ЗАДАЧИ УРОКА:
Дидактическая.
-Продолжение формирования знаний о тканях, их производстве и использовании.
-Обеспечение в ходе урока усвоения новых знаний: о волокнах льна и их свойствах, о свойствах и отличительных признаках льняных тканей, о принципах ухода за изделиями из них.
-Обеспечение закрепления ранее усвоенных понятий о классификации текстильных волокон, волокнах растительного происхождения (хлопок), о пряже, прядении, видах ткацких переплетений.
-Обеспечение усвоения знаний о традиционном национальном костюме, принципах его кроя, фасона и отличительных чертах (на примере русского национального костюма).
Развивающие.
-Развитие познавательного интереса, внимательности, наблюдательности.
-Развитие навыков по работе с портновским инструментом.
-Формирование навыков анализа и классификации на примере изучаемых свойств и явлений.
-Развитие навыков самостоятельного мышления.
-Развитие умений выделять главное, выявлять общее и отличительное, сравнивать.
Воспитательные.
-Воспитание сознательного отношения к труду.
-Формирование мировоззрения учащихся.
-Воспитание бережного отношения к народным традициям.
-Воспитание уважительного отношения к профессиям (ткачиха).
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Учебные.
1. Учебник Симоненко В.Д. “Технология”. 5 класс. 2. Набор необходимых инструментов и оборудования для выполнения практической работы и творческого задания (ножницы, нитки, иголки…)
Наглядные.
1. Образцы изделий из льняной ткани: скатерть, наволочка, платье. 2. Коллекция “ЛЕН”. 3. Таблица “Классификация волокон”. 4. Образцы куколок – кувадок, сделанные руками учащихся и учителя. 5. Сарафан и рубаха, изготовленные учителем в стиле русского народного костюма. 6. Коллективная художественная работа класса, выполненная на уроках ИЗО в качестве творческого проекта по теме: “Вот моя деревня, вот мой дом родной…” 7. Плакаты с изображением людей в народных костюмах.
Раздаточный материал.
1. Образцы льняных тканей. 2. Лупы. 3. Хлопчатобумажные и льняные лоскуты.СМИ: Евстафьев Н.Р. “Северный шелк” журнал “Крестьянка” 1995 г. Стр17.
Литература к уроку.
1. Котова И.Н. “ Русские обряды и традиции. Народная кукла”. 2. Ананьева Е. “Куклы мира” стр. 5-15.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (2-3 мин.)
Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку, объявление темы урока.
2. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (8 мин.)
РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА
По горизонтали: 1-признак, характеризующий долевую нить,4-долевая нить, 7-край ткани, 8-растение, из волокон которого получают ткань, 11-растение из стебля, которого получают волокно, 12-она бывает долевая и поперечная.
По вертикали: 2-нить, расположенная поперек ткани, 3-предприятие, вырабатывающее нити или ткани, 5-работница ткацкой фабрики, 6-сырье для получения пряжи, 9-скрученные волокна, 10-полотно, полученное путем переплетения нитей.
УСТНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Устный опрос по теме предыдущего урока.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ:
1. Дайте определение пряжи. 2. Какие ткацкие переплетения вы знаете? 3. Чем отличаются нити основы и утка? 4. Какие свойства хлопчатобумажных тканей вы определили опытным путем на предыдущем уроке? 5. Как по звуку можно определить нить основы в ткани?
3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ (8-10 мин.)
-Постановка задачи урока: Сегодня мы продолжаем знакомиться с натуральными волокнами растительного происхождения. Мы должны узнать как можно больше о льне и льняных тканях, об их использовании, нам предстоит лабораторно-практическим способом выявить свойства льняного волокна и выполнить творческое задание – изготовить настоящую куклу!
-Объяснение нового материала проходит в форме подробного рассказа с элементами беседы и с демонстрацией наглядных пособий. В ходе объяснения учитель проводит опыт по сжиганию кусочков льняного волокна.
Наша страна многонациональна, каждый живущий в ней народ бережно хранит и передает из поколения в поколение свои традиции, в том числе ив одежде. Я сегодня хочу вам рассказать о народном костюме одной из национальностей нашей страны русском народном костюме. Русский костюм - явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Верхняя одежда почти не различалась у мужчин и женщин. Костюм, и женский и мужской, был многослойным. Покрой, фасоны и типы одежды были одинаковыми для всех сословий, разница состояла только в богатстве и стоимости материала. Знать носила одежду из дорогих заморских тканей, а бедный люд - из домотканого холста. Поэтому, как мы уже говорили на уроках изобразительного искусства, значительное место в доме занимал ткацкий стан, кросно, на нем женщины ткали. Ширина сотканного на станке полотна составляла 40 см. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. При этом считалось, что отсутствие пояса - это признак чего-то недоброго, связанного с бесовщиной, пояс был своеобразным оберегом от нечистой силы. Отсюда произошло слово “распоясаться”, то есть вести себя неприлично. Единого национального женского костюма в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Особенностью женского костюма являлся простой силуэт, не подчеркивающий форму тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой, которая напоминала о цветущих лугах, синих реках, огненных закатах, рождала ощущение праздника в душе. Особое значение имела вышивка. Из уроков ИЗО вы знаете, что она имела несколько функций. Кто может рассказать, какую роль играла вышивка в одежде? (С одной стороны вышивка была украшением, с другой - защищала женщину, располагаясь в тех местах откуда, по поверьям, злые духи могли проникнуть к телу человека: ворот, низ рукавов, оплечье, грудь, подол). Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: 1. - рубаху с сарафаном, 2 - рубаху с поневой и передником. Рубах было две: рубаха жатвенная и рубаха “сенокосица”, в которой косили. Сенокосица надевалась без сарафана. Женская длинная рубаха - древнейший общеславянский вид одеяния. Чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к Земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, а сама получает взамен жизненные силы от Земли. Понева- полотнище, прообраз современной длиннополой юбки. Она надевалась особым способом: полотно оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс (нарисовать на доске), открывая подол рубахи, который закрывали передником. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Под сарафаном понималось сначала княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Сарафан, как и кафтан, и халат, имеет восточное происхождение. Только с 17 века сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Сарафан вытеснил, начиная с Севера России, поневу и стал одной из основных частей женской одежды. Его носили с передником, который играл двойную роль: защищал одежду от загрязнений и прикрывал ее неукрашенные части, а также оберегал живот (жизнь) женщины, вынашивающей дитя. Силуэт сарафана, который, как уже было сказано, шили из полотнища шириной в 40 сантиметров, в развернутом виде напоминал солнце.
Рубаха также шилась из такого полотна, верхняя часть и рукава собирались в сборку. В вышивке одежды можно видеть разные символы, какие из них вы знаете? (Солярные знаки, символы Земли-ромбы, прямоугольники, квадраты, волнистые линии - символы воды, древо жизни, полосы-линии жизни). Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой, пуговицами, иногда, по подолу - лентами разных цветов. Поверх сарафана надевали короткую епанечку, а в холода - душегрею. А теперь давайте посмотрим, какое же чудесное растение использовалось для изготовления всей этой одежды? Лен - это однолетнее травянистое растение (записываем в тетрадях число, тему урока и определение льна). Выращивали три вида льна: лен-кудряш, лен-долгунец и лен-межеумок. Для изготовления полотна использовали лен-долгунец. (Рисуем в тетради лен). Стебель достигал в длину одного метра, а диаметр его 3-5 мм. Под микроскопом льняное волокно представляет из себя стебель с гладкой поверхностью (см. учебник Симоненко стр. 5-6). Искусство возделывания льна зародилось почти 9 тысяч лет назад в горных областях Индии. Здесь впервые стали изготовлять льняные ткани. Лен был известен в Ассирии, Вавилоне. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принес в дар Афине Родосской ткань, которая ценилась в прямом смысле на вес золота: на одной чаше весов - ткань, а на другой - золотые монеты или слитки. Отношение ко льну было особое. Исстари он считался символом чистоты, света, верности. Как же былинка с голубыми цветами попала на Русскую землю? Арабский ученый Ибн-Фалдан, путешествовавший в начале 10 века по территории нынешнего Поволжья, отмечал красоту белой одежды славян, сшитой из вытканного ими полотна местного происхождения. Наряду смехами, медом, воском и салом, изделия из льна продавали на торгу, сбывали за границу. Постепенно лен становится ценнейшей экспортной культурой, а Россия - монополистом в мировой торговле льном. Мы ценим льняные ткани за красивый, шелковистый блеск, добротность, способность хорошо переносить стирку и глажку, сохраняя при этом мягкость и эластичность. Научными исследованиями доказано, что в одежде из льна при высокой температуре потеют в два раза меньше, чем в одежде из хлопчатобумажных тканей. Лен “отводит жару”- влага испаряется с такой же скоростью, как с поверхности водоема, - вот почему льняная одежда всегда свежа и прохладна. Есть у льна еще одно чудесное свойство. Мумии египетских фараонов, найденные в гробнице в саркофагах, как известно, были забинтованы в тончайшие льняные ткани высокого качества удивительной прочности и уцелели до наших дней. Дело в том, что в составе льняного волокна есть элементы кремнезема, предохраняющие от процессов гниения. Свидетельство тому – не только египетские мумии. Но и древнейшие рукописи, книги, написанные на бумаге, полученной из льняного сырья. Знаменитая “Льняная книга”, крупнейший памятник этрусков, написана на льняной ткани еще в 7 веке до н.э. В народе говорят: “Каково волокно, таково и полотно”. Из льняных волокон изготовляют и грубые ткани технического назначения - мешковину, брезент - и тончайший батист, удивительные, почти невесомые кружева- блонды. Льняное волокно используется в резиновой, обувной и других областях промышленности. Льняная пакля используется в строительстве для конопачения. Костра 9 измельченные стебли льна) - для производства бумаги, термо- и теплоизоляционных плит. Ценнейшее льняное масло относится к категории высыхающих масел- тех, что твердеют на воздухе, а потому необходимы для изготовления олифы, лаков и красок. А когда из льняного семени отожмут масло, остается жмых, ценный высококачественный корм для скота. Вот какое удивительное растение лен - “северный шелк”, который нас одевает, кормит, лечит!
Переходим к лабораторно-практической работе. В этом задании необходимо провести опыты по изучению свойств льна и результаты занести в таблицу, которую начали писать на предыдущем уроке “свойства волокон натурального происхождения. Хлопок”.
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ПТБ ПРОВОДИТСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
При работе с тканью учащиеся обязаны: 1. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены. 2. Содержать в чистоте рабочее место. 3. Перед началом работы привести в порядок рабочее место, убрать все лишнее. 4. Во время работы аккуратно обращаться с инструментами: ножницами, лупами. 5. Ножницы хранить в отведенном месте, сомкнутыми концами от себя. 6. Нитки нельзя откусывать зубами, только отрезать ножницами. 7. После окончания работы привести в порядок рабочее место.
4. ПРОДОЛЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (50 мин.)
- Закрепление нового материала.
Закрепление нового материала проходит в форме лабораторно-практической работы, в течение которой каждым учащимся проводятся опыты на лоскутах тканей: 1. По исследованию физико-механических свойств ткани (ткань проверяется на сминаемость и прочность). 2. По исследованию гигиенических свойств ткани (как быстро впитывает влагу и как быстро высыхает). 3. По исследованию технологических свойств (осыпаемость и характер обрыва нити). 4. По исследованию эксплуатационных свойств (блеск, мягкость, гладкость). Полученные сведения заносятся в таблицу. Если в процессе выполнения возникают проблемы, учитель задает наводящие вопросы и подводит, таким образом, учеников к правильному решению).
признак | хлопчато-бумажная | льняная |
блеск | матовый | резкий |
гладкость | шероховатая | гладкая |
мягкость | мягкая | жесткая |
сминаемость | малая | значительная |
извитость нитей | мало извитые | прямые |
вид обрыва нитей | ватка | кисточка из прямых волоконец |
как впитывает влагу | быстро впитывает | быстро впитывает |
- Творческое задание.
После проведенного исследования, учитель рассказывает о том, что раньше использовали наши предки не только самотканые холсты в хозяйстве, но и оставшиеся кусочки тканей. Никогда хозяйки не выбрасывали лоскутки, каждой мелочи находилось в доме место, ведь ткачество в домашних условиях - это тяжелый труд. Так, неотъемлемой частью любого хозяйства, были тряпичные куклы. В них уживались сакральная и игровая направленность. Куклы в древности служили обрядовыми символами и участвовали в магических заклинаниях, они защищали человека от злых сил, принимали на себя болезни и несчастья, помогали хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы передавались из поколения в поколение и бережно хранились в семье вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Сегодня мало кому известен обряд “кувады”. Но в середине 19 века он, как полуистершийся след дремучей старины, еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитную роженицу и младенца. Обычно рожала роженица в бане, чтобы не привадить нечистую силу в избу. Мужчине, отцу ребенка отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются “кувада”. Чтобы обманутые и разозленные духи не навредили роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утеряны и забыты, но куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов… Давайте и мы для своей деревни сделаем куклы-обереги.
Для изготовления куклы Кувадки используются лоскуты разноцветной ткани и нити. Вначале учитель показывает, в какой последовательности выполняется работа. Дети работают по образцу вместе с учителем. После изготовления учащимися основных элементов, им предлагается самостоятельно доработать образ куклы: повязать платочек, раскрасить лицо, надеть передник и т.д.
5. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (10 МИН.)
- Проверка тетрадей. (Проверяем таблицу: правильность заполнения, аккуратность и чистоту выполнения работы).
- Проверка выполнения творческого задания.
Проверка этого задания проводится в форме выставки и обсуждения работ. Учащиеся сами говорят, какая кукла им понравилась больше всего и почему.
-Подведение итогов (выявление и анализ типичных ошибок, комментарии к лучшим работам).
-Выставление оценок в журнал и дневники.
6. ИТОГИ (2-3 МИН.)
- Анализ выполнения поставленных задач.
В целом задачи урока были выполнены.
- Плюсы и минусы.
Положительным моментом считаю, что урок прошел на высоком уровне активности и с заданиями справились все. Особенно понравился учащимся творческий момент и возможность высказать свое мнение в процессе обсуждения кукол. С удовольствием отгадывали кроссворд. Практическое изучение свойств ткани позволит надолго запомнить материал.
- Следующая тема: “Конструирование и моделирование фартука”.
Принести тетрадь и чертежные принадлежности.
- Уборка кабинета.