Профсоюзное движение России

Разделы: История и обществознание


Тема: «Профсоюзному движению – 100 лет»

Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества.           

Задачи:

  • Определить, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования.
  • Рассмотреть ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды.
  • Раскрыть функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества.
  • Актуализировать знания и личный опыт учащихся, их родителей в отношении участия в профсоюзном движении.

1. Вступительное слово.

Учитель. У нас сегодня необычный урок. Урок посвящен профсоюзному движению. Скажите, кто из вас знает, что такое профсоюз?

Что вы знаете о профсоюзах? Кто может входить в профсоюзы? (ответы учеников). Учитель подводит итоги ответов учеников.

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

Одно из важнейших демократических прав граждан РФ, закрепленное конституцией и федеральным законом – право на объединение в профсоюзы. Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую и профессиональную деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза.

А вы, школьники, могли бы вступать в профсоюзы? (Нет.)

Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-демократических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем.

Учитель. Что относится к экономическим интересам работников?

Ответы учеников (уровень заработной платы, который может обеспечить достойную жизнь)

Учитель. Что относится к социальным интересам работников?

Ответы учеников (получение места работы с учетом образования и желания, оплата больничного листа, обеспечение льготами и жильем).

Учитель. Что относится к трудовым интересам?

Ответы учеников (условия труда, обеспечение безопасности труда и т.д.)

Сегодня мы с вами пройдемся по страницам истории образования профсоюзного движения, увидим, как оно зарождалось, через какие трудности прошло и чего достигло через 100 лет. Итак, мы все отправляемся в далекую Англию.

Ученик 1. Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. Великобритания – государство Западной Европы, большая часть которого расположена на острове Британия. 19 век – век экономического, политического и колониального расцвета. Время промышленной революции, появления наемного труда, товарно–денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену. Сельская Англия превращается в страну городов. К середине 19 века страна превратилась в промышленную мастерскую мира. Формирование класса промышленников – собственников и работников – пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально – экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы.

Ученик 2. В Англии первые профессиональные союзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.

Во Франции профсоюзы создавались в форме «обществ сопротивления», такие как общество грузчиков железа парижского порта и общества носильщиков.

На начальном этапе профсоюзы представляли собой малочисленные организации, построенные по цеховому принципу. Они существовали нелегально, так как буржуазия преследовала рабочих за всякую попытку создания рабочих организация. Наряду с защитой экономических прав трудящихся, рабочие стали вступать в политическую борьбу. Росту политической активности в странах Европы способствовало усиление влияния профсоюзного движения.

Ученик 3: В последней трети 19 века возросла профессиональна организованность рабочих, выразившаяся в возникновении производственных союзов, появление ряда национальных профсоюзных центров, а также международных федераций и союзов рабочих одного производства или отрасли промышленности, известных под общим названием – Международные производственные секретариаты. К 1914 году их насчитывалось 32. До Первой мировой войны рабочим в странах, где были созданы профсоюзы (Великобритания, Германия, Франция, США) удалось в ходе упорной борьбы добиться в некоторых областях сокращения рабочего дня до 8-10 часов, добиться осуществления первых мероприятий в области социального страхования и охраны труда.

Учитель. А как же у нас , В России? А как начиналось у нас?

Ученик 4. В России профсоюзы появились значительно позже. Это было связано с тем, что долгое время Россия оставалась аграрной страной, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. До 1861 года в России существовало крепостное право. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создавались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих.

(музыкальный фон)

Ученик 5. В конце 1904 года министр внутренних дел князь Святополк-Мирский записал в своем дневнике: «Россия превратилась в «бочку с порохом» и бала доведена до «вулканического состояния». Осенью 1904 года в городах прошли «банкетные кампании». За длинными столами, за бокалами вина и шампанского звучали тосты за создание правового государства, за политические свободы, независимый суд, создание выборного органа.

За банкетными столами собирались профессора, врачи, учителя, адвокаты. Однако серьезных результатов эти акции не принесли. Царь на уступки не пошел.

Учитель. Возбуждение в обществе нарастало. 3 января 1905 года началась забастовки с требованиями 8-ми часового рабочего дня и повышения заработной платы. Начался процесс политического и профессионального самоопределения. Одними из первых в Москве создаются профсоюзы учителей, в виде небольших кружков. На учительских собраниях принимали решения об участии в забастовках и митингах.

Ученик 6. 9 января 1905 года утром, под бело-сине-красными флагами огромные колонны рабочих двинулись с окраин в центр столицы. Петицию, которую несли рабочие царю, начиналась словами, которые описывали тяжелую жизнь рабочих.

Читает стихотворение «Фабрика.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зоветю
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредуться,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

9 января 1905 года, день, именуемый как «Кровавое воскресенье», стал началом революции в России. Слепая вера в царя была подорвана. Октябрь 1905 года считается рождение российских профсоюзов

Ученик вывешивает на доску табличку: 

ОКТЯБРЬ 1905 ГОД

Учитель. В апреле 1905 года на съезде Московской организации Всероссийского союза учителей был подтвержден профессиональный и политический характер этой организации. Это было большим шагом вперед в деле становления профсоюзного движения в России. Потерпевшая поражения революция, привела к исчезновению многих учительских организаций. Они существовали лишь в форме обществ взаимопомощи.

В каждый исторический период профсоюзы выполняли свою задачу.

20-30 гг. XX века профсоюзы всерьез боролись и доказали свою жизнеспособность и востребованность в обществе.

В годы ВОВ профсоюзы подчинили всю свою деятельность интересам фронта и задаче разгрома врага. Они оказали огромную помощь в перестройке работы всех предприятий и учреждений на военный лад, в массовой подготовке профессиональных кадров, особенно женщин и молодежи.

Ученик 1. В апреле 1954 года в Москве состоялся 10 Съезд профсоюзов СССР, на котором были подведены итоги работы профсоюзов, обсуждены задачи и принят Устав. Численность членов профсоюзов составил 40 тысяч человек. С 50-х до 80-х гг. профсоюзы были полностью подчинены партии и администрации, но являлись важным звеном в системе государственного и хозяйственного управления.

Ученик 2. Перестройка внесла много изменений в политике, экономике и социальной сфере. Это привело к изменению положения профсоюзов, перестройке всей их деятельности. Главным лозунгом современных российских профсоюзов стали:

Ученик вывешивает три лозунга на доску:

ЗАРПЛАТА!

ЗАНЯТОСТЬ!

ЗАКОННОСТЬ!

Учитель: В России объединения получили название Федерация независимых профсоюзов России, в которую входят отраслевые и территориальные профсоюзы.

Подведение итогов.

Итак, что такое профсоюзы сегодня?

рис.1

Функции:

  • Организационная
  • Регулирующая социальные отношения
  • Защитная
  • Представительская
  • Контрольная
  • Информационная

Учитель: Посмотрите на эти фотографии. На них изображены люди, рабочие люди, которые на протяжении 100 лет в разное время боролись за свои права, и борются сейчас: за достойную заработную плату, за хорошие условия труда, за достойную жизнь. Их всех можно назвать с большой буквы «ЧЕЛОВЕК»

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое профсоюз? Что ты знаешь о профсоюзах?
  2. В чем отличие профсоюза от партии? Какие и чьи интересы защищают профсоюзы?
  3. Знаешь ли ты о том, состоят ли твои родители (старший брат/сестра) в профсоюзе? В каком? Почему?
  4. Профсоюзам России 100 лет, профсоюзам Европы – 200. Сколько еще жить профсоюзному движению? Почему?
  5. Что нужно делать, чтобы в профсоюзы шли молодые люди, начинающие свой рабочий путь, учебу в вузе или учреждении среднего специального профессионального образования?
  6. У профсоюзов есть различные способы отстаивать свои права и права наемных работников. Главные среди них – забастовка (конфликт) и соглашение (компромисс). Что должно превалировать в их деятельности?