Заседание клуба эрудитов

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Цель: развитие познавательной активности детей, совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

  • активизировать словарь дошкольников по лексической теме «Транспорт»,
  • развивать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции с предлогами «на», «по», «к», «в»;
  • упражнять умение образовывать сложные прилагательные и согласовывать их с существительными в разных падежах,  в ед. числа, в мужском роде;
  • развивать умение образовывать существительные путем слияния двух основ (двухколесный, паровоз);
  • упражнять в слоговом анализе слов;
  • развивать связную речь;
  • создать у детей и родителей положительный эмоциональный настрой путем включения в совместную деятельность;
  • развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память конструктивный праксис, мышление, логику;
  • улучшать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
  • совершенствовать силу голоса, просодическую сторону речи;
  • воспитывать у участников коррекционного процесса стремление к сотрудничеству, инициативность, доброжелательность.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети и родители  проходят в группу, рассаживаются за столы.

Слайд 1

Логопед: Здравствуйте дорогие друзья, рада приветствовать вас на заседании клуба эрудитов. Я ученый секретарь, а вот и главный Эрудит нашего клуба профессор Знайкина.  (входит воспитатель)

Воспитатель: (Музыкальный момент) Открывается заседание клуба эрудитов. Сегодня мы будем знакомиться с историей развития  транспорта.

Логопед: По всем дорогам, по всем тропинкам мира днем и ночью спешат люди. Куда они спешат?

Дети: В школу, в поле, в лес, на завод, в другой город, на занятия, по делам, к друзьям и т.д.

Д/и « Как ты доберешься?»

Логопед: Давайте поразмыслим, как можно добраться до разных мест. Вы собрались гулять с друзьями, как вы доберетесь до соседнего двора?

Дети: Пешком.

Воспитатель: А если вы собрались на интересную выставку в центр города?

Дети: На автобусе.

Воспитатель: Если вы собрались в Москву?

Дети: На поезд, на машине, на автобусе, на самолете

Воспитатель: А если вас очень ждут на полярной станции в Антарктиде?

Дети: На корабле или самолете.

Воспитатель: А если вы собрались посетить Луну?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Совершенно верно. Если мы собрались с вами в соседний магазин или во двор погулять мы дойдем пешком. А вот если расстояния значительные, то чем мы воспользуемся?

Дети: Транспортом.

Логопед: Мы предлагаем вам отправиться в прошлое по реке времени, чтобы посмотреть, как развивался транспорт.

Слайд 2

Релаксационная пауза

Логопед: Закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно, спокойно. Прислушайтесь к плеску волн.

(Звучит плеск волны)

Слышишь плеск издалека?
Это времени река.
Закрывай глаза скорей
И прислушайся к волне.
Глаза открыли, удивились,
В далеком прошлом очутились.

Воспитатель: В древнем мире человеку было очень трудно без техники. Как же он передвигался на дальние расстояния?

Слайд 3

Дети: Пешком, верхом на животных.

Воспитатель: А как люди перемещали грузы в те времена?

Дети: Люди делали салазки, впрягались в них  и  перетаскивали грузы по земле. 

Воспитатель: Правильно. А еще люди были изобретательными. Они использовали для этой работы животных. Со временем грузы стали настолько большими, что люди с животными не могли справляться с такой тяжестью. И тогда придумали способ перекатывать грузы при помощи бревен.

Слайд 4 (Просмотр отрывка из мультфильма).

Д/и игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель: Чем удобен такой способ?

Дети: По земле катить на бревнах легче, чем тащить. Можно перемещать даже большие куски камня. Облегчает труд людей и животных.

Воспитатель: Чем он неудобен?

Дети:  Надо все время подкладывать бревна. Движение очень медленное. Надо с собой тащить бревна, чтобы доставить груз. Не в каждой местности много лесов.

Воспитатель: Бревна сами по себе большой груз, они длинные массивные и тяжелые. Попробуйте догадаться, как  древние люди решили эту проблему?

Дети: Они отпилили от бревна кусок. Получился круглый деревянный спил, очень похожий на колесо.

Родители:                 Колесо – одно из самых важных изобретений человечества.

Слайд 5                     Сначала колеса были массивными, тяжелыми, а потом люди научились делать легкие колеса, состоящие из обода и спиц.

Слайды 6, 7              Люди положили колесо  на бок, так получились жернова для помола зерен и гончарный круг.

Слайд 8                     Колесо использовали как деталь прялки. 

Слайды 9, 10            Люди стали применять водяное колесо в мельницах, а затем и в пароходах.

Слайд 11                   Даже руль у автомобиля и штурвал корабля – тоже колесо.

Слайд 12                   Сотни маленьких колесиков крутятся в часовом механизме.

Логопед: Мы благодарим родителей за интересный рассказ. Давайте вспомним, как используются колеса.

Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики расспросим           Сжимание пальцев обеих рук
– Где вращаются колеса?                 Вращение большими пальцами обеих рук
В колеснице и в арбе,
И у прялки есть в избе.
Даже старый пароход
Колесом волну гребет,                    Попеременно соединяем большие пальцы с другими.
И в штурвале парохода
Колесу нашлась работа.
Осмотри гончарный круг
Колесо заметишь вдруг.
Зерна мелет мельница,
Её колеса вертятся.
Даже в крошечных часах
Не обошлось без колеса.                  Большие пальцы и мизинцы сомкнуты в кольцо

(стихи О. Шестериковой)

Воспитатель:  Покатилось колесо истории.

Слайд 13 Для передвижения воинов и богатых людей были изобретены колесницы. Со временем люди так хорошо научились управлять колесницами, что устраивали на них гонки.

Слайд 14 А вот для перевозки грузов люди сделали арбу.

Подвижная игра «Помоги разгрузить арбу» Дети по цепочке передают предметы с одного стола на другой. Побеждает та команда, которая быстрее всего «разгрузит арбу».

Родитель: Четырехколесную повозку построили позднее двухколесной, потому что долго  не могли придумать, как поворачивать колеса. Сначала заднюю часть повозки заносили вручную, а позже появилась поворотная ось.

Слайд 15 Так появились четырехколесные телеги для перевозки грузов, кареты для перевозки людей. Сначала кареты делали только для богатых людей.

Слайд 16 Потом появились большие многоместные кареты-дилижансы. Теперь любой человек мог купить билет и отправиться в путешествие.

Слайд 17 Д/и «Рассади пассажиров»

Логопед: Определите, в каком дилижансе поедут пассажиры. Количество окон в дилижансе совпадает с количеством слогов в названии пассажира. (Незнайка, Знайка, Пончик, Пилюлькин, Буратино, Мальвина)

Воспитатель: Прошло еще несколько сотен лет. И вот в один прекрасный день шотландский изобретатель Уатт придумал паровой двигатель.

Слайд 18

Теперь люди могли перевозить грузы без помощи животных. Сначала появилась паровая телега, паровая карета, потом появился новый вид транспорта,  отгадайте загадку.

Слайд 19

Родитель:

Есть труба и топка, но не печка.
Греет воду, но не самовар.
Тащит повозку, но не лошадь.
Ездит по рельсам, но не трамвай. (Паровоз)

Логопед: Молодцы. А как вы догадались?

Дети:

У паровоза есть труба и топка, как у русской печки.
Паровоз работает на паровом двигателе, он греет воду, как самовар.
Паровоз тащит за собой вагоны, как лошадь повозку.
Паровоз ездит по рельсам, как трамвай.

Слайд 20 Подвижная игра «Паровоз»

Дети строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему. За направляющим колонна детей движется вперед. Родители берутся за руки и образуют «тоннели» разной высоты. Задача – пройти через тоннель, используя ходьбу в приседе, ходьбу с наклоном.

Воспитатель: Кареты с лошадьми. И паровые машины были очень громоздкими. А улицы в старинных европейских городах узкими. Люди долго думали, как сделать транспорт удобным для передвижения по узким улицам. И английские изобретатели придумали велосипед. Слайд 21

Слайд 22 Д/и «Сложи слово» (с картинками)

У циркача велосипед с одним колесом, значит велосипед какой? (Одноколесный)
У малыша велосипед с тремя колесами, значит велосипед какой? (Трехколесный)
У спортсмена-велосипедиста велосипед с двумя колесами, значит велосипед какой? (Двухколесный).

Логопед: Дети у кого есть велосипед? Давайте расскажем про него?

Игра «Продолжи фразу»

Папа с мамой подарили мне  (новый двухколесный велосипед).
Раньше у меня не было (нового двухколесного велосипеда).
Я обрадовался (новому двухколесному велосипеду).
Я сразу же сел (на новый двухколесный велосипед).
Я любуюсь (новым двухколесным велосипедом).
Я рассказываю друзьям (о новом двухколесном велосипеде).

Танцевальная пауза звучит «Песенка велосипедиста»

Трудно было человеку десять тысяч лет назад,
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад,
Он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса.
Потому что не изведал всех достоинств колеса.

Родитель: Повозки с паровым двигателем были медленными и неповоротливыми.

Слайд 23 В 19 веке немецкие конструкторы построили первый в истории автомобиль с бензиновым двигателем  легким и мощным. С его появлением техника стала развиваться очень быстро.

Слайд 24 Машины разных модификаций стали конструировать и в Америке, и в Европе, и в России.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, мы проделали длинный путь и доплыли по реке времени до наших дней.

Слайд 25 Давайте вспомним. Что было сначала, а  что потом?

Слайд 26 Д/и «Что сначала, что потом?». Детям дается набор картинок, необходимо выложить их в последовательности появления и рассказать цепочку.

Сначала появилось колесо, а потом колесница и арба.
За колесницей и арбой появились телега и карета.
За телегой и каретой появились паровая телега, паровоз..
За паровой телегой и паровозом появился велосипед.
За велосипедом появился автомобиль с бензиновым двигателем.

Воспитатель: Вместе с родителями (за столами) составьте свой автомобиль будущего и расскажите о нем (по плану).

Дети выполняют коллективную работу из заранее заготовленных бумажных деталей. Затем дети рассказывают о получившемся автомобиле по плану.

Слайд 27

Название. Материал. Цвет. Двигатель. Пассажирский или грузовой.

Дети дарят профессору Знайкиной свои поделки, педагоги и родители вручают детям значки юных эрудитов.

Воспитатель: Мы побывали в прошлом, много узнали. Я объявляю заседание клуба эрудитов закрытым.

Литература:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. –М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Ткаченко Т. “Логические упражнения для развития речи”. М., 2002 г.

В презентации к занятию использованы:

  • материалы сайтов
  • фрагменты:
    • мультфильма «Древний человек» студии САУНД БЕРГ
    • фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» реж. С. Говорухин.

Полная версия Презентации