Введение
Общенье наше то стремится,
Кипит, бурлит и рвется в путь,
То вдруг притихнет, притаится,
И словно ждет чего-нибудь.
И мы то страстные то тише,
Свою, отображая суть,
То вдруг притихнем и не пишем,
То вновь бурлим и рвемся в путь.
И пусть и пусть. Нам притаится
Полезно, даже иногда,
Но только б не остановится,
Как говорится, навсегда.
Напряжение в обществе, вызванное ухудшением экономического положения семьи, привело к нарастанию конфликтов в межличностных отношениях и снижению стрессоустойчивости человека, отторжению детей от родителей, от школы, к увеличению непонимания между поколениями, накоплению эмоций негативного характера, часто находящих выход в агрессии. Отношения двух людей бессмысленны, если лишены понимания. Понимание - прямая дорога от сердца к сердцу. Слово, взгляд, интонация - вот ключи к пониманию. Но разговор разговору рознь. Можно обратиться к человеку требовательно, можно просительно, можно обвинять, а можно - беседовать. Если два человека беседуют, и никто никого не обвиняет, не смотрит властно, не учит, не хитрит и не защищается, здесь даже голоса другие мягкие, теплые, доверительные... Душа не может жить без человеческого разговора, как без света и воздуха, даже если не знает, отчего. Как только ребенок начинает понимать слова, можно беседовать играя. В игре взрослый предстает перед ребенком, не карающим старшим, а понимающим близким. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми становятся ведущим фактором развития и существования цивилизованного общества. Неудачи в сфере межличностных отношений с партнёрами по общению могут заложить фундамент неуверенности, безнадёжности и пессимизма, в определении собственного будущего, снизить степень защищённости от трудностей грядущих времён. И наоборот, успех, взаимопонимание, эмоциональная близость на ранних этапах формирования личности ребёнка обуславливает его успешную адаптацию к обществу и к профессии. Взаимные отношения между людьми определяют многое в нашей жизни, становятся критерием её культурного и интеллектуального развития.
Цель проекта: – повышение адаптации обучающихся в лицее и обществе, через формирование у них коммуникативных навыков.
Задачи:
- формировать коммуникативную культуру обучающихся;
- сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
- выработать защитные качества личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора;
- найти новых друзей;
- привлечь новых читателей в библиотеку.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2009г. – май 2010г.
Этапы реализации проекта:
- Анкетирование обучающихся лицея;
- Тестирование обучающихся лицея;
- Сбор информации, отбор и изучение литературы с целью выявления тем заседаний клуба, наиболее интересных для совместного обсуждения с обучающимися;
- Информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок («Секреты общения», «Мои проекты», «Собери своих друзей»), буклетов, накопительных папок, рекомендательных списков;
- Выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями;
- Запись обучающихся лицея в клуб;
- Выборы Совета, президента, и вице-президента клуба;
- Составление плана работы;
- Работа над Уставом, эмблемой, девизом клуба;
- Права и обязанности членов клуба;
- Организация работы совместно с классными руководителями, психологической службой, учителями-предметниками;
- Презентация проекта.
Организация работы клуба
- Работа в клубе по содержанию и форме должна отличаться от внеучебной работы в учебном заведении;
- Она не должна повторять то, что уже известно обучающимся из учебной программы;
- Новизна должна присутствовать в названии клубного объединения, его мероприятий;
- Всё, что проводится в клубе, должно быть построено на интересе, занимательности, увлечённости, эмоциональности;
- В деятельности клуба должна присутствовать живая организаторская работа, живое дело;
- Важно организовать постоянное общение с интересными, увлечёнными людьми;
- В работе клуба должен присутствовать элемент игры и приключения;
- Деятельность клуба должна иметь непременно общественно полезную направленность;
- Необходимо создавать проблемные ситуации и организовывать их решение в процессе работы клуба;
- Успех работы клуба во многом зависит от комфортности микроклимата в коллективе;
- Каждый клуб должен иметь свои традиции;
- У каждого клуба должен быть свой девиз, своя эмблема, свои практические дела;
- Решающее значение в организации работы клуба имеет достижение поставленной цели.
План работы библиотечного клуба «Возьмёмся за руки друзья!»
на 2009 – 2010 учебный год
№ п/п | Проводимые мероприятия | Дата | Форма проведения |
1. | Организационное собрание «Зачем мы здесь сегодня собрались?» (выборы Совета клуба, президента, вице-президента клуба). | сентябрь | Круглый стол |
2. | Мы – команда (составление плана работы клуба; работа над Уставом, эмблемой, девизом клуба). | сентябрь-октябрь | Дискуссия |
3. | Секреты общения. Зачем нужно общаться с людьми? Зачем нужны друзья и близкие люди? | октябрь | Круглый стол |
4. | Долгие вёрсты войны | сентябрь-май | оказание помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны |
5. | Быть хорошим собеседником не просто! | ноябрь | Устный журнал |
6. | Общение без слов. Поговорим … рисунками. | декабрь | Деловая игра |
7. | Конфликты и причины их возникновения. Пути решения конфликтов. | январь | Круглый стол |
8. | Человек среди людей | февраль | Ролевая игра |
9. | Супер-мама | март | Голубой огонёк |
10. | Оружие Победы | апрель | Эрудит-аукцион |
11. | Виртуальное общение. Пишем письма на английском языке. | май | Библиотечный час |
Формы работы клуба
- Круглый стол;
- Дискуссия;
- Деловая игра;
- Тестирование
- Ролевая игра;
- Библиотечный час;
- Защита проекта;
- Конференция;
- Устный журнал;
- Синквейн.
Примеры синквейна
Наш клуб
Чудесный, занимательный
Мыслит, общается, собирает
Нас здесь всех вместе
Команда.
Друг
Верный, искренний
Понимает, выслушает, простит
Всегда придет на помощь
Мой друг.
Структура библиотечного клуба
Список литературы
1. Воронина, Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте «Образование» [Текст] / Е.В. Воронина. – М.: 5 за знание, 2008. – 368с.
2. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008. – 160с.
3. Игровые проекты в школе [Текст] /сост. Л.В. Пенкрат, Н.В. Самусева. - Минск: Красико-Принт, 2009.- 128с.
4. Конфликты и взаимодействия [Текст] / авт.-сост. А.В. Комарова, О.М. Ольшанская. - Минск: Красико-Принт, 2009.- 128с.
5. Левашова, С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг [Текст] / С.А. Левашова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160с.
6. Метод проектов в практике современной школы [Текст]: материалы из опыта работы / под ред. Н.М. Голянской. – Новокузнецк: Из-во КузГПА, 2003г.
7. Михайлова, В.П. Психология межличностных отношений [Текст]: учебное пособие / В.П. Михайлова. – Кемерово: Из-во ОблИУУ, 1999. – 91с.
8. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст] / М.А. Панфилова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. - 160с.
9. Паюченко, И.Е. Клубная работа [Текст] / И.Е. Паюченко. – Минск: Красико-Принт, 2009.- 128с.
10. Рахматшаева, В.А. Грамматика общения [Текст] / В.А. Рахматшаева. – М.: «Семья и школа», 1995. – 188с.
11. Человек среди людей [Текст] / сост. Ю.А. Лежнева, Ю.В. Мелешко. - Минск: Красико-Принт, 2006.- 128с.
12. Фомин, Ю.А. Психология делового общения [Текст] / Ю.А. Фомин. – Минск: Амалфея, 2000. – 384с.
13. Школьная суббота [Текст] / сост. О.В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2005.- 128с.