Цель: Развитие устной монологической речи.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умения и навыки пересказа.
- Формировать умение составлять рассказ по аналогии.
- Учить грамматически правильно оформлять речь.
Коррекционные:
- Развивать зрительную и слуховую память, внимание.
- Расширять лексический словарь учащихся по теме.
- Учить интонационной выразительности речи.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: схемы, сигнальные карточки, иллюстрации с изображением деревьев в разное время года, таблицы; ветки березы, сосны, ели, рябины. А также оборудование кабинета: массажные дорожки и коврики, сенсорный крест, офтальмотренажер.
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся путешествовать по лесу.
Физ.минутка с использованием массажного оборудования (Рисунок1):
- Наступила зима. В лесу выпал первый снежок. Все тропинки и дорожки замело. Звери сами решили проложить себе тропинку.
За мамой-медведицей шел медвежонок.
За мамой-лисицей крался лисенок.
За мамой-ежихой бежал ежонок.
За мамой-зайчихой прыгал зайчонок
II. Вступительная беседа.
На доске фотоиллюстрации с изображением леса.
- Лес красив в разное время года: и весной, и осенью, и летом, и зимой.
- Что является главным украшением леса? (Деревья).
- Какие деревья растут в наших лесах?
III. Основная часть.
- В наших лесах очень много разных деревьев. И каждое дерево, как и человеческая жизнь, имеет свою историю и свою судьбу.
Самое красивое, загадочное дерево - береза.
Обучение пересказу (по методике Ефименковой Л.Н.).
1. Сейчас я прочитаю рассказ "Березка". Будьте внимательны, послушайте, чтобы потом пересказать. В этом рассказе встретится слово "лаковые" (слово записано на доске), вы можете объяснить значение этого слова? Лаковые - покрытые блестящей пленкой, как лаком.
"Березка.
На опушке леса растет молодая березка. Ствол у нее прямой и тонкий. Кора белая с черными пятнышками. Ветки тонкие и гибкие.
Листочки круглые с зубчатыми краями. Они блестят, как лаковые. Весной березка цветет, и цветы ее похожи на длинные сережки.
Люди называют березку белоствольной красавицей".
2. Работа со схемой на доске.
- Какой у березки ствол?
- Какая кора?
- Какие листочки?
- Как называют цветы березки?
- Как называют люди березку?
3. Пересказ с опорой на схему.
Работа над лексическим словарем
- Как можно ласково назвать березку? (березонька).
- Как называется лес, в котором растут только березки? (березовый, березняк) "березняк" - слово записано на доске.
4. Работа над графической памятью
- Про березку люди сложили много песен и стихов. Вспомните:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную:
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках:
- Запишите первую строчку по памяти.
5. Физминутка с использованием офтальмотренажера
Упражнение "Полет бабочки".
6. Развитие мелкой моторики.
Составление букета из веток березы, сосны, ели, рябины.
7. Активизация лексического словаря.
1) - Ветки каких деревьев вы использовали? (березы, сосны, ели, рябины).
- Чем отличаются ветки сосны и ели? (Они покрыты иголками: хвоей, хвоинками).
- Какие еще деревья покрыты хвоинками? (пихта, лиственница).
- Как называется лес, в котором растут ели и сосны? (еловый лес, ельник (на доске), хвойный лес сосновый лес, сосновый бор).
2) - В хвойном лесу всегда сумрачно (обратить внимание детей на иллюстрацию соснового леса). Деревья стоят близко друг к другу и тянутся к солнцу. А тяжелые ветки не пропускают свет. Сумрак царит вокруг. Птицам летать по такому лесу нелегко.
Объяснение значения слов "сумрак" - полумрак, неполная темнота, "сумрачный" - угрюмый, печальный.
- Составьте предложения о хвойном лесе, используя слова из таблицы .
Воздух чистый Тишина волшебная Сумрак загадочный Полумрак таинственный |
8. Составление рассказа по схеме (по методике Ефименковой Л.Н.).
1) Звукобуквенный анализ.
- Главная обитательница хвойного леса - ель.
Составьте с помощью сигнальных карточек схему слова "ель".
2) Работа со схемой
- Придумайте рассказ "Ель" по схеме . Первое предложение этого рассказа: "В хвойном лесу выросла красавица-ель".
- Ствол у ели какой? (тонкий, прямой, темно-коричневый).
- Кора какая? (толстая, шершавая).
Объяснение значения слова "шершавая" (слово записано на доске).
- Какие ветки? (тяжелые, мохнатые).
- Чем покрыты ветки? (иголками). Какими? (тонкими, колючими).
- Чем украшает себя ель зимой? (шишками). Какими? (чешуйчатыми). Слово записано на доске.
Объяснение лексического значения слова "чешуя".
Чешуя - мелкие, твердые пластинки.
3) Самостоятельное составление рассказа с опорой на схему.
9. Физ.минутка с использованием упражнений на дыхание.
Прогулка по хвойному лесу.
- Воздух хвойного леса самый чистый. Он насыщен кислородом, поэтому детские лагеря, санатории, дома отдыха строятся рядом с ними. Представим, что и мы находимся в хвойном лесу.
Упражнение: глубокий и медленный вдох через нос и быстрый выдох через рот.
10. Исключение лишнего. Работа у сенсорного креста.
- Прочитайте, определите лишнее слово. Почему оно лишнее?
- карточка 1: ЛИПА ЕЛОВЫЙ ЕЛЬ БЕРЕЗА
- карточка 2: ОСИНА ДУБ КЛЕНОВЫЙ ТОПОЛЬ
- карточка 3 ШЕРШАВЫЙ ЧЕШУЙЧАТЫЙ МАТОВЫЙ ШИШКА
- карточка 4: БЕРЕЗНЯК ЕЛЬНИК ДУБНЯК ЛЕСНИК
Матовый - слово записано на доске.
Объяснение значения слова "матовый" - неблестящий.
При объяснении значения слова "дубняк" обратить внимание на фотоиллюстрацию.
11. Анализ текста
1) Чтение текста.
- Посмотрите на наш букет. Про какое дерево мы еще не говорили? (Про рябину). Прочитайте текст о рябине.
- Что нового вы узнали про это дерево?
РЯБИНА
Рябина - одно из самых любимых деревьев на Руси. Ствол ее покрыт серой гладкой корой. Листья продолговатые, сверху - матово-зеленые, снизу - серо-зеленые.
Цветки мелкие, белые, с сильным запахом, плоды сочные. По тому, как обильно цветет она, определяли раньше многое: и погоду, и каков урожай овощей и хлебов ожидается. А нет рябины какой год, и осень не осень - так привычен на Руси рябиновый огонь.
Плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько-кислый вкус. Из них варят варенье, начинки для конфет, а также используют как витамины и применяют при заболеваниях сердца, крови, суставов, почек, желудка.
Ягодой рябину называют лишь в обиходе, а строго говоря, ее плоды - маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри.
Живет рябина долго - сто-двести лет.
2) Анализ текста.
- Какой у рябины ствол?
- Какие цветы? Листья? ( Матово-зеленые).
- Матовые. Это какие? (Неблестящие).
- Какие плоды? Где они применяются?
- Сколько живет рябина?
3) Вы когда-нибудь видели рябиновый лес, где растут одни рябины? (Нет). У рябины всегда много друзей и она растет в смешанном лесу.
IV. Заключительная часть:
- Ребята, о каких деревьях мы сегодня говорили?
- С какими новыми словами познакомились?
V. Домашнее задание.
- Составьте рассказ или сказку о рябине.
Использованная литература
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. Издательство: Владос, 2006.
- А.И. Максаков. Правильно ли говорит ваш ребенок. "Просвещение" 1988.
- Л.И. Марченко. Осень. Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников. Москва "Дрофа" 1996.