Мини-проект по теме "Простые складки" (2-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 2


Цели:
- познакомить с искусством «оригами», историей, основными схемами и формами;
- совершенствовать приемы работы с бумагой; изготовление объемного изделия «бабочка»;
- развивать исследовательские, творческие способности, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память;
- воспитывать терпение, аккуратность,  доброе отношение друг к другу.

Оборудование: 
Проектор, экран, компьютер,  презентация. Оформление доски «Страна Оригами»- образцы изделий. Учебник,  Детская энциклопедия,  серия книг – «Оригами», карточки к игре «Вопрос-ответ», цветная бумага, ножницы, линейка, карандаш, нитки, готовые цветные изделия (квадрат, круг, треугольник, овал), два листа формата А3, губки для рисования каждому ученику, гуашь. Программа «АУРА» - звуки природы.

Ход урока.

I. Вступительная часть.

1. Приветствие.
Орг. момент. 
(Стихотворение)

Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнем,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу подведем,
Руку левую на стол,
Сверху правую кладем.

II. Основная часть.
1. Сказка.  (Оформление доски – Приложение 1, 2, 3)

За высокими горами, за далекими  лесами, за  синим морем - есть волшебная страна. В этой стране все сделано из цветной бумаги: деревья, цветы, звери, птицы, бабочки…
Шумит ветер в том лесу, растут волшебные цветы, порхают красивые и яркие  бабочки. По лужайке около пруда прыгают веселые лягушки, а под высоким деревом сидит очень умный кот Рыжик. Пруд облюбовали диковинные птицы.

Если мы сегодня вооружимся умением,  терпением, аккуратностью и прихватим немного творчества и  фантазии, то  герои этой необычной, волшебной  страны оживут.

Интересно, а как же называется эта волшебная страна?

2. Работа в группах. Класс делится на две группы – по 4 ученика.
(На партах губки и краски).
Поверхность вашего листочка  вы закрашиваете одним цветом, тогда мы узнаем ответ на вопрос (ребятам предлагаются на выбор успокаивающие цвета: синий и зеленый).

Детям раздаются заготовки-листы бумаги, на которых свечой написано:

1группа - ОРИГАМИ

2группа - ЯПОНСКИЕ - иероглифы.

Закрасив поверхность листа определенным цветом, надпись свечой проявляется.

Страна называется -  Оригами, а по-японски – это выглядит так…
На доску вывешиваются  готовые работы детей – название страны « Оригами» и японские - иероглифы. (Так  слово «Оригами» пишется на японском языке).

3. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

4.Работа над мини-проектом.
Мы попали в волшебную страну.
- Внимательно посмотрите вокруг и подумайте, чем мы займемся  сегодня на уроке?   
 -Какую проблему поставим перед собой?
- Что вы для этого будете делать?  (Планирование)
Дети проговаривают этапы работы.

5. Из истории «Оригами» (Приложение 4)
Чтобы узнать, что такое «Оригами», поиграем в игру. (Работа в группах).
Игра « Вопрос-ответ»
(Вопрос-презентация; ответ - карточки). Детям раздаются карточки с ответами.
Ребята будьте внимательны, прочитав вопрос на экране, вы ищите ответ на карточке и зачитываете в слух.

В какой стране изобрели бумагу?

Бумагу изобрели в Китае.

В какой стране  догадались складывать из бумаги удивительные по своей красоте фигурки?

В Японии догадались складывать из бумаги разные фигурки.

Что такое ОРИГАМИ?

ОРИГАМИ – это искусство складывания фигур  из цветной бумаги.

Кто первым  научился зарисовать схемы складывания  фигурок?
Первым придумал зарисовывать схемы складывания  фигурок японский мастер Акира Йошизава.
Какая бумажная фигурка стала символом мира?
Бумажный ЖУРАВЛИК, приносящий счастье, стал символом МИРА.
НЕОБЫЧНЫЕ  ИЗОБРЕТЕНИЯ ИЗ БУМАГИ.  Рекорды «оригами» (Приложение)
Какие открытия вы сегодня сделали на уроке?  На какие сложные вопросы ответили сами?

6. ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.

7. Практическая часть.
Работа с информационными источниками.
Ребята, если в работе мы встречаем что-то интересное, но непонятное, где и у кого мы будем искать помощи? (в различных информационных источниках, энциклопедиях, спросим у взрослых…)
Предлагаю задание для работы в группах:
На нашей выставке представлены энциклопедии, учебники, серии книг «Домашняя мастерица», «Оригами».  Найдите в предложенных книгах полезную информацию на данную тему: «Оригами».
Мы узнали много нового, интересного,  но достигли ли мы цели проекта? Решили нашу проблему?
Что нам нужно ещё сделать, чтобы цель была достигнута?
Внимательно посмотрите на доску и сформулируйте свой ответ.

8.Творческая часть.
Перед вами лежат несколько геометрических фигур разного цвета. На что они похожи?
Давайте, ещё раз перечислим, какие формы чаще всего участвуют при изготовлении фигурок из бумаги?

9.Работа по учебнику.
Задание на внимание:
Стр. 48. Рассмотри бабочек. Чем они похожи? Чем отличаются?

Пальчиковая гимнастика.
Бумажные фигурки  и  в настоящее время очень популярны и интересны.
Сейчас, мы, как в далекой Японии, попробуем изготовить из  цветной бумаги фигурки.
Для того чтобы изготовить поделку мы должны придерживаться предложенной в учебнике схеме.
На стр. 48 схемы-помощники.
Вспомним приемы.
Складывая «гармошкой» мы превратим наши квадраты, треугольники, круги и овалы в прекрасных бабочек.

Показ учителем
Самостоятельная работа  в парах по рисункам-схемам.
Во время самостоятельной работы дети слушают звуки природы. Программа «Аура».
(Приложение 5*)

III. Итоговая часть.

Сегодня у нас необычный урок,
И предстоит подвести нам итог,
Об оригами мы поговорили,
И из бумаги бабочек чудесных смастерили.

1.Выставка работ.
Вот  наши  яркие, весенние бабочки летят в волшебную страну - ОРИГАМИ.
(Приложение 3)

2. Итоги мини - проекта. Все ли этапы были выполнены в ходе нашей работы? 
Что узнали нового?
Что получилось в результате  кропотливой и терпеливой работы?  Оценка работ учащихся, самооценка (ребенок анализирует свою работу на уроке, результаты, подводит итог, высказывает свое мнение).

Стихотворение

Таинственный мир превращенья бумаги  …
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

(Марданова Е.У.)

* Приложение можно получить у автора статьи.

Литература к уроку:
1.Учебник  Н. А. Цирулик «Технология. Уроки мастерства. 2 класс».
2.Е.В. Субботский «Ребенок открывает мир».
3.Л.Евстрятова «Цветы».
4.Серия «Цветные ладошки» И.А. Лыкова «Наши руки не для скуки».
5.А. Зайцева « Поделки и подарки».
6.Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Энциклопедия оригами для детей и взрослых».
7.Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Оригами в вашем доме».
8.Катханова   Ю. Ф.  «Оригами.  Читай, думай,  складывай».
9.Коротеев И. А. «Оригами для малышей».
10.Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р. «Оригами – чудеса из бумаги».

Интернет ресурсы:
Схемы оригами  wwworigama.ru
Оригами – Википедия ru. wikipedia
loveorigami.info
dorigami.narod.ru
all-origami.ru