Овеянные славой: герб, гимн, флаг

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о государственных символах Российской Федерации;
  • развивать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои знания через дополнительные источники: журналы, книги, интернет; расширять кругозор детей;
  • развивать навыки связной речи, навыки работы в группах;
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к её истории.

Оборудование: краски, бумага для рисования, мозаика, воздушные шары(голубые, белые, красные), флаг России, книги о символах России, презентация, мультимедийное оборудование.

1. Вступительная беседа о Родине.

Учитель: Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории появления символов нашего государства. Каждая страница интересна и многогранна. Вы готовы к путешествию “Дорогами добра”.

Итак, мы открываем заседание нашего клуба, на котором мы поговорим о том, что надо любить и беречь свою Родину, что нужно чтить символы нашего государства.

А Родина для каждого из нас начинается с детства. (Звучит песня “С чего начинается Родина?”)

Ученик:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.

Учитель: Как называется страна, в которой мы живём?

Откуда появилось такое название “Россия”? (Ответы детей)

Ученик: В стародавние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло” . Русло- это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

Ученик: Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут - Россией.

Ученик:

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия… Россия… Раздолье… Равнины…
Берёзы босые, седые осины
Всё дорого с детства
И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель: Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе. (Все мы – россияне!)

2. Беседа о символах России.

Учитель: Ребята, если сложить пополам лист бумаги, на нём останется линия сгиба? (Да)

Значит, бумага имеет память?

А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек?

Всегда ли он помнит свою историю?

Всегда ли гордится своей Родиной?

- Я думаю, что мы не хотим быть “Иванами, непомнящими родства”

- Именно поэтому, сегодня обращаемся к святым символам нашего государства.

- Что относится к государственным символам любой страны?

Учитель: Да, эта триада символов возникла не сразу. Только в 20 веке во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, гимн, флаг.

- Я предлагаю вам поближе познакомиться с символами нашего государства, пройдясь по страницам истории.

Итак, открываем первую страницу - “Государственный герб”.

Учитель: Государственные гербы зарождались по-разному. Многие европейские государства в качестве герба использовали изображение животных, птиц, цветов, растений, которое впоследствии становится гербом страны.

- Что представляет собой герб России?

Ученик:

У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.

Учитель: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры.

Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока.

Три короны над ним, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов.

- Что находится в когтях орла?

Учитель: Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

- В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство РФ.

- Кто изображён на маленьком щите и почему ему уделяется центральное место на гербе?

Учитель: На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

- Что символизирует герб России?

- Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Георгий Победоносец почитался как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Его часто изображают на иконах.

3. Практическая работа (работа в группах).

- А сейчас попробуйте сложить из отдельных частей наш Российский герб. У вас на столах лежат листочки, на которых изображены части герба. Сложите герб России.

(Под тихую музыку дети складывают герб России)

- А сейчас послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком символе государства пойдёт речь.

Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска-
Солнечный рассвет.

Итак, страница вторая – “Государственный флаг”.

- Сейчас мы послушаем сообщения инициативной группы.

1. Слово “флаг” греческого происхождения, от слова “флего”, что означало “сжигать, озарять, гореть” Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.

2. Днём рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя - красной.

- Что символизируют цвета полос на флаге?

3. По русским понятиям 17-19 веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой;

Синий – небо, целомудрие, верность, духовность;

Белый – мир, чистоту, благородство, совершенство, независимость.

4. Но в послепетровское время в государственной символике появились чёрно- жёлтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ.

5. Только в 1896 году особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело - сине- красный.

6. Как официальный символ страны красный флаг был утверждён после Октябрьской революции. 8 апреля 1918 года было предложено утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом. В углу у древка помещены пятиконечная звезда и изображение серпа и молота. Этот флаг существовал до 1991 года.

Учитель: Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят как святыню.

4. Практическая работа: (работа в группах).

- А что вы представляете, глядя на три цвета нашего флага? Закройте глаза. Синий цвет… Что вы представляете?

Красный цвет… Белый цвет… Что представляете?

- Перед вами лежат бумага и краски. Нарисуйте. Давайте составим наш флаг из ваших рисунков. (Работа в парах)

- Послушайте торжественную песню. Что мы прослушали?

Итак, страница третья “Государственный гимн”.

- Где вы слышали раньше гимн России?

- Какие чувства вы испытываете, слушая его?

Учитель: История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность – гимны возникли намного раньше, чем гербы и флаги. Древнейшие гимны были сложены в Египте. Гимн – торжественная, хвалебная песнь. Музыка гимнов торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема.

Из 87 стран в 19 веке 15 не имели гимнов вовсе. Зато некоторые страны имели по 2 и более гимнов. “0 век принёс во все страны официальную звуковую эмблему государства. Гимн государства слушают стоя. В стихах гимна должны быть отражены размер страны, воинская слава, героическое прошлое, заслуги и подвиги людей.

В 20 век в связи с революцией сменился гимн. Им стала “Марсельеза” с русским текстом. Потом сменился “Интернационалом”, который просуществовал до 1943 года.

В ночь на 1 января 1944 года впервые прозвучал по радио гимн СССР, который и сейчас является гимном России (с изменением слов).

- Кто его авторы? (А.В.Александров, С.В.Михалков)

-Что является основным законом страны?

- Когда мы отмечаем День Конституции?

Учитель: 12 декабря 2003 года был проведён референдум, где всенародно была принята конституция.

- В конституции есть закон о государственном гимне.

“Конституционный закон о государственном гимне” (статья 7).

“При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

В случае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.”

Москва, Кремль 25.12.2000 г. (Читает ребёнок)

- Давайте встанем и исполним Государственный гимн. (Дети исполняют гимн)

5. Викторина.

- А сейчас выясним, кто же был самый внимательный. За правильный ответ вы получите жетон. Победителей ждут призы.

  • Что относится к государственным символам России?
  • Что представляет собой герб?
  • Что символизирует герб России?
  • От какого слова произошло слово “флаг”?
  • Назовите день рождения бело- сине- красного флага?
  • Что обозначает красный цвет флага? Синий цвет? Белый цвет?
  • Где можно увидеть государственный флаг?
  • Что такое гимн?
  • В каких случаях исполняется гимн?
  • Как нужно относиться к символам государства?

(Победители награждаются российскими флажками)

6. Подведение итогов.

- Россия – необъятная страна. Россия – это наша Родина. Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Давайте любить нашу Родину, чтить её традиции и почитать символы нашего государства.

1. Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

2. Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

3. Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

(Стихи читают дети)

- Наше занятие заканчивается.

- Что понравилось?

- Что запомнилось больше всего?

- Кто из вас хочет побольше узнать о символах нашего государства, предлагаю посмотреть дополнительную литературу (Выставка книг по теме)

- А в память о нашем уроке вручаю вам шарики (1 группа - белые шары, 2 группа – голубые шары, 3 группа – красные шары)

- Урок окончен. Всем спасибо.