад для генетиков. Решив уравнения и расположив корни в заданном порядке, прочитаем название этого растения на карточках. На одной стороне – корни уравнений, а на обратной – название этого растения. (Цингерия).

Решить уравнения и неравенства.

1. 3/5x-x=4   ц
2. |-3x|+3=0   и
3. (y+2)·(1/2y-1)=0   н
4. 4 < |m| ≤ 7 (кол-во целых решений)   г
5. |-2x+1|=0   е
6. 0,7·1 3/35·x=19   р
7. |a|<5,4 (найти сумму целых решений неравенства)        и
8. |x+2|=4   я

Итоги урока. Выставление оценок.