От завтрака до ужина

Разделы: Технология


Цели: (слайд 2)

  • сформировать у учащихся представление о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
  • развивать и повышать познавательную деятельность учащихся к правильному питанию;
  • воспитывать умение работать в коллективе, уважение друг к другу, доброжелательность.

Материально-техническое обеспечение: ПК, медиапроектор, экран, презентация учебного элемента, раздаточный материал.

Ход и содержание урока

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является актуальной задачей. Кейс – это описание конкретной ситуации, возникшей в жизни и требующей анализа и принятия решения. Его суть состоит в том, что учащемся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

В жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питание. Питание - это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. От правильного и разнообразного питания зависят нормальное функционирование внутренних органов человека, хорошее состояние кожи, волос, ногтей. При однообразном питании организм не получает нужных ему веществ и здоровье человека начинает ухудшаться: частые простуды, малокровие, утомляемость и др. С пищей организм получает все необходимые питательные вещества для жизнедеятельности.

К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода.

Углеводы (слайд 3) – за счёт углеводов восстанавливаются основные энергозатраты организма. При недостатке углеводов возникает слабость, сонливость, головокружение, чувство голода. Избыточное употребление углеводов ведёт к ожирению.

Крупы являются важным источником углеводов. Содержатся они также в кондитерских изделиях, мёде, шоколаде. Значительное содержание углеводов в растительной пище – в овощах и фруктах.

Растущему организму углеводов требуется в 5 раз больше, чем жиров и белков. Связано это с тем, что у детей обменные процессы идут интенсивнее, причём, главным образом – за счёт мозга, который питается исключительно углеводами.

Белки (слайд 4) - основной строительный материал клеток и тканей организма. Белки участвуют в сопротивлении организма инфекциям.

Если человек получает с пищей недостаточное количество белков, особенно животного происхождения, то у него отмечается быстрая утомляемость, может возникать нарушение функций головного мозга, замедляется рост и увеличение мышечной массы. Вот почему ни в коем случае нельзя ограничивать в употреблении животной пищи – как минимум, молока и яиц, а также рыбы.

Белки бывают животного происхождения, содержащиеся в мясе и рыбе, в белках яиц и молочных продуктах, и растительного – присутствующие в бобовых, грибах и орехах.

Жиры (слайд 5) – это резервы энергии нашего организма. Они необходимы в особенности нервной системе, а также для усвоения некоторых витаминов.

Жиры бывают растительные и животные. Растительных жиров много в подсолнечном, кукурузном, оливковом, соевом масле. Они помогают регулировать обмен веществ, улучшают состояние кожи, сосудов. Животные жиры содержатся в сливочном масле и сале. Если человек получает с пищей слишком много жиров и их энергия полностью не тратится, они скапливаются в организме и откладываются, образуя толстый слой подкожного жира.

Витамины (слайд 6) – жизненно необходимые вещества, которые не образуются в организме человека, не являются источником энергии, но необходимы для сохранения здоровья и даже жизни.

Открыто и изучено достаточно много витаминов: это витамины для здоровья костей, для укрепления мышц, для работы сердечно-сосудистой системы, для хорошего зрения, для повышения сопротивляемости организма инфекциям и другие.

Лучше употреблять в пищу натуральные витамины, содержащиеся в продуктах.

Минеральные вещества (слайд 7, 8) – важнейшие компоненты рациона питания человека, которые обеспечивают нормальную работу нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Они также влияют на защитные силы организма, повышают иммунитет.

Минеральные вещества присутствуют во всех продуктах питания.

Вода (слайд 9) – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет до 70% массы человека и обеспечивает протекание важнейших процессов жизнедеятельности. Без пищи человек может прожить несколько недель, но без воды погибает через несколько суток. Человек потребляет воду ежедневно не только за счёт свободной жидкости, но и за счёт воды, содержащейся в твёрдых продуктах питания.

Итак, для того, чтобы организм получал в необходимом количестве все перечисленные питательные вещества, питание должно быть разнообразным.

Кейс–задание №1

1. Один из французских королей очень любил блюда из яиц и питался преимущественно только ими. Однако это привело к тому, что король к 30 годам тяжело заболел и вскоре умер.

Вопрос: почему?

Ответ: Хотя белки и являются основой жизни, но их недостаточно для нормального функционирования всех органов и систем человека.

Важны также и другие питательные вещества. Его организм не смог сопротивляться болезни, поэтому он умер.

2. Русские цари всегда славились размахом пиршеств. Так, в царствование Екатерины II ежедневный обед состоял из 80 блюд. Не отставали от них и подданные. Так, два брата-дворянина Бобова прославились своим обжорством. На обед братьям жарили три гуся, два поросёнка, подавали десяток тарелок борща, гречневую кашу. После такого обеда один брат начинал тяжело вздыхать, а другой его утешал – “Не вздыхай, мы ещё ужинать будем”.

Вопрос: чем опасно чрезмерное употребление такого количества пищи?

Ответ: Переедание опасно для организма человека. Избыток пищи, в основном это жиры, скапливается в организме. Это приводит к увеличению веса, ожирению, и ко многим серьёзным заболеваниям, таким как сахарный диабет, воспалению почек и печени, сердечно-сосудистым заболеваниям.

Мы назвали только одну составляющую правильного питания – это разнообразный рацион, залог того, что организм получает все необходимые вещества. Но рациональное питание это ещё и режим питания.

Режим питания – это приём пищи в определённое время. Благодаря этому пища лучше усваивается.

Сможете ли вы правильно показать время завтрака, обеда и ужина.

Кейс–задание №2

На циферблате часов правильно указать время завтрака, обеда, полдника и ужина (слайд 10). После сравнить с данными на экране (слайд 11).

1.

2. Тест.

1

Сколько раз в день школьник должен принимать пищу? А)

Б)

В)

2 раза

4-5 раз

7 раз

2

Перерывы между едой должны быть: А)

Б)

В)

1 часа

3-4 часов

6 часов

3

Нужно питаться в одно и то же время, потому что: А)

Б)

В)

желудок начинает вырабатывать желудочный сок;

так хочет мама;

организму нужна пища.

4

Кто не умерен в еде - А)

Б)

В)

друг себе;

так себе;

враг себе.

Ответ: 1 - б; 2 – б; 3 – а; 4 – в.

3. Каждая пословица написана на 2-х карточках, надо найти правильное продолжение.

Ответ:

Кто не умерен в еде – враг себе. Когда я ем – я глух и нем.

Всякому нужен – и обед и ужин. Снег на полях – хлеб в закромах.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

ВСЯКОМУ НУЖЕН ЗАВТРАК, ОБЕД И УЖИН

ВРЕМЯ ЗАВТРАКАТЬ (cлайд 12)

Ночной перерыв в приёме пищи – самый длительный. На многих языках слово “завтрак” дословно переводится как “прекращение поста”. В течение сна организм поддерживается запасами жира и гликогена в печени, которые, если их не пополнять, быстро исчерпываются. Поэтому, как только организм возобновляет свою активность утром, ему сразу требуется большое количество энергии.

По энергетической ценности завтрак составляет четвёртую часть ежедневного рациона питания человека. Именно в утренние часы школьники активно расходуют энергию, потому что на это время приходятся часы учёбы. Поэтому завтрак обеспечивает организм пищевыми веществами и калориями, позволяющими покрывать предстоящие энергозатраты.

Завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого школьника. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам значительно снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний. “Завтракающие” дети более устойчивы к стрессам, умственным нагрузкам. А ещё завтрак способствует сохранению нормального веса. Доказано, что около 44% тучных мальчиков и 20% девочек не завтракают.

Наиболее подходящим блюдом для завтрака является каша. Можно предложить и творожное блюдо, и блюдо из яиц. В качестве питья лучше всего предложить какао – наиболее питательный напиток.

Кейс-задание № 3

1. Одна из проблем, с которой сталкиваются родители – отсутствие у ребёнка по утрам аппетита.

Вопрос: что можно сделать для пробуждения аппетита у ребёнка?

Ответ:

- сажать ребёнка за стол не сразу после пробуждения, а через 15-20 минут (в это время можно сделать зарядку)

- выпить несладкий фруктовый сок;

- принять участие в приготовлении завтрака.

2. Наиболее подходящим блюдом для завтрака является каша. Каши содержат необходимое количество питательных веществ. К тому же они легко усваиваются, что немаловажно утром (ведь ваш организм “просыпается”). Только каша не всегда бывает вкусной.

Вопрос: Вы знаете, как любую кашу можно сделать вкусной?

Ответ: Для того чтобы улучшить вкус каши в неё добавляют по выбору свежие фрукты, сухофрукты, варенье, изюм. Кто не любит сладкие каши можно положить орешки, семечки. При помощи фруктовых и овощных соков можно изменить цвет каши, сделать её вид более привлекательным.

3. Перед вами зерновые культуры. Если вы научились различать их по внешнему виду, то вам нетрудно будет определить, из каких растений получились манная, пшенная, гречневая, перловая, овсяная каши.

Вопрос:

из зёрен каких растений получается манная каша?

из зёрен каких растений получается пшенная каша?

из зёрен каких растений получается гречневая каша?

из зёрен каких растений получается перловая каша?

из зёрен каких растений получается овсяная каша?

Ответ:

Манная каша – из пшеничных зерен.

Гречневая каша – из зерен гречихи.

Овсяная каша – из зерен овса.

Пшенная каша – из зерен проса.

Перловая каша – из зерен ячменя.

ПЛОХ ОБЕД, ЕСЛИ ХЛЕБА НЕТ (слайд 13)

Время обеда. На ваших циферблатах 14 ч. На долю обеда приходится 50% калорий необходимых человеку ежедневно, В его состав входят максимальное количество суточной норы мяса, рыбы или птицы, а также значительная часть овощей.

Обед должен состоять из 4-х блюд: закуски, первого блюда, второго блюда и третьего. Каждая составляющая обеда выполняет свою функцию. Закуска вызывает сокогонный эффект, подготавливает к процессу пищеварения. Первое и второе блюда обеспечивают организм необходимым количеством питательных веществ. Третье блюдо поддерживает водный баланс организма, а также содержит витамины.

Чтобы пища хорошо усваивалась необходимо обедать всегда в одно и то же время. Благодаря этому организм заранее готовится к приёму пищи, у вас возникает аппетит. Регулярный приём пищи – лучшая профилактика гастрита.

Нельзя исключать из обеда хлеб. Этот продукт содержит большое количество необходимых человеку питательных веществ. Он богат растительными белками, является источником витаминов группы В и минеральных веществ. Самым полезным является тёмный хлеб.

Кейс-задание № 4

Здравствуйте, ребята!

Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах “звёздочки”, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, зефир, пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.

Ваш одноклассник Никита.

Вопрос: объясните, прав ли Никита, составляя меню? Каким должен быть обед?

Ребята составляют меню обеда, включающее все питательные вещества.

Ответ: В качестве закуски можно приготовить салат из свежих овощей, обязательно заправленный маслом, сметаной или майонезом, поскольку без жиров витамины плохо усваиваются.

В качестве первого блюда можно предложить различные супы, борщ, щи или рассольник.

Традиционно второе блюдо – мясное. Мясо необходимо для растущего организма - это основной источник белка и рекордсмен по содержанию железа, входящего в состав крови. К нему добавляется овощной гарнир.

В качестве третьего блюда используются свежие овощи, фрукты, соки, компоты.

1. Во время обеда человек съедает больше всего пищи.

Вопрос: чем можно заняться после обеда?

Выбери правильный ответ: - попрыгать, почитать книгу, порисовать, потанцевать, побегать, поиграть с конструктором.

Ответ: почитать книгу, порисовать, поиграть с конструктором.

2. Вы купили жевательную резинку. И начинается смакование резинового комочка.

Вопрос: знаете ли вы, когда можно использовать жевательную резинку, не нанося вред организму и зубной эмали?

Ответ: Время для жевательной резинки – 7-10 минут после еды, для того, чтобы зубы очистились от остатков пищи и микроорганизмов. Дальнейшее смакование жевательной резинки бесполезно и вредно – на ней скапливается огромное количество микробов. Жевание “на пустой желудок” способствует активному выделению желудочного сока. Не находя пищи ферменты агрессивно воздействуют на слизистую оболочку желудка. Результатом жевания могут стать такие заболевания как гастрит и язвенная болезнь.

ПОЛДНИК. ВРЕМЯ ЕСТЬ БУЛОЧКИ (слайд 14)

Очень часто полдник у детей вообще отсутствует, в то время как именно полдник – самое подходящее время для булочек и сладостей. Поэтому лучше не есть сладости сразу после еды или в перерывах между приёмами пищи на ходу. В полдник желательно использовать свежие фрукты или ягоды. Он может включать молоко или кисломолочные продукты. Молоко – незаменимый продукт детского питания, в состав которого входят более 100 различных веществ, необходимых растущему организму.

Кейс-задание № 5

Молоко очень полезно. Из него может быть приготовлено множество других вкусных и питательных молочных продуктов.

Вопрос: какие молочные продукты вы знаете?

Учащиеся вспоминают названия молочных продуктов.

Примерные ответы: сметана, кефир, ряженка, йогурт, творог, снежок, мороженое, сыры, сливочное масло …

ПОРА УЖИНАТЬ (слайд 15)

На ужин приходится 20-25% ежедневного количества питательных веществ, необходимых человеку. На ужин следует использовать примерно такие же блюда, как и на завтрак, исключая только мясные и рыбные блюда. Поскольку богатая белком пища медленно переваривается и действует на нервную систему. Белки сыра, яйца легко перевариваются и не оказывают нагрузку на пищеварительный тракт.

В качестве напитка лучше использовать кефир или молоко.

Очень важно соблюдение времени ужина. Оптимальное время – 19 ч., не позднее 2,5 ч. до сна. Если вы ужинаете позже, нарушается ночной сон, и организм не имеет возможности полноценно отдохнуть.

Кейс-задание № 6

1. Не грызите лист капустный, он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.

Вопрос: это правильный совет? Объясните почему.

Ответ: Капуста – источник аскорбиновой кислоты, витаминов и минеральных веществ. Поэтому она очень полезна. Вафли, мармелад содержат сахар, который плохо влияет на зубную эмаль.

2. Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку сладкую в кровать.

Вопрос: это правильный совет? Объясните почему.

Ответ: Если у вас возникает аппетит в позднее время, в этом случае можно съесть яблоко или выпить стакан кефира. А сладкая булочка долго переваривается и организм не сможет полноценно отдохнуть.

Итог занятия (слайд 16). Какое значение для вас имеет правильное питание? Чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы, заботиться о нём нужно начинать с раннего детства. Поэтому, каждому нужен завтрак, обед и ужин.

Литература (слайд 17)

1. Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. Технология 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана–Граф, 2007. –240 с.

2. Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. Технология 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана–Граф, 2007. -224 с.

3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. – 80 с.

4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании/ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. – 70 с.

5. Кулинарный практикум № 11, 2009 г.

6. Каунов А.М. Учебные кейсы в технологическом и профессиональном образовании. – Волгоград.: Изд-во ВГИПК РО, 2007 г.