Урок технологии по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Лен"

Разделы: Технология


ЗАДАЧИ УРОКА:

Дидактическая.

-Продолжение формирования знаний о тканях, их производстве и использовании.

-Обеспечение в ходе урока усвоения новых знаний: о волокнах льна и их свойствах, о свойствах и отличительных признаках льняных тканей, о принципах ухода за изделиями из них.

-Обеспечение закрепления ранее усвоенных понятий о классификации текстильных волокон, волокнах растительного происхождения (хлопок), о пряже, прядении, видах ткацких переплетений.

-Обеспечение усвоения знаний о традиционном национальном костюме, принципах его кроя, фасона и отличительных чертах (на примере русского национального костюма).

Развивающие.

-Развитие познавательного интереса, внимательности, наблюдательности.

-Развитие навыков по работе с портновским инструментом.

-Формирование навыков анализа и классификации на примере изучаемых свойств и явлений.

-Развитие навыков самостоятельного мышления.

-Развитие умений выделять главное, выявлять общее и отличительное, сравнивать.

Воспитательные.

-Воспитание сознательного отношения к труду.

-Формирование мировоззрения учащихся.

-Воспитание бережного отношения к народным традициям.

-Воспитание уважительного отношения к профессиям (ткачиха).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Учебные.

1. Учебник Симоненко В.Д. “Технология”. 5 класс. 2. Набор необходимых инструментов и оборудования для выполнения практической работы и творческого задания (ножницы, нитки, иголки…)

Наглядные.

1. Образцы изделий из льняной ткани: скатерть, наволочка, платье. 2. Коллекция “ЛЕН”. 3. Таблица “Классификация волокон”. 4. Образцы куколок – кувадок, сделанные руками учащихся и учителя. 5. Сарафан и рубаха, изготовленные учителем в стиле русского народного костюма. 6. Коллективная художественная работа класса, выполненная на уроках ИЗО в качестве творческого проекта по теме: “Вот моя деревня, вот мой дом родной…” 7. Плакаты с изображением людей в народных костюмах.

Раздаточный материал.

1. Образцы льняных тканей. 2. Лупы. 3. Хлопчатобумажные и льняные лоскуты.СМИ: Евстафьев Н.Р. “Северный шелк” журнал “Крестьянка” 1995 г. Стр17.

Литература к уроку.

1. Котова И.Н. “ Русские обряды и традиции. Народная кукла”. 2. Ананьева Е. “Куклы мира” стр. 5-15.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (2-3 мин.)

Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку, объявление темы урока.

2. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (8 мин.)

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА

По горизонтали: 1-признак, характеризующий долевую нить,4-долевая нить, 7-край ткани, 8-растение, из волокон которого получают ткань, 11-растение из стебля, которого получают волокно, 12-она бывает долевая и поперечная.

По вертикали: 2-нить, расположенная поперек ткани, 3-предприятие, вырабатывающее нити или ткани, 5-работница ткацкой фабрики, 6-сырье для получения пряжи, 9-скрученные волокна, 10-полотно, полученное путем переплетения нитей.

УСТНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Устный опрос по теме предыдущего урока.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ:

1. Дайте определение пряжи. 2. Какие ткацкие переплетения вы знаете? 3. Чем отличаются нити основы и утка? 4. Какие свойства хлопчатобумажных тканей вы определили опытным путем на предыдущем уроке? 5. Как по звуку можно определить нить основы в ткани?

3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ (8-10 мин.)

-Постановка задачи урока: Сегодня мы продолжаем знакомиться с натуральными волокнами растительного происхождения. Мы должны узнать как можно больше о льне и льняных тканях, об их использовании, нам предстоит лабораторно-практическим способом выявить свойства льняного волокна и выполнить творческое задание – изготовить настоящую куклу!

-Объяснение нового материала проходит в форме подробного рассказа с элементами беседы и с демонстрацией наглядных пособий. В ходе объяснения учитель проводит опыт по сжиганию кусочков льняного волокна.

Наша страна многонациональна, каждый живущий в ней народ бережно хранит и передает из поколения в поколение свои традиции, в том числе ив одежде. Я сегодня хочу вам рассказать о народном костюме одной из национальностей нашей страны русском народном костюме. Русский костюм - явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Верхняя одежда почти не различалась у мужчин и женщин. Костюм, и женский и мужской, был многослойным. Покрой, фасоны и типы одежды были одинаковыми для всех сословий, разница состояла только в богатстве и стоимости материала. Знать носила одежду из дорогих заморских тканей, а бедный люд - из домотканого холста. Поэтому, как мы уже говорили на уроках изобразительного искусства, значительное место в доме занимал ткацкий стан, кросно, на нем женщины ткали. Ширина сотканного на станке полотна составляла 40 см. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. При этом считалось, что отсутствие пояса - это признак чего-то недоброго, связанного с бесовщиной, пояс был своеобразным оберегом от нечистой силы. Отсюда произошло слово “распоясаться”, то есть вести себя неприлично. Единого национального женского костюма в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Особенностью женского костюма являлся простой силуэт, не подчеркивающий форму тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой, которая напоминала о цветущих лугах, синих реках, огненных закатах, рождала ощущение праздника в душе. Особое значение имела вышивка. Из уроков ИЗО вы знаете, что она имела несколько функций. Кто может рассказать, какую роль играла вышивка в одежде? (С одной стороны вышивка была украшением, с другой - защищала женщину, располагаясь в тех местах откуда, по поверьям, злые духи могли проникнуть к телу человека: ворот, низ рукавов, оплечье, грудь, подол). Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: 1. - рубаху с сарафаном, 2 - рубаху с поневой и передником. Рубах было две: рубаха жатвенная и рубаха “сенокосица”, в которой косили. Сенокосица надевалась без сарафана. Женская длинная рубаха - древнейший общеславянский вид одеяния. Чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к Земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, а сама получает взамен жизненные силы от Земли. Понева- полотнище, прообраз современной длиннополой юбки. Она надевалась особым способом: полотно оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс (нарисовать на доске), открывая подол рубахи, который закрывали передником. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Под сарафаном понималось сначала княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Сарафан, как и кафтан, и халат, имеет восточное происхождение. Только с 17 века сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Сарафан вытеснил, начиная с Севера России, поневу и стал одной из основных частей женской одежды. Его носили с передником, который играл двойную роль: защищал одежду от загрязнений и прикрывал ее неукрашенные части, а также оберегал живот (жизнь) женщины, вынашивающей дитя. Силуэт сарафана, который, как уже было сказано, шили из полотнища шириной в 40 сантиметров, в развернутом виде напоминал солнце.

Рубаха также шилась из такого полотна, верхняя часть и рукава собирались в сборку. В вышивке одежды можно видеть разные символы, какие из них вы знаете? (Солярные знаки, символы Земли-ромбы, прямоугольники, квадраты, волнистые линии - символы воды, древо жизни, полосы-линии жизни). Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой, пуговицами, иногда, по подолу - лентами разных цветов. Поверх сарафана надевали короткую епанечку, а в холода - душегрею. А теперь давайте посмотрим, какое же чудесное растение использовалось для изготовления всей этой одежды? Лен - это однолетнее травянистое растение (записываем в тетрадях число, тему урока и определение льна). Выращивали три вида льна: лен-кудряш, лен-долгунец и лен-межеумок. Для изготовления полотна использовали лен-долгунец. (Рисуем в тетради лен). Стебель достигал в длину одного метра, а диаметр его 3-5 мм. Под микроскопом льняное волокно представляет из себя стебель с гладкой поверхностью (см. учебник Симоненко стр. 5-6). Искусство возделывания льна зародилось почти 9 тысяч лет назад в горных областях Индии. Здесь впервые стали изготовлять льняные ткани. Лен был известен в Ассирии, Вавилоне. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принес в дар Афине Родосской ткань, которая ценилась в прямом смысле на вес золота: на одной чаше весов - ткань, а на другой - золотые монеты или слитки. Отношение ко льну было особое. Исстари он считался символом чистоты, света, верности. Как же былинка с голубыми цветами попала на Русскую землю? Арабский ученый Ибн-Фалдан, путешествовавший в начале 10 века по территории нынешнего Поволжья, отмечал красоту белой одежды славян, сшитой из вытканного ими полотна местного происхождения. Наряду смехами, медом, воском и салом, изделия из льна продавали на торгу, сбывали за границу. Постепенно лен становится ценнейшей экспортной культурой, а Россия - монополистом в мировой торговле льном. Мы ценим льняные ткани за красивый, шелковистый блеск, добротность, способность хорошо переносить стирку и глажку, сохраняя при этом мягкость и эластичность. Научными исследованиями доказано, что в одежде из льна при высокой температуре потеют в два раза меньше, чем в одежде из хлопчатобумажных тканей. Лен “отводит жару”- влага испаряется с такой же скоростью, как с поверхности водоема, - вот почему льняная одежда всегда свежа и прохладна. Есть у льна еще одно чудесное свойство. Мумии египетских фараонов, найденные в гробнице в саркофагах, как известно, были забинтованы в тончайшие льняные ткани высокого качества удивительной прочности и уцелели до наших дней. Дело в том, что в составе льняного волокна есть элементы кремнезема, предохраняющие от процессов гниения. Свидетельство тому – не только египетские мумии. Но и древнейшие рукописи, книги, написанные на бумаге, полученной из льняного сырья. Знаменитая “Льняная книга”, крупнейший памятник этрусков, написана на льняной ткани еще в 7 веке до н.э. В народе говорят: “Каково волокно, таково и полотно”. Из льняных волокон изготовляют и грубые ткани технического назначения - мешковину, брезент - и тончайший батист, удивительные, почти невесомые кружева- блонды. Льняное волокно используется в резиновой, обувной и других областях промышленности. Льняная пакля используется в строительстве для конопачения. Костра 9 измельченные стебли льна) - для производства бумаги, термо- и теплоизоляционных плит. Ценнейшее льняное масло относится к категории высыхающих масел- тех, что твердеют на воздухе, а потому необходимы для изготовления олифы, лаков и красок. А когда из льняного семени отожмут масло, остается жмых, ценный высококачественный корм для скота. Вот какое удивительное растение лен - “северный шелк”, который нас одевает, кормит, лечит!

Переходим к лабораторно-практической работе. В этом задании необходимо провести опыты по изучению свойств льна и результаты занести в таблицу, которую начали писать на предыдущем уроке “свойства волокон натурального происхождения. Хлопок”.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ПТБ ПРОВОДИТСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

При работе с тканью учащиеся обязаны: 1. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены. 2. Содержать в чистоте рабочее место. 3. Перед началом работы привести в порядок рабочее место, убрать все лишнее. 4. Во время работы аккуратно обращаться с инструментами: ножницами, лупами. 5. Ножницы хранить в отведенном месте, сомкнутыми концами от себя. 6. Нитки нельзя откусывать зубами, только отрезать ножницами. 7. После окончания работы привести в порядок рабочее место.

4. ПРОДОЛЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (50 мин.)

- Закрепление нового материала.

Закрепление нового материала проходит в форме лабораторно-практической работы, в течение которой каждым учащимся проводятся опыты на лоскутах тканей: 1. По исследованию физико-механических свойств ткани (ткань проверяется на сминаемость и прочность). 2. По исследованию гигиенических свойств ткани (как быстро впитывает влагу и как быстро высыхает). 3. По исследованию технологических свойств (осыпаемость и характер обрыва нити). 4. По исследованию эксплуатационных свойств (блеск, мягкость, гладкость). Полученные сведения заносятся в таблицу. Если в процессе выполнения возникают проблемы, учитель задает наводящие вопросы и подводит, таким образом, учеников к правильному решению).

признак хлопчато-бумажная льняная
блеск матовый резкий
гладкость шероховатая гладкая
мягкость мягкая жесткая
сминаемость малая значительная
извитость нитей мало извитые прямые
вид обрыва нитей ватка кисточка из прямых волоконец
как впитывает влагу быстро впитывает быстро впитывает

- Творческое задание.

После проведенного исследования, учитель рассказывает о том, что раньше использовали наши предки не только самотканые холсты в хозяйстве, но и оставшиеся кусочки тканей. Никогда хозяйки не выбрасывали лоскутки, каждой мелочи находилось в доме место, ведь ткачество в домашних условиях - это тяжелый труд. Так, неотъемлемой частью любого хозяйства, были тряпичные куклы. В них уживались сакральная и игровая направленность. Куклы в древности служили обрядовыми символами и участвовали в магических заклинаниях, они защищали человека от злых сил, принимали на себя болезни и несчастья, помогали хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы передавались из поколения в поколение и бережно хранились в семье вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Сегодня мало кому известен обряд “кувады”. Но в середине 19 века он, как полуистершийся след дремучей старины, еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитную роженицу и младенца. Обычно рожала роженица в бане, чтобы не привадить нечистую силу в избу. Мужчине, отцу ребенка отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются “кувада”. Чтобы обманутые и разозленные духи не навредили роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утеряны и забыты, но куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов… Давайте и мы для своей деревни сделаем куклы-обереги.

Для изготовления куклы Кувадки используются лоскуты разноцветной ткани и нити. Вначале учитель показывает, в какой последовательности выполняется работа. Дети работают по образцу вместе с учителем. После изготовления учащимися основных элементов, им предлагается самостоятельно доработать образ куклы: повязать платочек, раскрасить лицо, надеть передник и т.д.

5. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (10 МИН.)

- Проверка тетрадей. (Проверяем таблицу: правильность заполнения, аккуратность и чистоту выполнения работы).

- Проверка выполнения творческого задания.

Проверка этого задания проводится в форме выставки и обсуждения работ. Учащиеся сами говорят, какая кукла им понравилась больше всего и почему.

-Подведение итогов (выявление и анализ типичных ошибок, комментарии к лучшим работам).

-Выставление оценок в журнал и дневники.

6. ИТОГИ (2-3 МИН.)

- Анализ выполнения поставленных задач.

В целом задачи урока были выполнены.

- Плюсы и минусы.

Положительным моментом считаю, что урок прошел на высоком уровне активности и с заданиями справились все. Особенно понравился учащимся творческий момент и возможность высказать свое мнение в процессе обсуждения кукол. С удовольствием отгадывали кроссворд. Практическое изучение свойств ткани позволит надолго запомнить материал.

- Следующая тема: “Конструирование и моделирование фартука”.

Принести тетрадь и чертежные принадлежности.

- Уборка кабинета.

Приложение 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8