Программа курса "Краеведение". 8-й класс

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение

Класс: 8


Пояснительная записка

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению.
Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия.
(Ф.Гансберг).

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Архангельская область — региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социально - культурными и историческими особенностями.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
  • понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
  • несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
  • пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своей местности;
  • опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
  • обращение к реалиям повседневной жизни северян, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации:

  • реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, ИКТ, мультимедийных технологий;
  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Севера как опорного края России.

Воспитательные:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, библиотеки, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение вопросов краеведения позволяют выявить следующие знания: специфику природы Архангельской области, изучить экологические проблемы своего края, дает возможность увеличить объем новых знаний по биологии, географии и конкретизировать наиболее сложные экологические понятия, закономерности, термины.

Региональный компонент способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки.

Система образования с региональным компонентом ориентирована на развитие личности учащегося и имеет большое воспитательное значение.

В процессе изучения курса краеведения в 8 классе учащиеся раскроют особенности природных компонентов и природных комплексов родного края, увидят не только своеобразие и неповторимую красоту Севера, но и новые тенденции современной экологической науки.

Особое внимание в курсе уделено рассмотрению проблем взаимодействия природы и человека. Нерациональное использование природных ресурсов вызывает загрязнение атмосферного воздуха, водоемов, разрушение почв, оскудение растительного и животного мира.

Для преодоления этого требуются специалисты высокой квалификации, обладающие основами естественно - научного образования, способные принимать ответственные решения, действовать самостоятельно и творчески с учетом основных законов развития природы. Изучение краеведения будет способствовать воспитанию этих качеств.

Структура курса

Необходимость решения поставленных задач предопределила структуру данного курса. Изучение курса «Краеведение» в 8 классе рассчитано на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Для изучения используется учебные пособия для учащихся «Экология Архангельской области» под редакцией А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой и «География Архангельской области» под редакцией Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой.

В учебных пособиях сделана попытка включить учащихся в активную познавательную деятельность с целью формирования навыков самостоятельного изучения нового материала. Для этого разработана система вопросов и заданий, расположенных в разных разделах учебника.

Вопросы и задания в тексте помогают активизировать мыслительную деятельность, сознательно усваивать новые знания. Практические задания способствуют развитию исследовательских способностей.

В учебном пособии представлен разнообразный иллюстративный материал, который создает зрительный образ, конкретизирует текст, является самостоятельным источником знаний. Для обеспечения осознанного усвоения нового материала в тексте выделены опорные термины, понятия, экологическая и географическая номенклатура, особым шрифтом представлены внутренние рубрики. В конце учебных пособий имеется словарь новых терминов, список дополнительной литературы, таблицы, приложения.

Предполагаемые результаты обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции. Это предполагает:

  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Формы работы:

  • «мозговой штурм»;
  • беседа по прочитанному тексту;
  • дискуссия по предложенной проблеме;
  • парная и групповая работа;
  • самостоятельная работа;
  • сбор и реферирование информации;
  • круглый стол.

Формы контроля:

Текущие:

  • словарный диктант;
  • зачет по терминологии;
  • устное сообщение.

Итоговые:

  • творческие отчеты;
  • защита реферата.

Основные требования к ЗУН учащихся

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Архангельской области, экологические проблемы и причины , их вызывающие, основные охраняемые природные территории.
  • цели, задачи, теоретическое и практическое значение природопользования;
  • роль труда во взаимодействии человека с природой; возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы;
  • роль научно – технического прогресса в управлении природопользованием и охране окружающей человека среды;
  • значение лесов в биосфере и жизнедеятельности человека; суть проблемы сохранения лесных ресурсов;
  • роль транспорта в размещении производства и его влияние на окружающую среду, здоровье людей.
  • виды юридической ответственности за ущерб окружающей среде

Учащиеся должны уметь:

  • находить Архангельскую область на картах России различного
    содержания,
  • оценивать природные условия и ресурсы для жизни и
    хозяйственной деятельности человека,
  • оценивать природную ситуацию с точки зрения рационального
    природопользования и охраны природы,
  • выполнять правила природоохранного поведения в повседневной жизни.
  • составлять макет хозяйственного проекта и давать ему эколого – экономическую оценку;
  • приводить примеры рациональной добычи и использования полезных ископаемых;
  • выявлять источники загрязнения воздуха, воды, почвы своей местности;
  • оценивать состояние лесных ресурсов своей местности;
  • определять меры, необходимые для предупреждения вредного воздействия транспорта на окружающую среду своей местности.

Список используемой литературы:

  1. География Архангельской области (физическая география) 8 класс, издательство Поморского международного педагогического. университета им. М.В. Ломоносова, 1995г. (учебное пособие для
    учащихся), под редакцией Н.М. Бызовой.
  2. География Архангельской области. Программно-методические
    материалы. Под редакцией Н.М. Бызовой. Архангельск, Поморский
    государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2000 г.
  3. География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы/ Под ред. Н.М.Бызовой, Я.К.Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
  4. Красная книга Архангельской области.
  5. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы/ Под ред. А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 152 с.

Приложение 1 (Календарно-тематическое планирование)