Пояснительная записка
Младший школьный возраст (6–10 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет еще много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но при этом он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и новый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад жизни.
Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя с этими детьми считается воспитательная работа.
В первом классе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.
Поэтому планирование воспитательного процесса несет определённые цели и задачи, исходящие из потребностей школы и особенности класса.
Цель:
- создание условий для построения воспитательной системы класса, направленных на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, ценить и беречь свое здоровье и природу.
Задачи:
Одновременно разрабатываются основные направления воспитательной деятельности. Таким образом, с самого начала твердо определяются итоги воспитательного процесса на первой ступени образования.
Ожидаемые результаты:
- развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку;
- привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции;
- привитие здоровьесберегающих навыков;
- формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю;
- формирование уважительного, ценностного отношения к труду.
Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовать успешность и в конечном итоге проявить себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив. Младших школьников всегда увлекают новые, непривычные виды деятельности, особенно с элементами самостоятельности.
Поэтому дети выбирают поручения и делятся на группы сменного состава. Результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого ученика.
Определяются базовые компоненты культуры личности и формы работы, с помощью которых идти к намеченной цели. Эти компоненты акцентируют внимания на “Я” каждого ученика.
Все мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов, что они хотят увидеть в этом году, что сделать, куда сходить, какие праздники или беседы их интересуют. Дома дети вместе с родителями обсуждают и записывают свои желания о проведении того или иного мероприятия. Все желаемое суммируется, приводится в систему, намечаются мероприятия.
При такой организации совместной деятельности дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными. Они активно посещают все мероприятия, т.к. сами их предложили.
Воспитательная работа строится по принципу концентричности:
по тематическим периодам. Планирование работы по направлениям (приложение № 4) включает:
- общешкольные мероприятия, где участвует или готовит класс;
- мероприятия, проводимые с классным коллективом классным руководителем (праздники, вечера, экскурсии, викторины, игры, походы);
- классные часы (34 по 1 еженедельно), 12 - по здоровьесбережению, остальные в соответствии с тематическим периодом (ТП), и по направлениям (гражданско-патриотическое, нравственное, профориентационное или трудовое, семейное, эстетическое);
- работа с родителями (всего 14 собраний, из них 7 – педагогический всеобуч по программе “Мое здоровье – мое богатство”).
Воспитание в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Именно родители первоклассников являются лучшими помощниками, участниками единого педагогического процесса. Помощь родителям со стороны учителя – педагогический всеобуч, индивидуальные беседы, родительские собрания.
План работы первоклассников имеет свою структуру:
- Титульный лист (приложение №1).
- Характеристика классного коллектива (приложение №2).
- Поручения учащихся класса (приложение №3).
- Планирование работы по направлениям (приложение №4).
- Диагностическая карта (приложение №5).
Такая форма работы позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных целей и задач.