Подготовка к ГИА по русскому языку при изучении тем 9-го класса

Разделы: Русский язык


Учителю, преподающему в 9-м классе, приходится решать тройную задачу: обеспечивать полноценное изучение тем, связанных с синтаксисом сложного предложения; постоянно поддерживать на необходимом уровне уже сформированные орфографические и пунктуационные умения; готовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме. Чтобы добиться успеха по всем трём направлениям, на мой взгляд, целесообразно проводить комплексную работу, а не двигаться разными путями. Эта работа, безусловно, требует от учителя серьёзной подготовки: необходимо найти подходящий текст, адаптировать его применительно к изложенным выше задачам. В этом тексте должны быть отражены орфограммы и пунктограммы, вызывающие у учащихся наибольшие затруднения, представлен материал для закрепления изучаемой темы, а также данный текст должен давать возможность сформулировать на его материале задания, аналогичные тем, с которыми встретятся учащиеся в части В на экзамене. Конечно, можно было бы подготовить и задания, аналогичные части А, однако, я думаю, это перегрузит работу, лучше подготовку к выполнению части А осуществлять на уроках развития речи.

В процессе диктовки учащиеся нумеруют предложения, чтобы выполнение заданий к тексту было максимально приближено к новому формату экзамена.

Например, при изучении темы “Сложноподчинённое предложение с одним придаточным” учащимся предлагается следующая работа: написать диктант, насыщенный изученными к данному моменту орфограммами и пунктограммами и выполнить задания в формате части В ГИА-9.

(1) Я ухожу и даже не знаю, хватит ли у меня сил вернуться. (2) Вспоминается всё, что известно о Ливийской пустыне. (3) Там жизнь улетучивается, как пар. (4) Когда пройдёт двадцать часов, перед глазами вспыхнет яркий свет. (5) Невесть откуда взявшийся северо-восточный ветер, который нас так подвёл, затихает. (6) С вечера мы расставили силки у входа в какие-то отдалённые норки, так что во мне просыпается браконьер. (7) Отрадно видеть, что и здесь есть жизнь. (8) На душе становится так хорошо, что уже не очень хочется пить....

Задания:

  1. Определите разновидность придаточного в предложении 2.
  2. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Укажите его номер.
  3. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Укажите его номер.
  4. Укажите количество сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным в тексте.
  5. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

Аналогичную работу можно провести при изучении темы “Бессоюзное сложное предложение”.

(1) Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. (2) В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. (3) Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. (4) Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задрав хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь космач. (5) Я сказал, мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. (6) Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. (7) Мы немного поговорили. (8) Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. (9) Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту круга быстрые отблески. (10) Длинные тени стремились к костру – свет побеждал их. (11) Они так и не могли дотянуться до огня.

Задания:

  1. Выпишите составное глагольное сказуемое из предложений 5–8.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
  3. Назовите разновидность предложения 1.
  4. Укажите номера бессоюзных сложных предложений в первом абзаце.
  5. Укажите номер бессоюзного сложного предложения со значением пояснения.

При регулярном проведении такого рода работ можно серьёзно готовить учащихся к предстоящему экзамену, не сокращая количество часов на изучение тем, предусмотренных программой в 9-м классе.