Планирование содержания воспитательной работы 1-го класса по направлениям

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Пояснительная записка

Младший школьный возраст (6–10 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет еще много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но при этом он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и новый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад жизни.

Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя с этими детьми считается воспитательная работа.

В первом классе ведущим в воспитании является адаптация ребенка  в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.

Поэтому планирование воспитательного процесса  несет определённые цели и задачи, исходящие из потребностей школы и особенности класса. 

Цель:

  • создание условий для построения воспитательной системы класса, направленных на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, ценить и беречь свое здоровье и природу.

Задачи:  

  • здоровьесберегающее образование;
  • развитие физической, общественной активности ребенка;
  • выявление и сопровождение талантливых детей;
  • формирование у школьников  потребности в созидательном труде; 
  • удовлетворение   интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей  школьников.

Одновременно разрабатываются основные направления воспитательной деятельности. Таким образом, с самого начала твердо определяются итоги воспитательного процесса на первой ступени образования.

Ожидаемые результаты:

- развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку;

- привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции;

- привитие здоровьесберегающих навыков;

- формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю;

- формирование уважительного, ценностного отношения к труду.

Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности,   почувствовать успешность и в конечном итоге проявить себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив. Младших школьников всегда увлекают новые, непривычные виды деятельности, особенно с элементами самостоятельности.

Поэтому дети выбирают поручения и делятся на группы сменного состава. Результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого ученика.

Определяются базовые компоненты культуры личности и формы работы, с помощью которых идти к намеченной цели. Эти компоненты акцентируют внимания на “Я” каждого ученика.

Все мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов, что они хотят увидеть в этом году, что сделать, куда сходить, какие праздники или беседы их интересуют. Дома дети вместе с родителями обсуждают и записывают свои желания о проведении того или иного мероприятия. Все желаемое суммируется, приводится в систему, намечаются мероприятия.

При такой организации совместной деятельности дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными. Они активно посещают все мероприятия, т.к. сами их предложили.

Воспитательная работа строится по принципу концентричности: 

по тематическим периодам. Планирование работы по направлениям (приложение № 4) включает:

- общешкольные мероприятия, где участвует или готовит класс;

- мероприятия, проводимые с классным коллективом классным руководителем (праздники, вечера, экскурсии, викторины, игры, походы);

- классные часы (34 по 1 еженедельно), 12 - по здоровьесбережению, остальные в соответствии с тематическим периодом (ТП), и по направлениям (гражданско-патриотическое, нравственное, профориентационное или трудовое, семейное, эстетическое);

- работа с родителями (всего 14 собраний, из них 7 – педагогический всеобуч по программе “Мое здоровье – мое богатство”).

Воспитание в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Именно родители первоклассников являются лучшими помощниками, участниками единого педагогического процесса. Помощь родителям со стороны учителя – педагогический всеобуч, индивидуальные беседы, родительские собрания.

План работы первоклассников имеет свою структуру:

  1. Титульный лист (приложение №1).
  2. Характеристика классного коллектива (приложение №2).
  3. Поручения учащихся класса (приложение №3).
  4. Планирование работы по направлениям (приложение №4).
  5. Диагностическая карта (приложение №5).

Такая форма работы позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных целей и задач.