Объем и его измерение

Разделы: Начальная школа


Тема: Объём и его измерение.

Учебная цель: реализация дидактических принципов на уроке математики.

Задачи:

  • дать первоначальное представление об объёме;
  • тренировать в измерении объёма произвольными мерками;
  • определение объёма прямоугольного параллелепипеда по трём его измерениям.

Конспект урока

На доске запись: см, дм2, мм2, км, м3, дм.

Учитель: Что вы видите на доске?

Андрей: Величины.

Учитель: Какое задание можно выполнить с данными величинами?

Катя: Поделить на группы.

Учитель: По какому признаку?

Толя: Я знаю, что величинами см, м, дм можно измерить длину отрезка.

Андрей: Километр – величина для измерения больших расстояний.

Илья: см, м, мм – эти величины мы используем при нахождении периметра многоугольника.

Алина:  дм2, м2 – так мы обозначаем площади фигур.

Кирилл: м3 – незнакомая нам величина.

Обращаю внимание детей на плакат, висящий на доске.

Учитель: Посмотрите на данный плакат, может здесь вы найдёте ответ на свой вопрос.

рис.1

Ксюша: У первого рисунка можно найти периметр.

Данил: У второго – площадь.

Рома: А третья фигура объёмная.

Учитель: Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

Никита: Объёмные фигуры.

Альберт: Знакомство с объёмом.

Учитель: Какие вопросы помогут нам раскрыть тему урока?

Дима: Что такое объёмные фигуры?

Юля: Объём. Как его определить?

Ксюша: В чем он измеряется?

Учитель: Подумайте, что значит объёмный?

Артур: Объёмный, значит большой.

Обращаемся к толковому словарю. В классе есть дети, которые отвечают за данный вид работы.

Таня (читает): Объёмный – значит большой, занимающий место в пространстве.

Учитель: Мы ответили на первый вопрос. Поищем ответ на следующий.

На столе располагаются предметы: объёмный квадрат, банка с водой, камень.

Учитель: Посмотрите на эти предметы, с какой целью я их поставила?

Лена: Есть. Квадрат занимает место в пространстве – это объёмный предмет.

Митя: Банка с водой – это тоже объёмный предмет.

Илья: Камень – объёмный.

Учитель: Для чего я положила камень и налила в банку воду?

Данил: Я догадался. Его можно отпустить в банку с водой.

Андрей: Я понял, что вода из банки выльется.

Учитель: Значит, какой вывод можно сделать?

Дети приходят к выводу, что воду в банке (объём воды) можно измерить с помощью мерки. Но с помощью такой мерки найденный объём будет не точным.

Учитель: Так как же определить объём предмета? Вот у меня в руках геометрический предмет. Как вы его назовёте?

Гена: Сторона данного предмета – прямоугольник.

Алёна: Это прямоугольный параллелепипед

Учитель: Этих фигур всего 5, а вас в классе 25 человек. Как поступить в данной ситуации?

Катя: Поделимся на группы.

Учитель: Хорошо. Что вы видите внутри фигуры?

Данил: Мерку. Это квадратный сантиметр.

Лена: А ещё здесь шарик.

Учитель: С какой целью я их положила?

Митя: Какая мерка подойдёт.

Ваня: Я считаю, что подойдёт сантиметр квадратный.

Ира: Я тоже так считаю, ведь шариком нельзя измерить точно.

Учитель: Почему?

Артём: Он не занимает всего пространства.

Учитель: Как с помощью квадратных сантиметров определить объём прямоугольного параллелепипеда, ведь их тоже мало и они не заполнят всего пространства?

Работа в группах

Дети выкладывают квадратные сантиметры по ширине длине и высоте. Определяют вместимость, объём.

Учитель: Объясните, какие действия вы выполнили?

Толя: Мы расставили квадратные сантиметры по ширине.

Аня: Наша группа – по высоте.

Данил: Их можно расположить и по длине.

Учитель: Ответим на следующий вопрос: как определить объём прямоугольного параллелепипеда? Запишем формулу находимого объёма.

V – знак обозначения объёма.

V = а

Сколько сторон мы перемножили? На какой вопрос нам нужно  ещё дать ответ?

Рома: м3 – что обозначает цифра 3?

Рефлексия. Ребята, удалось ли нам найти ответы на поставленные вопросы?

Алина: Я знаю, что такое объём.

Толя: Я научился определять объём предметов.

Кирилл: Я знаю, в каких единицах измеряется объём.