Цель: дать понимание сути философии миропонимания Серебряного века.
Тип урока: урок-конференция.
Задачи:
- Знакомство с персоналиями Серебряного века;
- Формирование целостного образа философии Серебряного века;
- Воспитание художественного образного мышления.
План урока:
- Организационый момент.
- Вводная беседа. Выступление учащихся.
- Творческое задание.
- Выступление учащихся.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационый момент.
Учитель. Здравствуйте, дети, присаживайтесь. Сегодня у нас замечательная тема: «Миропонимание Серебряного века».
II. Вводная беседа.
(слайд 1) Миропонимание – система понимания мира, окружающей жизни. Почему мы взяли именно этот аспект изучения культуры Серебряного века? Дело в том, что именно оно формирует внешний облик культуры, а не наоборот.
(слайд 2). Разобравшись в главенствующих идеях, мнениях того времени, символика, тематика художественных произведений того времени предстанет перед нами в глубинном своем виде, раскроется с идейной своей стороны.
(слайд 3) Историками зафиксированы точные даты социальных потрясений и исторических сдвигов, происшедших в России в первые два десятилетия XX в. Но не учитывается то обстоятельство, что все они совершались в лоне общей социокультурной ситуации, которая осталась в прошлом как бы вне реестра событийной исторической хронологии.
Вопрос: какие события отметили рубеж 19-20 веков? Что вы знаете об этих событиях?
(слайд 4) (выступление учащихся). «Серебряный век» – явление поистине уникальное. Для него характерна атмосфера небывалого творческого оживления во всех сферах духовной и общественной жизни. Его время удостаивается сегодня самых различных, зачастую противоположных оценок. С одной стороны – «кризис», «хаос», «нарастание катастрофы». С другой – «эстетический всплеск», «культурное возрождение», «философский ренессанс». Драматизм и трагизм в социальной, экономической, политической жизни получал феерическое отражение в жизни эстетико-культурной. «Меж революцией и искусством, – писал непосредственный участник этих процессов А. Белый, – установима теснейшая связь; связь нелегко обнаружить: она сокровенна; неуловима прямая зависимость завершенных творений искусства от воли революции: направления роста стеблей и корней из единого центра обратны друг другу, рост проявленной творческой формы и рост революции тоже обратны друг другу. Но центр роста один».
Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», по традиции обозначающим «пушкинский период» русской литературы, «серебряный век» поначалу относился только к поэтическому творчеству рубежа веков. В какой-то момент , однако, он стал использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала 20-ого века в России.
Здесь представлены основные философские концепции конца 19-начала 20 века: Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX – начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и, прежде всего В.Г. Белинским и Н.Г. Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей. В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.
(слайд 5) (выступление учащихся). Художественная культура рубежа веков – принципиальная страничка в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не лишь художественным фронтам и течениям, но и творчеству отдельных писателей, живописцев, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих живописцев-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве.
Учитель. Вопрос: Как вы думаете, какое настроение было присуще населению России в обстановке смены политического строя и идеологии России в начале 20 века? (таблица) И когда все зыбко человек с большой фантазией нередко обращается к мистике, эзотерике и как следствие к символике.
(слайд 6) (выступление учащихся). Все невыразимое, сверхчувственное способен передать на сокровенном языке лишь символ как адекватное выражение единства идеального и материального, сущности и явления, внутреннего и внешнего. Можно привести цитату Л. И. Тимофеева: «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др.)».
Учитель. Вопрос: А как вы думаете, в каких случаях человек прибегает к символам? (Когда хочет передать сокровенное через образ или то, для чего у него нет слов или то, что он чувствует, но не может облечь в слова и конечно то, что он хочет, чтобы было понятно немногим).
(слайд 7) (выступление учащихся) Таким образом и возник символизм.Философия и эстетика русского символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до современных символистам мировоззренческих систем В. Соловьёва, Ф. Ницше, А. Бергсона.
Символ и становится одной из центральных эстетических категорий нового течения. «Старшие» символисты: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, В.Я. Брюсов. «Младосимволисты»: А.А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов. Близки символистам И.Ф. Анненский, М.А. Волошин.
Основные принципы символизма:
- Искусство – «постижения мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов), возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В.И. Иванов);
- поэзия – «тайнопись неизреченного» (В. Иванов), выражение «движений души» поэта.
- Символ (греч. symboion – условный знак) – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
- Передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии.
- Элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.
(слайд 8) (выступление учащихся) Черты символизма, по мнению Бальмонта – культ мгновения, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего, туманность намеков, прихотливость чувства. Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: «Это поэзия, в которой органически сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…». Вот его стих:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертания вдали. . .
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор.
И сиянием прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(слайд 9) (выступление учащихся) В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он – вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894-1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий. Вот его стих:
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Моя любовь – палящий полдень Явы,
Как сон разлит смертельный аромат,
Там ящеры, зрачки прикрыв, лежат,
Здесь по стволам свиваются удавы.
И ты вошла в неумолимый сад
Для отдыха, для сладостной забавы?
Цветы дрожат, сильнее дышат травы,
Чарует всё, всё выдыхает яд.
Идем: я здесь! Мы будем наслаждаться, –
Играть, блуждать, в венках из орхидей,
Тела сплетать, как пара жадных змей!
День проскользнет. Глаза твои смежатся.
То будет смерть. – И саваном лиан
Я обовью твой неподвижный стан.
25 ноября 1894
(слайд 10) (выступление учащихся) Александр Блок – лицо символизма. Его стихи – символ в символе.
Плачет ребенок.
Под лунным серпом
Тащится по полю путник горбатый.
В роще хохочет над круглым горбом
Кто-то косматый, кривой и рогатый.
В поле дорога бледна от луны.
Бледные девушки прячутся в травы.
Руки, как травы, бледны и нежны.
Ветер колышет их влево и вправо.
Шепчет и клонится злак голубой.
Пляшет горбун под луною двурогой.
Кто-то зовет серебристой трубой.
Кто-то бежит озаренной дорогой.
Бледные девушки встали из трав.
Подняли руки к познанью, к молчанью.
Ухом к земле неподвижно припав,
Внемлет горбун ожиданью, дыханью.
В роще косматый беззвучно дрожит.
Месяц упал в озаренные злаки.
Плачет ребенок.
И ветер молчит.
Близко труба.
И не видно во мраке.
Несколько другое звучание термин «символ» приобрел в изобразительном искусстве эпохи Серебряного века. Как вы знаете, символ в искусстве передается через визуальный образ. То есть, художник использует свои внутренние ассоциации, возникающие у него при взгляде на некоторые предметы с явлениями или нематериальными понятиями, такими как любовь, верность, дружба, и т.д. и личным опытом, конечно же. Многие из этих символов вы знаете или можете догадаться.
(слайд 11) Например, голубь – символ мира, шаль на плечах – уют, заброшенный дом – одиночество, заброшенность, гибнущий корабль – крушение надежд и т.д.
(слайд 12) (выступление учащихся) Начало нового этапа русской живописи связано с творческим объединением «Мир искусства». В конце 80-х годов XIX в. в Петербурге возник кружок гимназистов и студентов, любителей искусства. Они собрались на квартире одного из участников – Александра Бенуа. Обаятельный, умевший создать вокруг себя творческую атмосферу, он с самого начала стал душою кружка. Постоянными его членами были Константин Сомов и Лев Бакст. Позднее к ним присоединились Евгений Лансере, племянник Бенуа, и Сергей Дягилев, приехавший из провинции. В 1898 г. кружок Бенуа-Дягилева стал издавать журнал «Мир искусства». В программной статье Дягилева говорилось, что целью искусства является самовыражение творца. Искусство, писал Дягилев, не должно использоваться для иллюстрации каких-либо социальных доктрин. Если оно подлинное, оно само по себе – правда жизни, художественное обобщение, а иногда и откровение. Название «Мир искусства» от журнала перешло к творческому объединению художников, костяк которого составляли всё тот же кружок. К объединению примкнули такие мастера, как В.А. Серов, М.А. Врубель, И.И. Левитан, Н.К. Рерих. Все они мало походили друг на друга, работали в разной творческой манере. И всё же в их творчестве, настроениях и взглядах было много общего. Картины прошлого (а любимым для них стал 18 век) – стали в их творчестве символом безвозвратно ушедшего, кроме того, тоска по прошлому – символ неудовлетворенности в настоящем, тяжелые реалии и отсутствие позитива компенсировались уходом в романтические «дали» в творчестве. «Мирискусников» тревожило наступление промышленной эры, когда разрастались огромные города, застроенные безликими фабричными зданиями и населёнными одинокими людьми. Их беспокоило, что искусство, призванное вносить в жизнь гармонию и умиротворение, всё более вытеснялось из неё и становилось достоянием небольшого круга «избранных». Они надеялись, что искусство, вернувшись в жизнь, постепенно смягчит, одухотворит и объединит людей. Рассказ по персоналиям (слайды 13-20)
(слайд 21) Учитель. Творческое задание.
- Чтобы вы нарисовали, будучи представителем «Мир искусства»?
- Придумайте эмблему обществу «Мир искусства».
Выступление учащихся (приложение).
- Сообщение 1.
- Сообщение 2.
- Сообщение 3.
(слайд 22) Подведение итогов урока. Учитель. Символизм не исчерпывает литературу Серебряного века. Кроме символизма литературу Серебряного века представляет футуризм, который, как и символизм, бил интернациональным литературным явлением (от лат. futurum – будущее). Возник на рубеже 1900-1910-х годов. И Акмеизм – литературное течение, возникшее в начале 1910-х годов, генетически связано с символизмом. Их представляют такие персоны:
(слайд 23) Учитель. Николай Гумилев, Анна Ахматова, Вячеслав Иванов, Осип Мандельштам,
(слайд 24- 25) Учитель. Стихи для вас читает сама Анна Ахматова.
(слайд 26) Учитель. Представители футуризма вам тоже известны: Дави́д Дави́дович Бурлю́к, Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский, Велими́р Хле́бников, Бори́с Леони́дович Пастерна́к.
(слайд 27) Учитель. А теперь послушаем голос Влади́мира Влади́мировича Маяко́вского.
(слайд 28) Учитель. А теперь – Бори́с Леони́дович Пастерна́к.
(слайд 29) Итоги урока:
- Какую эпоху мы изучали?
- Кто такие символисты?
- Кто по профессии были «мирискусники»?
- К какому течению литературы Серебряного века примыкала Анна Ахматова?
- К какому течению литературы Серебряного века примыкал Маяковский?
До свиданья, ребята! Спасибо за урок!
Литература:
- А. Эткинд «Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века», М., ИЦ-Гарант, 1996.
- Вл. Соловьев, «Сочинения в 2 т.», т. 2, Философское наследие, М., Мысль, 1988.
- Н. Бердяев «Философия свободы. Смысл творчества», Из отечественной философской мысли, М., Правда, 1989.
- В. Ходасевич «Некрополь» и другие воспоминания», М., Мир искусства, 1992.
- Н. Гумилев, «Сочинения в трех томах», т.3, М., Художественная литература, 1991.
- Т.И. Балакина «История русской культуры», Москва, «Аз», 1996.
- С.С. Дмитриев «Очерки истории русской культуры нач. XX в.», Москва, «Просвещение», 1985.
- А.Н. Жолковский «Блуждающие сны. Из истории русского модернизма», Москва, «Сов. Писатель», 1992.
- Л.А Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998.
- Е. Шамурин «Основные течения в дореволюционной русской поэзии», Москва, 1993.