Цель урока: обобщить и систематизировать знания об углеводородах.
Задачи урока: осуществить контроль и коррекцию знаний по теме: “Углеводороды”, закрепить умения составлять структурные формулы углеводородов, их изомеров, называть их по международной номенклатуре, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства, различать понятия “изомер” и “гомолог”, записывать уравнения реакций по генетическим цепочкам, работать самостоятельно и в группах.
Класс делится на четыре команды (по 4–6 человек, в зависимости от количества учащихся в классе).
1-й конкурс.
Разминка (графический диктант).
Задания 1-го конкурса выполняются индивидуально, по вариантам. На столах лежат заранее приготовленные листочки с начерченной прямой, разделенной на 28 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта.
На листочках написано название вещества и номер варианта. Для удобства проверки каждому веществу присваивается свой цвет. Учащимся необходимо отметить знаком “˄” на отрезке номер положения, которое считается правильным.
I вариант все положения диктанта рассматривает применительно к этену (С2Н4).
II вариант все положения диктанта рассматривает применительно к этану (С2Н6).
III вариант все положения диктанта рассматривает применительно к этину (С2Н2).
Графический диктант.
- Состав отвечает формуле СnH2n+2.
- В молекуле присутствуют кратные связи.
- Вещество газообразное.
- Характерна реакция замещения.
- Применяется для получения полимеров.
- Состав соответствует формуле CnH2n-6.
- В молекуле только σ-связи.
- Бесцветная жидкость.
- Вступает в реакции присоединения.
- Применяется для сварки и резки металлов.
- Применяется как топливо.
- Подвергается термическому разложению.
- Твердое вещество, без запаха.
- Форма молекулы пространственная.
- Состав отвечает формуле CnH2n.
- Применяется для получения удобрений.
- Хорошо растворяется в воде.
- Обесцвечивает бромную воду.
- Тяжелее воздуха.
- Применяется для получения растворителей.
- Молекула имеет плоское строение.
- Не растворим в воде.
- Применяется для получения этилового спирта.
- Состав отвечает формуле CnH2n-2.
- Подвергается полному окислению.
- Применяется для получения сажи.
- Легче воздуха.
- Применяется для получения ароматических углеводородов.
После того как учащиеся написали диктант, он сдают его на проверку жюри. Команда получает средний балл по результатам диктанта.
Ответы на вопросы диктанта.
Этен (С2Н4)
![]()
Этан (С2Н6)

Этин (С2Н2)

2-й конкурс.
“Кто больше, кто быстрее”
I этап: каждая команда получает по жребию задание, в котором указано название гомологического ряда. Один человек из команды, проходя по классу вдоль ряда столов, должен на каждый шаг назвать подряд вещества данного гомологического ряда. Чем больше будет названо веществ и быстрее пройден ряд, тем выше балл получает команда.
Для выполнения данного задания командам предлагаются следующие гомологические ряды: алканы, алкены, алкадиены, алкины.
II этап: каждая команда получает по жребию задание, которое содержит формулу вещества. Необходимо составить формулы возможных изомеров и назвать их по международной номенклатуре.
Задания для данного этапа:1) С6Н14, 2) С5Н10, 3) С5Н8 (алкины), 4) С5Н8 (алкадиены).
Задания выполняются коллективно. После выполнения команды сдают ответы на проверку жюри.
Примерные ответы на задания II-го этапа:



3-й конкурс.
“Счастливый билет”.
Команды по жребию получают задания, в которых предлагаются расчетные задачи с вариантами ответов.
1). Определите массу сажи (С), которая образовалась при термическом разложении этана массой 90 г.
а) 36 г; б) 144 г; в) 72 г; г) 18 г
2) Рассчитайте объем кислорода, необходимый для полного сгорания 5,6 л пропина.
а) 22,4 л; б) 2,24 л; в) 11,2 л; г) 5,6 л
3) Рассчитайте массу этилового спирта, которую можно получить из 112 л этилена.
а) 23 г; б) 112 г; в) 46 г; г) 230 г
4) Определите объем водорода, необходимого для полного гидрирования бутадиена-1,3 массой 0,27 г.
а) 0,112 л; б) 0,224 л; в) 0,01 л; г) 0,005 л
Задания выполняются коллективно, проверка осуществляется жюри.
4-й конкурс.
“Эрудит”
I этап. Каждая команда получает альбомный лист с заданием: даны вещества
С, H2, Н2О, C2H2, C2H4, HCl, O2, Br2(p-p) и дополнительные условия – t°, H2SO4(конц.). Какие из веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия протекания и признаки реакций.
Ответы учащиеся пишут на этих же листах определенным цветом фломастера. По истечении времени команды сдают фломастеры, учитель открывает доску с заранее записанными уравнениями возможных реакций. Учащиеся сами проверяют и за каждое правильное уравнение ставят один балл. Затем работы сдают жюри.
Примерные ответы на задания данного этапа:
- С + 2Н2 → СН4 (t°)
- С + Н2О(пар) → СО + Н2
- С + 2H2SO4(конц.) → CO2 + 2SO2 + 2H2O
- 2С + Н2 → C2Н2 (t°)
- С + О2 → СО2
- 2H2O → 2H2 + O2 (электролиз)
- C2H2 + H2O → C2H4O (Hg2+)
- C2H2 + H2 → C2H4 (t°, кат.)
- С2Н2 + 2Н2 → С2Н6 (t°, кат.)
- C2H2 + Br2(р-р) → C2H2Br2
- C2H2 + 2Br2(р-р) → C2H2Br4
- C2H4 + H2 → C2H6 (t°, кат.)
- С2Н4 + Вr2(р-р) → C2H4Br2
- 2C2H2 + 5O2 → 4CO2 +2H2O
- C2H4 + 3O2 → 2CO2 + 2H2O
- C2H2 + HCl → C2H3Cl
- C2H4 + HCl → C2H5Cl
- C2H4 + H2O → C2H5OH (H2SO4, конц.)
- 2Н2 + О2 → 2Н2О (t°)
- 3C2H2 → C6H6 (t°, Cакт.)
- 2C2H2 → CH2 = CH – C ≡ CH (CuCl, NH4Cl, р-р)
- n CH2 = CH2 → (– CH2 – CH2 – )n
- 4HCl + O2 → 2H2O + Cl2 (t°)
II этап. Команды получают задания, в которых надо осуществить цепочки превращений и записать соответствующие уравнения реакций. После подготовки по одному человеку от команды выходят к доске и записывают уравнения реакций. Допускается помощь с места.
Задания для данного этапа:
1) СН4 → С → С2Н4 → СО2
2) C2H4 → С2Н6 → С2Н4
→ С2Н5Сl
3) C2H4 > C2H5OH → C2H4
→ C2H6

5-й конкурс.
“Черный ящик”
Какое вещество находится в черном ящике? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо воспользоваться подсказками.
1) 1-я подсказка. Относится к углеводородам. (10 баллов)
2-я подсказка. Это вещество синтезировал Бертло из сероуглерода.
(9 баллов)
3-я подсказка. Состав молекулы отвечает общей формуле СnH2n+2. (8 баллов)
4-я подсказка. Газ без цвета и запаха. (7 баллов)
5-я подсказка. Образуется в результате разложения растительных и животных организмов без доступа воздуха, “болотный газ”. (6 баллов)
6-я подсказка. Основная часть природного газа. (5 баллов)
(Ответ: метан)
2) 1-я подсказка. Молекула имеет плоское строение. (10 баллов)
2-я подсказка. Вещество обесцвечивает бромную воду. (9 баллов)
3-я подсказка. Состав молекулы отвечает формуле СnH2n-2. (8 баллов)
4-я подсказка. Вещество вступает в реакцию Кучерова. (7 баллов)
5-я подсказка. Получают карбидным способом. (6 баллов)
6-я подсказка. Используют для сварки и резки металлов. (5 баллов)
(Ответ: ацетилен)
3) 1-я подсказка. Бесцветная жидкость. (10 баллов)
2-я подсказка. Не растворяется в воде. (9 баллов)
3-я подсказка. Молекула имеет плоское строение. (8 баллов)
4-я подсказка. Вступает в реакции замещения и присоединения. (7 баллов)
5-я подсказка. Структурная формула предложена А. Кекуле. (6 баллов)
6-я подсказка. Относится к ароматическим углеводородам.
(Ответ: бензол).
В конце урока жюри подводит итоги, объявляет победителей, награждает команду-победительницу и лучших игроков из этой и других команд.