Представляю учебное пособие: “Иллюстрации и рисунки по истории России с IX века по начало XVI века”. Оно было создано в соответствии с основными требованиями школьной программы, и может использоваться на различных этапах исторического образования, как дополнительный дидактический материал для пропедевтического курса истории в начальной школе, и как дополнительный иллюстративный материал для изучения истории России в 6 классе.
С 2007 года электронный вариант учебного пособия “Иллюстрации и рисунки по истории России с IX века по начало XVI века” используется, как эффективное средство обучения для младших школьников.
Структура пособия позволяет легко соотнести его с программой и поурочным планированием. Отбор иллюстраций и методика их использования определяются конкретными целями уроков и внеклассными занятиями. Учитель сможет без особого труда, выбрать иллюстрацию для раскрытия темы урока, исходя, из уровня подготовки учащихся.
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной школе и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории.
Основной единицей дидактического пособия является отдельный лист с картинами и рисунками. Альбом содержит 73 листа с иллюстрациями и охватывает исторический период с IX в. по начало XVI века. Все пособие делится на 12 разделов. Исторический дополнительный материал дается в хронологической последовательности и в большем объеме, чем программный пропедевтический курс 3 класса, т.е. используется принцип минимакса. Представленный в пособии иллюстративный материал – изобразительная наглядность, четко и ясно представляет ученикам образы исторических событий, явлений фактов и деталей. Объяснительный текст в альбоме содержит вопросы и задания ко всем изображениям, вошедшим в пособие. Система вопросов и заданий к иллюстрациям основана на продуктивном подходе, облегчает процесс извлечения учениками информации, а также её полноценное усвоение. Дополнительно к пособию составлен иллюстрированный раздаточный учебный материал с общим названием – “историческое лото”. Картины и рисунки, распределенные в алфавитном порядке, образуют иллюстрированный словарик исторических терминов и понятий.
Учитель может использовать “Исторического лото” в игровой форме для объяснения и закрепления учебного материала, а также для развития речи учеников методом наглядного моделирования. Иллюстративный материал “исторического лото” помогает учителю организовать на уроке групповую работу в малых группах, а также проводить командные игры. Полифункциональность “исторического лото” — одна из важнейших его характеристик.
Таким образом, при работе с дидактическим пособием “Иллюстрации и рисунки по истории России с IX века по начало XVI века” одновременно решается две важные проблемы преподавания истории в школе:
- Во-первых, это проблема обеспечения наглядности, что дает развитие универсальных учебных действий;
- Во-вторых, это организация групповой работы. Многие задания рассчитаны на такой вариант использования пособия. Это обеспечивает развитие коммуникативных универсальных действий.
Для учащихся начальной и основной школы пособие “Иллюстрации и рисунки по истории России с IX века по начало XVI века” дополняет и расширяет их знакомство с родной историей.
Хотелось бы надеяться, что участники и читатели фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, познакомившись с отобранными для публикации иллюстрациями, и тестами, получат достаточно полное представление о пособии, а заодно и полезный материал для уроков.