Цель: Воспитание умения жить в гармонии с собой и друг с другом.
Задачи:
Образовательные.
- учить употреблять в речи слова– пожелания, приветствия.
- знакомство с историей слова “ Добро”.
- знакомство с устным народным творчеством и закрепление умения употреблять пословицы и поговорки о добре.
Воспитательные.
- воспитывать доброту , гуманность , доброжелательность.
- учить оценивать свои поступки и поступки других людей.
- учить быть чуткими, заботливыми, вежливыми.
Коррекционные.
- развивать коммуникабельность.
- развивать осязание и моторику рук.
- развивать творческое воображение и фантазию.
- учить ориентироваться в малом пространстве.
Наглядность: Плакаты с пословицами , поговорками и высказываниями о добре.
Предварительная работа:
- Изготовление плакатов, аппликаций.
- Заучивание стихов, песен, пословиц и поговорок о добре.
- Подготовка сценки.
Ход занятия
– Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о
добре и добрых делах. Мы узнаем, что такое добро,
будем учиться делать добрые дела и совершать
хорошие поступки; будем учиться преодолевать
проявления зависти, хвастливости, лжи.
– А что такое добро для вас? (Ответы детей.)
– Верно, это все хорошие, доброе, красивое. Весна,
солнце, мама, друг, небо, цветы. А что же такое зло? (Ответы
детей.)
– Ребята, а кем вы бы хотели стать после
окончания школы? (Ответы детей.)
– Но кем бы вы ни стали, мы хотим, чтобы вы выросли
очень хорошими людьми. А этому тоже надо учиться.
Много славных дел ждет вас, но, прежде всего, вы
должны вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми,
вежливыми людьми.
Звучит песня “Улыбка”.
– Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что они самостоятельные, независимые. Давайте посмотрим сценку:
Мальвина – Здравствуй, Буратино! Буратино – Здравствуй, Мальвина! Мальвина – Что ты невеселый сегодня? Может быть уроки не сделал? Буратино – (грубо выкрикивает)– Ничего!!! Мальвина – Буратино, как ты разговариваешь? Думаешь, приятно людям с тобой говорить? Буратино – Кто не хочет, пусть, не разговаривает, плакать не буду. Мальвина – Нельзя так себя вести. Ты же можешь обидеть человека тем, как ты с ним общаешься, что ему говоришь. Буратино – Я разве один так разговариваю? Все так говорят! Пусть скажут. А, молчите? Многие из вас похожи на меня. Из-за мелочи обзываются, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами других. А давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше, а просто все станем добрее, будем дружить. Хорошо я придумал, Мальвина? Мальвина – Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: “ Слово лечит. Слово и ранит” Запомните это.
– Ребята, а как вы думаете, правильно ли вел себя Буратино? (обсуждение)
Вывод: Не надо причинять людям неприятности, не оскорбляйте окружающих ни словом, ни делом.
Звучит песня о дружбе.
– Кто же такой добрый человек ? Добрый человек– это тот, кто любит людей, готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек также любит и бережет природу, животных и растения:
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить
И козла, и осла-
Тот людям вовеки
Не делает зла.
(Песня о дружбе.)
– Кто же такой добрый человек? (Ответы детей.)
– Ребята, в народе живет замечательная
пословица: “Доброе слово и кошке приятно”. Как
вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)
– Вспомните, а часто ли вы говорите добрые слова?
Эти слова еще называют “волшебными”. Как вы
думаете, почему? (Ответы детей.)
– А какие добрые “волшебные слова” звучат
в нашей речи? Что они означают?
– Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и
гостеприимное приглашение войти , прийти.)
– В добрый час! (Пожелание удачи, благополучие.)
– В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто
уезжает.)
– Всего доброго! (Доброе желание в конце
встречи, разговора.)
– Какие еще? (Спасибо, извините, пожалуйста,
доброе утро, здравствуйте.)
– Знаете ли вы историю слова “Доброго”? Это
слово исконно русское. Доброжелательность
всегда ценилась русским народом. Об этом можем
судить по огромному количеству пословиц и
поговорок. А вы знаете пословицу о добре? (Ответы
детей.)
1) Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
2) Доброта – язык , на котором немые могут говорить , а глухие могут слышать.
3) Доброта лучше красоты.
4) Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро , тому нет времени быть добрым
– Слышали ли вы такие выражения! “Дать добро”
и “Получить добро”
А понятен ли смысл этих слов вам?
Дать добро – дать согласие, разрешение на
что-либо, одобрение.
Получить добро – получить разрешение,
соглашение на что-либо, одобрение.
Много теплых добрых слов в нашей речи, в наших
приветствиях и пожеланиях. Доброе слово может
приободрить, вселить в нас уверенность, согреть
душу. Но только ли добрые слова нужны людям? (Ответы
детей.)
Не только слова, но и дела и поступки должны быть
добрыми. Ведь как гласит пословица: “Не одежда
красит человека, а его добрые дела”
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете
сделать в классе, дома, на улице, транспорте, на
природе? Как вы думаете, легко ли быть добрым? Что
для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе
сердце.)
– Дети, вы любите сказки? Одной из главных тем
русских народных сказок– тема добра и зла. Я
предлагаю Вам поиграть. Я буду называть
сказочного героя, а вы будете хлопать в ладоши,
если они добрые, если злые – закрываете лицо
ладошками.
- Иван-царевич
- Кощей Бессмертный
- Золотая рыбка
- Дюймовочка
- Карабас-Барабас
- Красная Шапочка
- Волк
- Золушка
- Баба-Яга
- Водяной
- Морозко
- Колобок
- Змей Горыныч
- Мальвина
– А на какого героя вы хотели бы быть похожими.
И почему? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, ребята, чего на Земле все-таки
больше: добра или зла? (Ответы детей.)
– Давайте, мы будем в одну сторону класть “зло” (таблички
с надписями “зависть, жадность, грубость,
предательство, война”). А в другую – “добро”.
Вспомните, какие добрые дела вы сделали (скажите),
и по капельке положим их на эту сторону.
(Дети говорят о своем добром деле и кладут свою “капельку” мелкие игрушки.)
– Добра оказывается больше.
– Вот видите, ребята, зло можно победить. Так и в
жизни : капельки добра, сливаясь, превращаются в
ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
– Давайте, мы сделаем еще одно общее доброе дело.
(На чистый лист ватмана каждый наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, облака, солнце, цветы, фигурки детей, птиц и зверей). Получается красивая аппликация.
– Как мы назовем эту картину? (“Мир”, “Как
прекрасен этот мир”).
– Что вы испытали, создавая эту картину? Можно ли
назвать создание этой картины добрым делом? (Ответы
детей.)
– Ребята, хорошо запомните все, что вы сейчас
узнали и чему научились. Давайте, будем все
добрыми, чуткими, вежливыми. Поддерживайте друг
друга в беде, будьте дружными.
– Встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг
другу, поблагодарите друг друга.
– А теперь я дарю вам каждому маленькую капельку
добра – доброе сердечко, чтобы у каждого из вас
было доброе сердце.