Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает дополнительные затруднения.
Дети с ОНР - это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого – либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на развитии детей дошкольного возраста.
К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Это наиболее понятно в силу объективно большего страдания ребенка и беспокойства его родных и близких. Но такое направление отчасти затеняет другие - не менее важные формы работы. Например, использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятельности для устранения речевых нарушений, пока не нашло широкого применения в логопедической практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.
Участие детей группы компенсирующей направленности в театральной неделе позволило убедиться в том, что совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Интерес детей поддерживается и тем, что в типовом детском саду настоящий, без всяких скидок, детский театр. В преддверии зрительного зала – театральное фойе с букетами васильков, фирменных цветов детского садика: рядом, как и положено, - буфетная стойка с прохладительными напитками, а по стенам развешены рельефные портреты Царевны – Несмеяны, Скомороха, Бабы-Яги, царя Дадона и других персонажей. Есть и своя костюмерная с десятками костюмов, и гримерная, и даже свой “филиал” - небольшой кукольный театр. Набор кукол просто удивляет: здесь и куклы в рост ребенка, и пальчиковые, и марионетки на трости, и куклы на ложках – каких только нет. Собственно зрительный зал и сцена не уступят настоящей театральной студии, правда, камерной. Здесь 7 рядов кресел, обитых синим бархатом, с золотыми номерками на каждом. Используется светотехническое оборудование и аудиотехника для музыкального оформления спектакля.
Изучив, методическую литературу по данной теме, пришли к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрально-игровой деятельности. К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания и поэтому, в соответствии с речевыми возможностями детей, мы постарались сами систематизировать материалы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы и т.д.
В качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей с общим недоразвитием речи нами была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, “основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями” (Л.Г. Выготский).
Наш самый первый опыт начинался с того, что на логопедических занятиях мы широко использовали театрализованные игры, объединенные одной лексической темой. Наблюдая за детьми – актерами, заметили интенсивное развитие познавательных процессов. Театрализованная игра изменила отношение детей к себе, способы общения со сверстниками. Любимые герои становились образцами для подражания. Именно в таких играх заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.).
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н. Граборов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при исполнении песен, чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов).
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А. Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо, и соответствуют определению: драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами, учатся взаимодействию друг с другом.
Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время педагоги группы организовали работу театрального кружка “Артистёнок”. Роль педагога в организации и проведении такого кружка очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Мы разработали по всем лексическим темам конспекты театрализованных занятий. Эти занятия позволяют выполнять одновременно несколько функций – познавательную, воспитательную и развивающую. Их содержание, формы и методы позволяют реализовать основные цели: развитие речи и формирование навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально – эмоциональное развитие детей. Для повышения качества воспитательно-образовательной работы, педагоги интегрируют театральную деятельность в занятия: по ознакомлению с окружающим и развитие речи, коррекционное, математика и др.
Для систематизации материала составили перспективный план, в которой расписаны темы и цели занятий кружка, отражена совместная деятельность воспитателя с детьми. Театральные занятия мы проводим в детском театре-студии 1 раз в неделю (15 часов в год) с использованием технологии развития творческих способностей детей средствами театрального искусства “Театр-творчество-дети” (Н.Ф.Сорокина, Л.Г. Миланович).
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Даже родительский уголок у нас нетрадиционен. Вся информация вывешивается на театральные занавеси, а желто-зеленая гамма как нельзя лучше передает наше отношение к театру – ожидание праздника, чего-то неведомого, радостного, значительного. И ангел-хранитель, оберег группы, придуманный и выполненный детьми, всегда в курсе наших театральных новинок.
Театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.
На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Для обогащения содержания коррекционной деятельности учитель-логопед и воспитатели используют множество произведений, которые доступны пониманию детей, сюжет которых построен на ярком противоречии характеров, что открывает возможности для работы над диалогической речью, интонацией, тембром голоса. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игры.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Наш диалог с театром не прерывается ни на один день. В группе недавно появился сундучок с атрибутами. Сейчас в нем перчатки, веера, а завтра появится что-нибудь новенькое. Рядом с сундучком расположилась Лампа Настроения, на которой от добрых дел детей появляется розовая бабочка, а от плохих – черная.
Театральное кресло помогает нам путешествовать во времени. Дети “отправляются” в прошлое, взяв с собой старинный бабушкин веер и дедушкино пенсне. И родители не остаются в стороне. Они шьют костюмы, создают свои. Очень креативный костюм был придуман из магнитофонной ленты и дисков. Назывался он “Калейдоскоп”. Нам особенно удается информационный дизайн. Родители совместно с детьми оформили театральную афишу, на которую была помещена интересная, познавательная информация; ко всем спектаклям были разработаны программки.
Все это помогает детям с желанием, уверенностью, интересом играть сказки “Новые приключения Колобка”, “Красная Шапочка”, “Старая репка на новый лад”, “Мешок яблок”, “Идем в школу”.
На театральной неделе, проходящей в марте месяце, каждая возрастная группа показывает спектакль. Для просмотров спектаклей используется не только помещение театра – студии. Мы показали сказку в экологическом комплексе ДОУ. И горды тем, что детям, имеющим сложные речевые диагнозы, была предоставлена возможность торжественного закрытия фестиваля детских представлений показом интерпретированной сказки В. Сутеева “Под грибком” с участием родителей.
Еще одной хорошей традицией стало проведение выпускных комиссий в конце учебного года в форме небольшой постановки или чтением стихов с использованием элементов драматизации, показом музыкальных спектаклей.
Работа педагогов группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в течение трех лет достаточно результативная: показатель “норма” на 26% выше среднего показателя по городу в 2007–2008 учебном году и на 2% в 2008–2009 учебном году.
Анкетирование родителей воспитанников группы коррекционной направленности показало, что они хотят принимать участие в фестивале детских представлений “Театральная весна” и отметили наиболее удобные для себя роли режиссеров, гримеров, и актеров.
В наших планах показ сказки, сочиненной детьми и родителями с написанием отклика-заметки в общесадовскую газету “Василек”.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрально-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей дошкольного возраста, позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.