Пояснительная записка
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению.
Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия.
(Ф.Гансберг).
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Архангельская область — региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социально - культурными и историческими особенностями.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своей местности;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
- обращение к реалиям повседневной жизни северян, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
В организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, ИКТ, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Севера как опорного края России.
Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, библиотеки, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение вопросов краеведения позволяют выявить следующие знания: специфику природы Архангельской области, изучить экологические проблемы своего края, дает возможность увеличить объем новых знаний по биологии, географии и конкретизировать наиболее сложные экологические понятия, закономерности, термины.
Региональный компонент способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки.
Система образования с региональным компонентом ориентирована на развитие личности учащегося и имеет большое воспитательное значение.
В процессе изучения курса краеведения в 8 классе учащиеся раскроют особенности природных компонентов и природных комплексов родного края, увидят не только своеобразие и неповторимую красоту Севера, но и новые тенденции современной экологической науки.
Особое внимание в курсе уделено рассмотрению проблем взаимодействия природы и человека. Нерациональное использование природных ресурсов вызывает загрязнение атмосферного воздуха, водоемов, разрушение почв, оскудение растительного и животного мира.
Для преодоления этого требуются специалисты высокой квалификации, обладающие основами естественно - научного образования, способные принимать ответственные решения, действовать самостоятельно и творчески с учетом основных законов развития природы. Изучение краеведения будет способствовать воспитанию этих качеств.
Структура курса
Необходимость решения поставленных задач предопределила структуру данного курса. Изучение курса «Краеведение» в 8 классе рассчитано на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Для изучения используется учебные пособия для учащихся «Экология Архангельской области» под редакцией А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой и «География Архангельской области» под редакцией Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой.
В учебных пособиях сделана попытка включить учащихся в активную познавательную деятельность с целью формирования навыков самостоятельного изучения нового материала. Для этого разработана система вопросов и заданий, расположенных в разных разделах учебника.
Вопросы и задания в тексте помогают активизировать мыслительную деятельность, сознательно усваивать новые знания. Практические задания способствуют развитию исследовательских способностей.
В учебном пособии представлен разнообразный иллюстративный материал, который создает зрительный образ, конкретизирует текст, является самостоятельным источником знаний. Для обеспечения осознанного усвоения нового материала в тексте выделены опорные термины, понятия, экологическая и географическая номенклатура, особым шрифтом представлены внутренние рубрики. В конце учебных пособий имеется словарь новых терминов, список дополнительной литературы, таблицы, приложения.
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции. Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Формы работы:
- «мозговой штурм»;
- беседа по прочитанному тексту;
- дискуссия по предложенной проблеме;
- парная и групповая работа;
- самостоятельная работа;
- сбор и реферирование информации;
- круглый стол.
Формы контроля:
Текущие:
- словарный диктант;
- зачет по терминологии;
- устное сообщение.
Итоговые:
- творческие отчеты;
- защита реферата.
Основные требования к ЗУН учащихся
Учащиеся должны знать:
- особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Архангельской области, экологические проблемы и причины , их вызывающие, основные охраняемые природные территории.
- цели, задачи, теоретическое и практическое значение природопользования;
- роль труда во взаимодействии человека с природой; возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы;
- роль научно – технического прогресса в управлении природопользованием и охране окружающей человека среды;
- значение лесов в биосфере и жизнедеятельности человека; суть проблемы сохранения лесных ресурсов;
- роль транспорта в размещении производства и его влияние на окружающую среду, здоровье людей.
- виды юридической ответственности за ущерб окружающей среде
Учащиеся должны уметь:
- находить Архангельскую область на картах России различного
содержания, - оценивать природные условия и ресурсы для жизни и
хозяйственной деятельности человека, - оценивать природную ситуацию с точки зрения рационального
природопользования и охраны природы, - выполнять правила природоохранного поведения в повседневной жизни.
- составлять макет хозяйственного проекта и давать ему эколого – экономическую оценку;
- приводить примеры рациональной добычи и использования полезных ископаемых;
- выявлять источники загрязнения воздуха, воды, почвы своей местности;
- оценивать состояние лесных ресурсов своей местности;
- определять меры, необходимые для предупреждения вредного воздействия транспорта на окружающую среду своей местности.
Список используемой литературы:
- География Архангельской области (физическая география) 8 класс, издательство Поморского международного педагогического. университета им. М.В. Ломоносова, 1995г. (учебное пособие для
учащихся), под редакцией Н.М. Бызовой. - География Архангельской области. Программно-методические
материалы. Под редакцией Н.М. Бызовой. Архангельск, Поморский
государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2000 г. - География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы/ Под ред. Н.М.Бызовой, Я.К.Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
- Красная книга Архангельской области.
- Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы/ Под ред. А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 152 с.