Вариативные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей

Разделы: Работа с родителями


         В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в общество.
В “Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении” от 12 сентября 2008 года № 666 одной из основных задач является:
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей ;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: “ Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей”. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую защиту и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке”
Качество жизни в системе отношений “ребёнок-родитель”, несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности.
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы.
“Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро” В.А. Сухомлинский.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи, в том числе родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема воспитания и обучения детей, имеющих проблемы в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. К сожалению, число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему коррекционно-образовательной работы специальных организованных форм активной дифференцированной помощи детям, а также их родителям. Не всякий родитель принимает помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству.
Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в становлении личности, воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет нам определить одно из главных направлений работы нашего дошкольного учреждения. Формы работы с семьёй по педагогическому просвещению разнообразны.
Одной из форм работы оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в нашем образовательном учреждении , является Родительская школа “ Сотрудничество и партнёрство” и родительский клуб. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Условия для развития ребенка должны быть созданы и в семье. Для этого необходимо создать систему всеобуча родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

Само существование такой форм работы с родителями:

  1. Рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Расширяет круг общения с окружающим миром, с социумом..
  3. Вселяет в родителей убеждение, что они не одиноки.

Мы уверены, что проблема семьи, в которой формируются основы и корни нравственности, духовности, культуры, гуманности, доброты и здоровья ребенка, где начинает ощущать себя личностью, должна занимать одно из ведущих мест в психологии и педагогике.
Решение проблемы семей, воспитывающих детей с с ограниченными возможностями здоровья, обретение ими своей « ниши », следует искать не только в сфере реализации коррекционного воздействия на ребенка, но и в создании адресной и комплексной помощи родителям. Эту помощь могут оказать и оказывают клубы взаимопомощи родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помощь родителям, и в первую очередь матерям и детям, является главной целью направлений деятельности наших клубов. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

 Таким образом, актуальной становится задача определения и апробации организационных и психолого-педагогических условий работы с семьями воспитанников.

  • Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка; успешность осуществления этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом.
  • Основным инструментом, позволяющим повысить роль семьи в выполнении ее основных функций, является психолого-- педагогическая работа осуществляемая в клубе для родителей.
  • Эффективным направлением работы мы видим работу в клубах для родителей.

Содержание проекта.
Тема проекта: Вариативные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей.

Объект: Родительский клуб “Сотрудничество и партнёрство” для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет: Организационные и психолого-педагогические условия реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями в семье.

Задачи проекта:   
- Привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребенка с ограниченными возможностями
- Сплочение групп родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в группу;
- Психолого-психологическая поддержка процесса объединения родителей в группу по интересам;
- Формирование у родителей практических умений в воспитании, обучении и развитии детей с с ограниченными возможностями в домашних условиях;
- Обогащение отношений детей и родителей, получения опыта эмоционально-насыщенного общения;
- Повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей.

Этапы реализации проекта на 2009 – 2011 гг:
1 этап – подготовительный ( ноябрь 2009-март 2010гг)

  • Написание модели проекта “ Вариативные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей”
  • Разработка плана совместной деятельности с УрГПУ.
  • Проведение совещания при руководители по организации творческих групп.
  • Подготовка презентации проекта.

2 этап – внедренческий ( апрель 2010- август 2011 г)

  • Разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.
  • Организация повышения квалификации педагогов и сотрудников ДОУ через образовательные семинары и практические конференции.
  • Отработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.

3 этап – результативный ( сентябрь 2011- декабрь 2011 гг)

  • Анализ и обобщение опыта работы.

Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед собой следующие задачи:

  • Формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»
  • Формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.
  • Формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждением.
  •  Личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности .

В клубной деятельности используются различные формы работы:

  • Индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
  • Образовательные семинары
  • Психологические тренинги
  • Тематические круглые столы
  • Публикации опыта воспитания ребенка в семье
  • Занятия в системе «ребенок-родитель-специалист»
  • Участие в экспертизе динамики развития ребенка
  • Организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.

Условия:
В клубе созданы условия для свободного общения родителей друг с другом. Члены клуба могут поделиться опытом воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и получить поддержку в трудной жизненной ситуации.

Ресурсное обеспечение: Образовательное учреждение располагает зданием, достаточно развитой материальной базой, укомплектованным штатом преподавателей и сотрудников.

Методы:
На этапе организации клубной деятельности в работе с родителями используются методы наблюдения, беседы, анкетирования.
На сегодняшний день дополнительно к вышеназванным используются методы интенсивного обучения групп родителей – семинары, тренинги, анализ видеоматериалов.

Направления обучения родителей в клубе.

1.Образовательное направление
Цель образовательной деятельности - формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.
Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме через занятия и семинары; а также занятия в системе “ребенок – родитель - специалист”
В программу занятий и семинаров включены следующие темы:

  • Особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием;
  • Методы коррекционно-развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • Современные методы развития: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия; песочная терапия;
  •  Принципы составления и реализации индивидуальных программ развития;
  •  Система коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом тяжести дефекта.

Благодаря мероприятиям образовательного направления создается общий язык между специалистами и родителями, меняется отношение мамы к ребенку и к себе.

2. Психотерапевтическое направление
Цель – снижение уровня психо-эмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.
Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психологического консультирования.
Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

3. Социально-тренинговое направление
Цель мероприятий - обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На тренинговых занятиях моделируются разнообразные социальное ситуации (в транспорте, в магазине, и прочее) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования.

 4. Правовое направление
Цель мероприятий – приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей.
Родители изучают федеральные и региональные законы, постановления. Знания, приобретенные на семинарах и в процессе самостоятельного изучения законодательных документов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. Во время занятий приглашается юрист, который помогает родителям узнать о своих правах.

5. Интеграционное направление
Цель направления – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе.
Родители обобщают опыт воспитания “особенных” детей в семье на заседаниях клуба и “круглых столах”. Благодаря этому формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.
На заседаниях клуба родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком кругу собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно. Родительская инициатива имеет великую силу и может вершить чудеса.

На совместных занятиях активно участвуют все субъекты воспитательно-образовательного процесса : педагоги, родители и дети.
Педагог:
- Показывает и рассказывает особенности каждого задания, игры, упражнения, объясняет его оздоровительное или развивающее влияние на организм ребенка или взрослого.
- Консультирует родителей по самостоятельному проведению игр со своим ребенком на занятиях клуба, особенностях и возможностях проведения их в других условиях ( дома, во время поездки в транспорте, в ожидании своей очереди в поликлинике и т.д.)
- Дает консультации по уходу, воспитанию и развитию детей.

Родитель:

  • Поддерживает эмоциональный комфорт ребенка в новых условиях.
  • Помогает освоить новые для ребенка действия и формировать личностные качества.
  • Наблюдает за успехами ребенка.
  • Узнает об особенностях развития и воспитания ребенка.
  • Делится опытом с другими родителями

Ребенок:
- Осваивает новые развивающие упражнения.
- Учится управлять своим телом и приобретает новые необходимые в своем возрасти физические умения и навыки, личностные качества.
- Общается и взаимодействует с другими детьми и взрослыми.

Предполагаемые результаты:

Для родителей:
-Объединение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в группу;
-Получение родителями практических навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Осознание важности участия родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с с ограниченными возможностями здоровья;
-Активное взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
-Разработка методических рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для детей:
- Доступность дошкольного образования детям-инвалидам.
- Улучшение психологического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья( снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности)
- Улучшение коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для педагогов:
Проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми, родителями.
Обеспеченность общего увеличения психолого-педагогической, медико-социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ.
Предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями детей с разнообразными отклонениями в развитии, со сложными нарушениями развития; их самоактуализации, развитию эмпатии, толерантности и гуманной оценки роли человека в мире, в том, что числе человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; развитию наблюдательности и рефлексивных способностей; развитию творческих способностей и умений применять их на практике; формированию тех профессионально значимых качеств, которые являются ведущими в активизации восприятия и понимания ребенка с нарушениями развития в процессе межличностного взаимодействия с ним, практическому освоению широкого спектра методов и приемов работы с детьми с различными отклонениями в развитии, умственной отсталостью разной степени выраженности, со сложными нарушениями развития.
Реализация проекта образовательным учреждением будет способствовать совершенствованию воспитательно-образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагогов и педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждений.

Приложение