Решение квадратных уравнений с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели:

  1. Закреплять навык решения неполных, полных квадратных уравнений; проверить умение учащихся применять формулы дискриминанта и корней для решения уравнений; осуществить пропедевтическую работу по теме «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
  2. Развивать логическое мышление, математическую зоркость.
  3. Воспитывать культуру умственного труда; навыки здорового образа жизни (через рефлексотерапию, музыкотерапию, цветотерапию, содержание заданий).

Оборудование:
1. Карточки для рефлексии (по количеству учеников в классе). Цвет обозначен с одной стороны.

Красный        Желтый         Зелёный

  1. Магнитофон.
  2. Музыкальное сопровождение (классическая  или инструментальная музыка).
  3. Карточки с заданиями.
  4. Копирка (по количеству учеников в классе).

Класс разбит на группы.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Рефлексия.

- Оцените, пожалуйста, своё психологическое и эмоциональное состояние в начале урока. Для этого поднимите карточку с одним цветом.
Красная – испытываете напряжение, тревогу, дискомфорт.
Жёлтая – неуверенность, что-то смущает.
Зелёная – испытываете спокойствие, уверенность, вам комфортно.
IV. Оздоровительная минутка.
- Успокаивающее дыхание в музыкальном сопровождении.
Учитель рукой показывает схему дыхания: рука вверх – вдох, вниз – выдох, горизонтально – пауза (задержка дыхания).

Схема успокаивающего дыхания
        Вдох – выдох – пауза
          4с   -     4с     -    2с
         4с   -     5с     -    2с     
         4с   -     6с     -    2с

V. Устная работа.

1) составьте квадратное уравнение, если известны его коэффициенты:

в = -7, а = 5. Какое оно получилось? (неполное). Решите его.
2) решите неполные квадратные уравнения:
х2 = 49; n – 7 = 0; х2 + 3х = 0; -1,2х2 = 0; 5х2 = 3х.
3)укажите коэффициенты в квадратном уравнении. Решите его.
х2 – 2х – 3 = 0.
4) от чего зависит количество корней в квадратном уравнении?

VI. Закрепление ранее изученного.
1. Решение уравнений.
- Ученики работают в группах. Для каждой группы дается карточка с заданием. Карточка выполнена на зелёном фоне.

Решите уравнение и по числам, соответствующим правильным ответам, определите, как влияют окружающие цвета на состояние человека.

Красный
(х + 4)2 = 3х + 40
-5 грусть
2 спокойствие
3 тревога
-8 раздражительность
0,5 собранность
Жёлтый
(2х – 3)2 = 11х – 19
-2 рассеянность
4 активность
0,5 оптимизм
3 пассивность и слабость
1,8 тоска
Синий
(х – 2)2 +48 = (2 – 3х)2
0,5 агрессивность
2 открытость
5 раздражительность
-2 нежность
3 легкость, снижение тревоги

2. Сообщения учащихся о значении каждого цвета. Эти сообщения даются ученикам заранее.
Красный
Энергия красного цвета улучшает аппетит, волю, ускоряет темп мышления, повышает работоспособность, выносливость, силу, остроту зрения, стимулирует иммунитет. Цвет усиливает агрессивность, жесткость, злость. Красный цвет может вызвать чувство эмоционального напряжения, волнения, тревоги.
Согласно канонам Восточной медицины красный цвет – это цвет планеты Марс и стихии Огонь; цвет жизни, крови, энергии, цвет мироздания. Лечит заболевания, вызванные ветром и влажностью.
Пробуждает волю к жизни, страсть, отвагу, оптимизм. Повышает физическую силу, скорость кровотока, частоту пульса, артериальное давление, выносливость, работоспособность, иммунитет. Устраняет застойные процессы, боли.
Жёлтый
Стимулирует работу всего желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, печени, оказывает очищающее действие на весь организм. Повышает настроение, умственные способности. Создает гармоничное отношение к жизни, препятствует усилению тревоги. Последовательное применение красного и желтого цвета дает хороший результат при лечении депрессий.
Жёлтый цвет повышает физическую работоспособность, снимает чувство усталости и сонливость. Избыток цвета усиливает выработку желчи, вызывает возбуждение.
Синий
Обладает антибактериальными свойствами, способствует борьбе с инфекциями, лихорадками, эффективен при болезнях горла, спазмах, головных болях, сердцебиении, расстройстве кишечника, ревматизме.
При использовании синего цвета появляется спокойствие, мышечное расслабление, снижает темп мышления, речедвигательная активность, уменьшается тревожность. Сочетание синего и желтого цветов не вызывает торможения волевых процессов и мышления. Избыток цвета несёт сухость, утомление, навязчивость, чувство страха.
Зелёный (карточки на зелёном фоне)
Влияет на сердечно-сосудистую и вегетативную нервную системы, снимает спазмы гладких мышц сосудов и бронхов, сердцебиение, аритмию, снижает артериальное давление. Устраняет возбуждение, беспокойство, снимает эмоциональное напряжение. При отсутствии зелёного цвета повышается возбудимость, нервозность, раздражительность, нецелесообразная активность, усиливается злость, гнев, подозрительность.
Восточные мудрецы определяли его как символ юности и гармонии Природы, её воскресения и обновления, оказывающему влияние на центр душевной энергии человека.

3. Физминутка. 3-4  физических упражнений.

4. Решение задачи.
Даны пять последовательных натуральных чисел, таких, что сумма квадратов первых трёх чисел равна сумме квадратов последних двух чисел. Найдите эти числа.
Поставьте их в порядке возрастания, тогда меньшее из них будет временем наибольшей работоспособности, а большее из них – временем наибольшего утомления.
Решение: х2 + (х + 1)2 + (х + 2)2 = (х + 3)2 + (х + 4)2
х2 – 8х -20 = 0
D = k2 – ac, D = 36, x1 = 10, x2 = -2; -2 N
Первое – 10, второе – 11, третье – 12, четвёртое – 13, пятое – 14.

5. Сообщение учащегося к ответу задачи.
- Работоспособность человека  во время бодрствования изменяется волнообразно. Поэтому у человека в день два пика наибольшей трудоспособности 10-12 часов и 16-18 часов и один момент наибольшего утомления. Работоспособность начинает снижаться в 13 часов и к 14 часам её уже невозможно компенсировать волевым усилием. В течение недели так же отмечаются три этапа: понедельник – врабатывание, вторник, среда, четверг – устойчивая работоспособность, пятница,
суббота – утомление.

VII. Самостоятельная работа.
1. Выполнение работы.
- Работа выполняется под копирку. После выполнения самостоятельной работы один экземпляр сдается учителю, другой учеником проверяется сразу. Ответы учитель заранее пишет на внутренней части доски. Во время выполнения работы тихо звучит классическая или легкая инструментальная музыка.

1 вариант
2 - х – 2 = 0
2 – 3х = 5х2
(х – 2)2 = 3х - 8
2 вариант
х2 – 4х +3 = 0
2 – 4х = 1
(х – 2)(х + 2) = 7х – 14

2. Самопроверка учащимися работы.

VIII. Подведение итогов. Оценивание учащихся. Рефлексия.
- Показать карточку с цветом, определяющим психологическое и эмоциональное состояние в конце урока.

IX. Дача домашнего задания.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Автор методики: Аносова М.В., ст. преподаватель кафедры охраны здоровья АПКиПРО

  1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете (классе).
  2. Число видов учебной деятельности (норма 4-7 видов за урок).
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (ориентировочная норма 7-10 минут).
  4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма не менее 3-х).
  5. Чередование видов преподавания (норма не позже чем через 10-15 минут).
  6. Наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (метод свободного выбора, методы, направленные на самопознание и развитие).
  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими требованиями).
  8. Позы учащихся, чередование поз.
  9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке, их место, содержание и продолжительность (норма на 10-15 минуте 1 минута из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
  10.  Наличие в содержании части вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
  11.  Наличие мотивации к учебной деятельности.
  12.  Психологический климат на уроке.
  13.  Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
  14.  Плотность урока (количество времени, затраченное на учебную работу – не менее 60% и не более 75-80%).
  15. Момент наступления утомления (не ранее чем через 40 минут в основной и средней школе, 30 мин в классах компенсирующего обучения).
  16.  Темп и особенности окончания урока (быстрое, «скомканное», спокойное, задержка учащихся).