Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.
Задачи:
- рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- вывести формулу успешности выполнения роли родителей;
- убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
Форма проведения: практикум.
Оборудование: 7 штук – лент разного цвета; ноутбук и проектор.
Ход мероприятия.
Воспитание ребенка – это не милая
забава, а задание, требующее
капиталовложений – тяжких
переживаний, усилий, бессонных
ночей и много, много мыслей…
Януш Корчак
1. Орг. момент.
Здравствуйте!
Всех видеть здесь так рада я!
Ведь стали мы совсем семья!
Оставив все свои волненья,
Я начинаю своё выступление.
2. Вступительное слово учителя. Приложение 1
Тема нашей встречи «Взрослые и дети – неразлучные друзья». Один знаменитый педагог Януш Корчак сказал: «Воспитание ребенка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…». Это и будет эпиграфом нашей встречи.
Сегодня мы должны с вами рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка
Я попрошу Вас всех встать теснее в круг. У меня в руках кукла «Ребенок». Давайте будем передавать друг другу. У кого в руках окажется кукла, пусть выскажет свое мнение: «Что значит для вас ребенок»
Дети – это чудо света,
Я увидела сама.
И причислила чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети!
Трудно с ними – ну и пусть!
В наших детях – наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
Каждый ребенок приходит на землю со своей миссией. И взрослые должны его поддерживать, развивать способности, помогать во всем. Но зачастую мы заставляем детей заниматься тем, что им не свойственно, ломаем ребенка, он теряется и уже не может реализоваться.
Давайте проведем эксперимент. Коллеги, кто желает мне помочь.
Игра «Связанный ребенок» (учитель вызывает одного родителя для демонстрации – это «ребенок»)
Что мы запрещаем ребенку?
Мы говорим ребенку:
Не бегай, не прыгай, не упади… Мы связываем ему ноги
Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки
Не слушай, это не для твоих ушей… Завязываем ему уши
Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот
Не смотри этот фильм … Завяжем ему глаза
Перестань реветь… Перевязываем ему живот
Рефлексия: Что вы сейчас чувствуете?
После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
Вопрос: Что развязать следующим? ( по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)
Вывод: Все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать?- То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих
(например, не бегай с ножом) - То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол)
- То, что противоречит нравственным нормам (не читай чужие письма)…
И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.
Да, мир взрослых и мир детей различны. Я хочу напомнить Вам цитату из сказки «Маленький принц»: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
(заготовить ватман с надписями «взрослые» и «дети»)
Игра «взрослые» и «дети»
Давайте сейчас узнаем, как дети воспринимают мир взрослых и как мы воспринимаем их детский мир. Назовите ваши ассоциации на слова «взрослые» и «дети»
Перед собранием я попросила выполнить такое же задание. Слово «дети» вызвали игрушки, смех, школа, шалости, т.е. здесь ваши ответы почти совпадают. А с чем ассоциируются у ребят слово «взрослые» (смотрят на слайд)
На слайде: взрослые ругаются, работают, заботятся, кричат, дерутся, не пускают на кухню, воспитывают.
Вы скажете, что дети излишне эмоциональны. Но мне кажется, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Давайте поговорим об эмоциях человека. Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутреннее спокойствие и здоровье ребенка. Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия.
Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают его таким, какой он есть. Отрицательные – при неудовлетворении потребностей (взросления, свободы и т.п.)
Сейчас я хочу рассказать вам притчу.
«Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение – ну, что им надо, чего им не спиться; боязнь – как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и ругани?
Мини – анкета «Общение детей и родителей в лицах»
Первое, что видит ребенок при встречи с вами – выражение вашего лица. Всегда ли вы контролируете мимику? Предлагаю вам внимательно посмотреть на рисунок и ответить на вопрос.
Какие эмоции они выражают?
Как вы считаете, какие эмоции должны преобладать в общение с ребенком.
А теперь давайте посмотрим, какими словами обычно мы начинаем общение с ребенком. Из предложенного списка выберите слова, которые вы чаще всего используете при разговоре с ребенком.
- я тысячу раз говорила тебе… - ты у меня самый умный, красивый…
- сколько раз надо повторять… - как хорошо, что у меня есть ты…
- неужели трудно запомнить… - ты у меня молодец…
- о чем ты только думаешь… - я тебя очень люблю…
-ты становишься … -спасибо тебе…
-ты такой же, как… - без тебя я бы не справился…
-отстань, некогда мне…
-почему лена такая, а ты – нет…
Посмотрите пожалуйста на слайд и выберите список выражений, которые рекомендуют психологи употреблять чаще и вовсе не употреблять:
Психологи рекомендуют не употреблять выражения:
- я тысячу раз говорила тебе…
- сколько раз надо повторять…
- неужели трудно запомнить…
- о чем ты только думаешь…
- ты становишься…
- ты такой же, как…
- отстань, некогда мне…
- почему лена такая, а ты –нет…
Употреблять чаще:
- ты у меня самый умный, красивый…
- как хорошо, что у меня есть ты…
- ты у меня молодец…
- я тебя очень люблю…
- спасибо тебе…
- без тебя я бы не справился…
3. Подведение итогов.
Хвалите чаще детей, побольше вселяйте в них уверенность, и тогда дети вам будут доверять. И тогда в вашей семье воцарится мир и доброта.
Любите детей без особых причин
За то, что ваш внук,
За то, что ваш сын,
За то, что малыш,
За то, что растет,
За то, что на маму и папу похож.
И больше любви до конца ваших дней
Не будет опоре надежней, сильней.
Сейчас вручу вам памятка с советами , которые, я думаю помогут в воспитании детей и в общении с ними.
Советы родителям Приложение №2
1. Доверие – основное правило.
2. Всегда ребенку Вы говорите правду.
3. Стараетесь быть примером для ребенка.
4. Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
5. Советуйтесь с ребенком.
6. Не обманывайте ребенка.
7. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
8. Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
9. Выход из безвыходного положения – шутка.
10. Телевизор хорошо, а природа лучше.
11. Познание, чтение – радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
12. Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
13. Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
14. Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.
Приложение 3